Ежедневная общественно-политическая газета
Ежедневная общественно-политическая газета
Государственно-частное партнерство для устойчивого развития
В преддверии экологического саммита ООН ожидаемо обострилось внимание к формату государственно-частного партнерства. Упомянутый процесс происходит в контексте новейших принципов экологического, социального и корпоративного управления, находящихся в истоках формирования особых подходов к бизнесу нового поколения.
Тесное взаимодействие государства и бизнеса, безусловно, важнейший посыл на пути к реализации ключевых задач мировой «зеленой» повестки и климатических инициатив. Причины столь выраженной популярности формата государственно-частного партнерства (ГЧП) упираются в суть современного механизма. По утверждению экспертов и практиков, особый формат отношений выстраивается на договоренности между государственным партнером, выступающим в лице заказчика, и выполняющими роль исполнителей проектов приоритетной важности частными организациями.
Целью ГЧП с экономической точки зрения является стимулирование привлечения частных инвестиций, а финансовый вопрос остается наиболее актуальным и спорным моментом внедрения всевозможных климатических инициатив, предполагающих масштабные денежные вливания в энергетическую перестройку и строительство «зеленого» будущего. Например, переход на возобновляемые источники энергии - это не просто переключение с токсичного для экологии углеводородного ресурса на безвредную альтернативную энергию, но и серьезные капитальные вливания в строительство соответствующей энергетической инфраструктуры.
На этом примере видно, что защита окружающей среды - недешевое удовольствие. А если прибавить масштабные планы «зеленого» хозяйственного перехода, то можно убедиться в том, что экология требует солидных вложений.
Следуя анализам Международного валютного фонда (МВФ), благие климатические инициативы могут оказаться не по карману множеству стран. По данным этой международной структуры, развивающиеся государства несут колоссальные издержки, а в ближайшие десятилетия государственные расходы на адаптацию к изменениям климата будут достигать примерно 0,25% мирового валового внутреннего продукта в год. В такой ситуации опора на частные инвестиции и потенциал крупного бизнеса выходит во главу угла правительственных проектов климатической важности.
В мире климатической дипломатии и глобального энергоперехода «зеленеет» буквально все: от энергии до финансов и деловых отношений. Азербайджан, как известно, чутко реагирует на мировые тренды - экологическая экономика выходит у нас на передний план, гарантируя успешную хозяйственную трансформацию и новые экономические блага. Достаточно вспомнить, что «зеленый» переход нашел отражение в государственной стратегии «Азербайджан-2030: национальные приоритеты социально-экономического развития», а, главное, осенью главный город страны готовится встретить международный климатический саммит.
Столь масштабный почин - это еще и серьезные хозяйственные перемены, выходящие за рамки популярного для нашей нефтедобывающей страны энергетического перехода. Сейчас республика активно наращивает потенциал возобновляемых источников энергии. По планам Министерства энергетики, уже через четыре года доля ВИЭ в электроэнергетических мощностях поднимется с нынешних 18% до 37%. Кроме этого, правительство стремительно увеличивает портфель проектов ВИЭ, чтобы до 2030 года добиться 7-10 ГВт генерирующих мощностей в сфере «зеленой» энергии.
Конечно же, все это требует средств, потому в преддверии климатического саммита ООН местный финансовый регулятор усилил внимание к устойчивому финансированию. COP29 положительно повлияет на привлечение «зеленых» финансов в Азербайджан, обещает председатель Центробанка Талех Кязимов. Кстати, в отчетности об устойчивом развитии и формировании рынка «зеленых» финансов ЦБА уже очертил климатические цели, уделив при этом особое место рискам экологического, социального и корпоративного управления ESG.
Создание системы «зеленого» финансирования, открывающей новые горизонты перед отечественной банковской системой, обсуждается у нас не первый год. И на это имеются веские основания. Глобальная экономическая трансформация запустила серьезные перемены: от соответствия этой повестке зависит жизнеспособность местных финансовых рынков и бизнеса. Вот только финансирование бизнеса остается наиболее слабым звеном в системе кредитно-финансовых отношений, особенно если речь идет о серьезных проектах климатической важности. Поэтому сегодня более активно привлекаются зарубежные инвестиции, выстраиваются инновационные финансовые механизмы, используется формат открытых торгов для отбора производителей.
Именно в этом русле развивается «зеленый» вектор государственно-частного партнерства. Наряду с формированием благоприятной для инвесторов нормативно-правовой базы, одним из центральных элементов стратегии развития ВИЭ становится внедрение аукционных механизмов для отбора производителей электроэнергии. Упомянутый подход, основанный на конкуренции, прозрачности и эффективности, позволяет выбирать проекты и правильно распределять капитал. Путем привлечения к торгам частных инвесторов по линии государства определятся экономически эффективные и технически жизнеспособные проекты в области возобновляемой энергетики.
Другим, не менее продвинутым решением стало присутствие местного энергетического оператора на международном рынке устойчивого финансирования. В начале этого года Azərenerji в рамках сотрудничества с SOCAR Trading внесла на регистрацию катарской программы по парниковым газам Global Carbon Council и швейцарской Gold Standard проекты по строительству семи малых ГЭС - «Чыраг-1», «Чыраг-2», «Союгбулаг», «Гамышлы» и «Мейдан» в Кяльбаджарском районе, а также «Мирик» и «Гарыгышлаг» в Лачине. Регистрация проектов в рамках климатической инициативы позволит местному энергетическому оператору стать первой национальной структурой, выпустившей углеродные единицы в международных глобальных программах.
Как отмечают в самой структуре, «зеленые» сертификаты обеспечат ей присутствие на рынке углеродных кредитов. А ведь это еще и главное условие участия нашей страны в мировой системе «зеленого» кредитования, основанного на учете экологических, социальных и управленческих факторов при принятии инвестиционных решений, что в целом приводит к более долгосрочным инвестициям в устойчивую экономическую деятельность и устойчивые проекты.