ХроникаПолитикаЭкономикаОбщество и культураСпортМнениеВ миреФото и видеоПротокол  президента

Грэм Уилсон об АДР: «Чем больше я узнавал, тем больше поражал меня этот период истории Азербайджана»Грэм Уилсон об АДР: «Чем больше я узнавал, тем больше поражал меня этот период истории Азербайджана»
Новое исследование британского автора: свежий взгляд на наследие АДРНовое исследование британского автора: свежий взгляд на наследие АДР
Рустам Ибрагимбеков и его фильм о том, что в бедах армян виноваты азербайджанцыРустам Ибрагимбеков и его фильм о том, что в бедах армян виноваты азербайджанцы

общество

В центре Киева состоялась церемония торжественного открытия парка имени Муслима МагомаеваВ центре Киева состоялась церемония торжественного открытия парка имени Муслима Магомаева
За первое полугодие доходы Государственного фонда социальной защиты выросли на 4,7 процентаЗа первое полугодие доходы Государственного фонда социальной защиты выросли на 4,7 процента
Визит  завершенВизит завершен
Знакомство с  Ичери шехер произвело на  Президента Италии приятное впечатлениеЗнакомство с Ичери шехер произвело на Президента Италии приятное впечатление

спорт

Все, что нужно знать о ФК «Сабах». Создание клуба, миссия в азербайджанском футболе, руководство и финансированиеВсе, что нужно знать о ФК «Сабах». Создание клуба, миссия в азербайджанском футболе, руководство и финансирование
Великолепная семерка Кубка ЕвропыВеликолепная семерка Кубка Европы
Заур Ахундов: «Максимов подвел «Кешля»Заур Ахундов: «Максимов подвел «Кешля»
Франция — чемпион мираФранция — чемпион мира

В мире

Ученые NASA выяснили, откуда на Луне могли появиться запасы воды
09 октября, 2017

Огромные запасы воды, недавно найденные на Луне, могли скопиться на ее поверхности в первые мгновения жизни спутницы Земли, когда она еще обладала своей собственной атмосферой, заявляют геологи в статье, опубликованной в журнале EPS Letters.

«В то время, когда лунные базальты начали формироваться, они выбросили в атмосферу Луны примерно столько же воды, сколько содержится в любом крупном озере на поверхности Земли. Большая часть этой воды улетучилась в космос, но даже если всего 0,1% ее остался в почве, то этого хватит для объяснения всех запасов воды на полюсах Луны», — заявила Дебра Нидхэм из Центра космических полетов NASA имени Маршалла (США).

Считается, что Луна образовалась в результате столкновения Тейи, протопланетного тела, с «зародышем» Земли. Столкновение привело к выбросу материи Тейи и прото-Земли в космос, из которой и была «слеплена» Луна. Этот катаклизм считался причиной того, почему ее недра и поверхность практически лишены воды. Эта гипотеза была поставлена под сомнение в феврале 2012 года, когда ученые обнаружили неожиданно высокую концентрацию воды в лунных магматических породах.

Большие споры вызывают два ключевых вопроса — откуда взялась эта вода и где она прячется. Часть астрономов предполагает, что основным источником воды выступили кометы, тогда как другие приписывают эту роль астероидам, причем в пользу той и другой теории есть свои наборы доказательств.

Вдобавок, недавно ученые нашли большие залежи воды почти на всей поверхности Луны, что сделало эти споры еще более жаркими, а причину появления воды — еще более загадочной. Нидхэм и ее коллега Дэвид Кринг из Института изучения Луны и планет в Тусоне (США) нашли ответ на этот вопрос, изучая то, что происходило в недрах юной спутницы Земли сразу после ее формирования.

Подобные расчеты ученые проводили, опираясь на образцы магматических горных пород Луны, доставленные на Землю экспедициями «Аполлон-15» и «Аполлон-17». Эти данные, в том числе детальная компьютерная модель недр новорожденной спутницы Земли, помогли американским геологам выяснить, что в первые мгновения своей жизни Луна была покрыта своеобразной атмосферой, состоявшей из паров воды, водорода, углекислоты и ряда других газов.

Источником этой атмосферы служили будущие «моря» Луны, возникшие в ходе излияний базальтовой магмы на ее поверхность. В общей сложности они выбросили примерно 20-триллионов тонн углекислого газа и 260 миллиардов тонн воды, чего хватило бы для заполнения нескольких озер или рек и формирования атмосферы, похожей по своей плотности и свойствам на воздушную оболочку Марса.

Эта атмосфера, как показывают расчеты ученых, должна была просуществовать достаточно долгое время, около 70 миллионов лет, за которые часть этих запасов воды и углекислоты могла осесть в темных кратерах на полюсах, где было относительно холодно и темно по сравнению с зонами вулканизма в экваториальных и умеренных широтах Луны.

Даже если подобная участь постигла исчезающе малую долю воды, содержавшуюся в атмосфере Луны — меньше 1% или даже 0,1%, этих запасов льда, как считают исследователи, вполне хватит для того, чтобы объяснить те данные, которые были получены зондами LRO и «Чандраян-1» при изучении кратеров и приполярных равнин Луны.

Страницы:

printerверсия для печати

Правила перепечатки   •   Обратная связь

Любое использование материалов допускается только при соблюдении правил перепечатки и при наличии гиперссылки на www.br.az. Новости, аналитика, прогнозы и другие материалы, представленные на данном сайте, не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.