На Марсе нашли следы магнетизмаи зафиксировали сотниподземных толчков

28 Февраль 2020
10:32
119
На Марсе нашли следы магнетизмаи зафиксировали сотниподземных толчков

Приборы посадочной платформы InSight зафиксировали на Марсе сотни подземных толчков и локализовали их источник, а также нашли следы неожиданно сильной намагниченности в породах планеты. Результаты исследования ученые опубликовали в журнале Nature.

«Мы доказали, что Марс — сейсмически активная планета. Его недра оказались гораздо более активными, чем у Луны, но менее беспокойными, чем на Земле. В целом Марс в этом отношении напоминает те спокойные уголки нашей планеты, которые находятся далеко от разломов и зон сейсмического напряжения», — рассказал руководитель миссии InSight Брюс Банердт.

Спускаемый модуль InSight совершил посадку на поверхность Марса в декабре 2018 года. Две главные его задачи — поиски следов марсотрясений и изучение внутренней структуры Красной планеты. Его научная работа началась в феврале прошлого года, когда немецкие и американские ученые завершили установку сейсмографа SEIS и начали разворачивать буровую установку HP3.

Проблемы у этого прибора начались в первые же сутки работы. Изначально он должен был погрузиться в глубь Марса на 70 сантиметров, однако этого не произошло: пройдя около 35 сантиметров, бур перестал погружаться и начал «топтаться на месте».

Следующий год ученые NASA и DLR потратили на то, чтобы понять, что именно произошло с буром, и чтобы придумать, как его спасти. Пока они не смогли этого сделать, так как движению бура мешает особо плотный слой спекшегося песка, который не ломается под ударами HP3.

Однако эти проблемы, как отметил Банердт, не помешали работе сейсмографа, а также другим инструментам InSight, которые предназначены для изучения атмосферных процессов и недр Марса. В частности, за первые полгода наблюдений SEIS зафиксировал 174 марсотрясения. Это подтвердило, что недра Красной планеты до сих пор сейсмически активны.

Большая часть этих толчков, по словам планетологов, была достаточно слабой. Остальные 24 возникли на большой глубине, 20—30 км, их магнитуда составила примерно 3—4 балла. Как пояснили планетологи, человек мог бы заметить подобные толчки только в том случае, если бы жил в окрестностях их эпицентра. В целом специалисты пришли к выводу, что марсотрясения случаются гораздо чаще, чем они думали.

Помимо этого, ученые открыли два интересных и трудно объяснимых факта, которые связаны с геологией Марса. Во-первых, приборы посадочного модуля зафиксировали необычно высокие уровни остаточной намагниченности марсианской коры, которые не укладываются в представления о том, что у Красной планеты никогда не было мощного магнитного поля. Как отметили ученые, замеренные ими значения в десятки раз превосходили данные, которые получали орбитальные спутники и которые предсказывают теории формирования планеты.

Во-вторых, большая часть марсотрясений, которые смог уловить SEIS, были разбросаны по недрам планеты не случайным образом, а были сосредоточены в так называемых Бороздах Цербера. Так, ученые называют набор расселин и разломов, который располагается у экватора Марса, рядом с равниной Элизий.