Ежедневная общественно-политическая газета
Ежедневная общественно-политическая газета
Экс-министр иностранных дел Армении Вардан Осканян потерялся во времени
Толковые словари довольно четко и доходчиво дают объяснение понятия «демагогия». При знакомстве с ними не составляет труда осознавать, за счет каких особенностей политики средней руки изображают из себя всесильных.
Экс-министр иностранных дел Армении Вардан Осканян с недавних пор мельтешит перед взором армянской аудитории и методично озвучивает безумные мысли относительно хроники последних лет и нынешней ситуации. Если внять его доводам, недолго предположить, что доминирующей на Южном Кавказе силой является Армения, а Азербайджан всего лишь на чуток усилил свои позиции и его преимущество не более чем эфемерно.
В бытность руководителем внешнеполитического ведомства Армении Осканян не производил впечатление недалекого человека. В отдельные моменты представал в облике мыслящего дипломата, хотя всегда демонстрировал признаки недоговороспособного.
Понятно, что он оставался в тени первых лиц, однако если бы был прагматиком, смог бы склонить президента Роберта Кочаряна к компромиссному восприятию тогдашних реалий. Раз этого не произошло, стало быть, или не смог оказать должного влияния на босса, или же просто не захотел. В любом случае ударил лицом в грязь, раз не увел свою страну с гибельного пути.
Мысли, которые он озвучивает ныне, представляются вздорными, потому что никак не стыкуются с реальным положением вещей. В лучшем случае они рассчитаны на простаков и далеких от серьезной политики людей. Собственно, потому и имеют на себе плотный налет демагогии.
Сей дипломат парит в мире иллюзий, разоткровенничавшись, твердит, будто бы он в состоянии «за 2-3 месяца кардинально изменить переговорный процесс и сделать его гораздо более проармянским».
Сказать, что Осканян бредит, значит ничего не сказать. Если по существу его высказываний, то экс-министр занимается традиционным армянским ремеслом - составлением новых легенд, в которые сам, может, и не верит, но очень желает, чтобы в них поверили малограмотная масса и реваншистская колонна.
Поразительным в сознании большинства армян является то, что болезненное падение их страны после 44-дневной войны так и не выработало в обществе перестройку менталитета. Они до сих пор пребывают во власти сказочных сюжетов. Но ладно, если бы этим грешили простые смертные.
Вардан Осканян - человек немолодой, искушенный в политических перипетиях. Невзирая на стаж и опыт, тоже заплывает в море искаженных надежд, чем вредит общественным интересам. Не лучше ли отмолчаться?!
«Если бы мне и группе дипломатов дали возможность вступить в переговоры, то мы многое бы изменили», - заливает он, не отдавая себе отчета, что выставляет себя матерым популистом, у которого серьезная демагогическая практика. Но он поневоле снимает завесу таинственности с вынашиваемых мыслей. У него очень банальный расчет, который сводится к желанию навязать обществу идею наличия легкого решения этой острой проблемы. Вероятно, ему кажется, что он отмылся от позора недееспособности, поэтому планирует заручиться доверием масс по прошествии лет.
Но известно же, что история памятливее всех. Вряд ли он страдает беспамятством. Скорее прекрасно помнит время, когда вместе со своим малообразованным начальником Робертом Кочаряном, рядом с которым был неуч Серж Саргсян и к которым впоследствии примкнул Эдвард Налбандян, проводил в жизнь политику краснобайства, лишь бы отгородить переговорный процесс от конкретики и предметных смыслов. Черное дело Осканян в то время сделал. А ныне, следуя строгим канонам популизма, выставляет себя в образе защитника национальных интересов, внушая аудитории ложные мысли о личной готовности к осуществлению спасительной миссии. Уверяет, что ему звонят, пишут и спрашивают, мол, как добиться перелома. Отвечает: «Сегодня, несмотря ни на что, мы готовы к решению вопроса, поскольку беспокоимся из-за новой войны и готовы принять любые условия Азербайджана, лишь бы был подписан мирный договор. Это неправильное восприятие, это желание не армянского народа…»
Не следует ли из сказанного, что армянский народ желает новой войны и полон решимости отомстить за поражение?
Автор несусветных мыслей передает смыслы в завуалированной форме, представляясь этаким голубем мира, хотя остался в истории одним из идеологов политики фашизма, что перечеркнуло мирный план. Именно он под началом своего шефа и вел переговоры, которые строились вовсе не для достижения мира. Имитация заинтересованности в успехе контактного процесса ставила целью уничтожение самой идеи примирения.
Когда мракобес со стажем Роберт Кочарян громогласно обнародовал теорию о психологической несовместимости армян и азербайджанцев, уверяя всех, что два этноса не смогут жить бок о бок, Осканян вторил автору ахинеи. Ему ли сегодня поучать других тому, как необходимо строить тактику ведения переговоров? Да и есть ли у экс-министра в багаже тяга к мирному сосуществованию двух народов?
Дальше, как говорится, больше. «Логику переговоров необходимо поменять», - утверждает Осканян. И вот как он себе это представляет: «Основной акцент должен быть не на том, что армяне собираются спешно подписать какой-то документ под угрозой войны, а на том, что они составляют его таким образом, что армянская сторона готова вести переговоры с Азербайджаном для поиска путей, что позволит добиться справедливого, долгосрочного и стабильного мира».
Откровенно говоря, суждения экс-министра не в меру заумны и непрофессиональны, и невозможно из них вычленить какой-либо стоящий знаменатель. Обычный спойлерский подход и стиль.
Самозваный советчик считает, что переговорную повестку необходимо расширить и она не должна состоять только из азербайджанских требований, а к ним должны прибавиться и армянские требования. Он фальшивит как дышит. Во-первых, Баку, как и положено, вправе выдвигать условия, потому что не он спровоцировал войну, а оказался в положении защищающейся стороны. Став победителем, он и должен диктовать правила и требования.
Во-вторых, где это видано, чтобы застрельщик больших бед, войн и лишений что-либо путное изобрел? Немыслимо сие. В прошлые годы, пока азербайджанские земли находились под оккупацией, Осканян вместе с подельниками не уставал щериться, изображая из себя уверенного в себе победителя.
Ну и, в-третьих, допустил бы он тогда, чтобы азербайджанские требования обсуждались? Нет, конечно.
Сегодня он в овечьем обличье сетует, мол, Армения Никола Пашиняна, приняв требования Азербайджана, хочет лишь придать процессу переговоров такую дипломатическую формулировку, которая станет воспринимаемой для армянского народа, а Азербайджан не разрешает даже этого. И заключает, будто, «Баку хочет, чтобы его требования были сформулированы таким образом, чтобы в будущем не было возможности различных интерпретаций».
В этом Осканян прав, потому что Президент Ильхам Алиев знает своих визави как облупленных. Разве не они в прежние годы практиковали метод Сизифа, когда после принятия решений по пунктам повестки Баку предлагал идти вперед, а Иреван снова возвращался к уже обсужденным темам?
Своими изощрениями армянские руководители пытались извести Баку, хотели взять его измором. Не вышло, потому что изображали из себя всесильных победителей, но недооценили азербайджанского лидера Ильхама Алиева. Он преподнес Иревану и всему армянству поучительный урок.
Наконец, последняя авантюрная фишка, с помощью которой Осканян желает превратить повестку в проармянскую, - это возврат к факту времен СССР, когда Карабах был автономной областью. Автор идеи свято верит, что если этот исторический фрагмент станет отправной точкой повестки, то это «коренным образом изменит логику переговоров, откроет новые двери, возможности для достижения проармянского решения».
Тут-то экс-министр дает слабину, показывая, что потерялся во времени. Все, от чего в свое время отлынивали Кочарян и Саргсян с их главными дипломатами, сыграло с ними злую шутку. Предлагал же Президент Ильхам Алиев высокий статус армянам Карабаха в составе Азербайджана. Отвергли.
Предлагал поэтапный вариант разрешения конфликта и пакетный, прямо на выбор. Но и в этом армянские лидеры предпочли корявые политические танцы. Сегодня склонялись к одному, на завтра к другому, избрав для себя, скажем так, политику иезуитства. Что в итоге получилось, известно.
Армяне Карабаха - это не народ, чтобы им решать или за них решать вопрос самоопределения. На кону процесс реинтеграции малочисленной общины в азербайджанское общество. С этим пунктом повестки все ясно как божий день. В свое время, когда Президент Ильхам Алиев был на серьезной дипломатической волне, «осканяны» и «налбандяны» вместе с шефами зубоскалили и довели дело до логической черты. И потому дальше все решает не Иреван, а Баку.
Используя ораторские уловки и приемы, Вардан Осканян и ему подобные вводят аудиторию в заблуждение. Но набор демагогических средств не даст результата. Для серьезных и долгосрочных планов необходимы рациональные выкладки. Они в арсенале азербайджанской дипломатии, которая смогла выработать практичную повестку, и ей альтернативы нет.