Ежедневная общественно-политическая газета
Ежедневная общественно-политическая газета
Макрон вскоре поймет, что спортивная эйфория не длится долго
В истории существуют моменты, когда дух единства и перемирия превосходит политические и социальные разногласия, создавая временную иллюзию гармонии и согласия.
Такие периоды, наполненные символикой и ритуалами, часто оказываются кратковременными передышками в бурных водах общественной жизни.
Однако за фасадом этих временных перемирий скрывается неизбежное возвращение к реальности, где противоречия вновь выходят на первый план, требуя новых решений и стратегий. Подобные моменты позволяют нам по-новому взглянуть на динамику власти и политических процессов, которые, несмотря на внешние проявления единства, продолжают свое неумолимое движение вперед, определяя будущее целых народов и регионов.
Во время древних Олимпийских игр в Греции гонцы, называемые сфондофорами, рассылались далеко и широко, чтобы объявить о кекехирии, или олимпийском перемирии. Согласно соглашению, во время Игр прекращались войны.
Подобный дух царил и во французской политике, которая была в состоянии смятения в преддверии Олимпийских игр в Париже, но прекратила политическую борьбу на время их проведения. Однако с завершением Олимпийских игр это временное политическое затишье начинает исчезать и вновь возникают вопросы о том, что будет дальше с французским парламентом и внешнеполитической повесткой президента Франции Эмманюэля Макрона, а также о том, как изменения в Париже могут повлиять на Европейский Союз (ЕС).
Так что же ждет французский парламент?
Все хорошо помнят, как во втором туре парламентских выборов 7 июля Франция осталась с тремя разными блоками, которые преследуют различные цели. После завершения «политического перемирия» в связи с Олимпийскими играми назначение нового премьер-министра стало приоритетом. Макрон не должен по закону назначать на этот пост своего преемника Габриэля Атталя, что дает президенту время на обдумывание стратегии по формированию стабильного правительства. Переговоры уже ведутся, но некоторые полагают, что Макрон может попытаться продлить политическое перемирие до завершения Паралимпийских игр, которые продлятся до 8 сентября.
Как правило, президент выбирает премьер-министра из партии, имеющей наибольшее количество мест в Национальном собрании, которой в настоящее время является коалиция «Новый народный фронт» (NFP). Однако NFP, состоящая из пяти разных политических партий, сталкивается с внутренними проблемами, особенно с крайне левой партией «Непокоренная Франция» во главе. Коалиция предложила Люси Кастет в качестве своего кандидата, однако союзники Макрона называют «Непокоренную Францию» слишком «экстремальной», чтобы управлять страной. В этой ситуации возрастает вероятность того, что Макрон может попытаться привлечь некоторых умеренных социалистов и «зеленых» из NFP в свой более центристский блок.
Кого бы ни назначили премьер-министром, ему предстоит нелегкий путь, начиная с 1 октября, когда Национальное собрание вновь соберется. Бюджет Франции находится под строгим контролем после того, как Европейский совет начал официальные действия против высокого соотношения дефицита к валовому внутреннему продукту страны. Совет попросил Францию представить среднесрочные планы до сентября, чтобы вернуть уровни дефицита в норму. Управление этими бюджетными вопросами при беспрецедентно подвешенном парламенте станет сложной задачей для выбранного Макроном премьер-министра.
Интересно, что ждет Макрона?
Несмотря на теплый прием французского пловца Леона Маршана, завоевавшего золотую медаль, и использование вызванного Олимпийскими играми положительного настроя, Макрон вскоре поймет, что спортивная эйфория не длится долго. Вскоре после победы мужской сборной Франции по футболу на чемпионате мира в 2018 году страну охватило движение «желтых жилетов», которое продолжалось пятьдесят две недели подряд. Пока рано говорить, повторится ли это в 2024 году, но Макрон, несомненно, попытается сохранить дух Олимпийских и Паралимпийских игр как можно дольше.
Распределение обязанностей во французской политике дает Макрону почти монопольное право на внешнюю политику, но его планы могут осложниться французским парламентом. Многие планы Макрона - сокращение бюджетного дефицита за счет сокращения расходов или повышения налогов, переход на возобновляемую энергию и сохранение жесткой позиции в отношении России - могут быть сорваны бюрократическими препятствиями, которые могут быть возведены NFP или партией «Национальное объединение» (RN). Например, Марин Ле Пен из RN уже ясно дала понять, что оборонная и внешнеполитическая повестка Макрона не будет реализована.
И что это значит для ЕС?
В ближайшие недели за французской политической сценой будут с тревогой следить политики в Брюсселе, которые рассчитывают на поддержку Франции. Президент Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен наметила стратегическую повестку для ЕС с амбициозными целями в области конкурентоспособности, обороны и «чистой» энергии. Реализация этих инициатив потребует сильной поддержки со стороны Франции.
Возможно, самым значительным последствием французской политической драмы для ЕС станет ее влияние на поддержку Украины. Макрон был ярым сторонником помощи Украине, заявив в мае, что «если Россия победит в Украине, безопасности в Европе не будет». В будущем сохранение высокого уровня поддержки будет зависеть от его способности ориентироваться в условиях подвешенного парламента.
Другим фактором в уравнении является Жордан Барделла, президент партии RN, который теперь возглавляет крайне правую группу «Патриоты за Европу» (ПзЕ) в Европейском парламенте. ПзЕ стала третьим по величине блоком в Европейском парламенте и имеет поддержку премьер-министра Венгрии Виктора Орбана. Крайне правые могли потерпеть неудачу во втором туре французских внеочередных выборов, но с увеличением импульса ПзЕ в Европейском парламенте и наличием у Орбана мощного союзника в Европейском совете RN по-прежнему имеет потенциал для усложнения проевропейской повестки.
Макрон наслаждается успехом зрелищных Олимпийских игр, но маловероятно, что этот успех приведет к политическим достижениям для президента или к компромиссам во французском парламенте. Двумя крупнейшими испытаниями будут назначение премьер-министра и рассмотрение бюджетного предложения для Европейского совета. Французская политика, несомненно, останется в заголовках новостей в обозримом будущем, что приведет к серьезным последствиям как для Парижа, так и для Брюсселя.
Таким образом, политические эпохи, как и природные циклы, неизбежно проходят свой путь от рождения до заката, оставляя после себя как бурю перемен, так и тихий след на глади времени. Символизм и ритуалы, наполняющие эти периоды, лишь временные костыли для сложных механизмов власти и влияния, которые продолжают свое неумолимое движение вперед. Когда же тишина уступает место действию, перед нами открываются новые горизонты - иногда светлые и полные надежд, иногда мрачные и непредсказуемые. И хотя ни одна политическая конструкция не бывает идеальной, каждая несет в себе потенциал преобразований, способных изменить ход истории не только для одного народа, но и для всего человечества.