Ежедневная общественно-политическая газета
Ежедневная общественно-политическая газета
Политический раскол грозит перераспределением сил во Франции
Резкое заявление президента Франции Эмманюэля Макрона обострило и без того напряженную в стране политическую ситуацию. В своей последней речи он фактически объявил политическую войну партии «Непокоренная Франция», возглавляемой Жан-Люком Меланшоном.
Это заявление свидетельствует о дальнейшем углублении раскола между центристскими силами, представленными Макроном, и левыми радикалами, которые все больше набирают популярность среди недовольных граждан. В условиях нарастающего социального и экономического кризиса в стране этот конфликт может привести к новым потрясениям и перераспределению политического ландшафта Франции.
Еще несколько недель назад партия Макрона потерпела поражение на парламентских выборах во Франции, потеряв более девяноста мест, до этого управляя страной меньшинством. Однако Макрон до сих пор отказывается назначить премьер-министра от левых, несмотря на то что левый альянс - Новый народный фронт (NFP) является крупнейшей группой депутатов в Национальном собрании, имея более
185 мест против 160 у Макрона. Жан-Люк Меланшон, лидер «Непокоренной Франции» (LFI), обвинил президента в том, что он «автократ», который «вызывает хаос».
Тем временем Макрон пытается извлечь максимальную политическую выгоду из успеха Олимпийских и Паралимпийских игр, при этом его сторонники пытаются сколотить некое лево-правое коалиционное правительство. Главной задачей, по мнению антидемократичных макронистов, является исключение «экстремистов слева и справа», то есть LFI, самой радикальной из четырех партий левого альянса, и фашистского «Национального объединения» (RN). Они ищут премьер-министра, желательно из какой-то левой партии, который отвергнет радикальную программу Нового народного фронта и ненавидит LFI. Традиционные правые республиканцы поддерживают Макрона, заявляя, что они немедленно предложат вотум недоверия, если новое правительство будет включать министров от LFI, но не сделают этого, если будет создан мягко-левый альянс с Макроном.
Макрон фактически объявил войну LFI. После того как Рима Хассан, депутат Европарламента от этой партии, опубликовала пророссийский твит, указывающий, что даже ООН не относится к событиям 7 октября так же, как к террористическим атакам, и что за пределами западных держав почти никто не считает ХАМАС террористической организацией, Макрон получил поддержку от 51 своего депутата, чтобы потребовать снятия парламентской неприкосновенности с Римы Хассан и судить ее за поддержку терроризма. Он надеется, что этот тип сфабрикованного «скандала» расколет и ослабит NFP. Правые СМИ любой ценой пытаются связать принципиальное сопротивление событиям в Газе с ужасной антисемитской атакой на синагогу в Ла-Гранд-Мотт на юге Франции в эти выходные.
В своей речи на праздновании восьмидесятой годовщины высадки союзников на юге Франции Макрон достиг пика лицемерия, заявив: «Мы не должны поддаваться разделению». Это тот же президент, который заставил всех работать на два года дольше и сократил пособие по безработице, одновременно отменив налог на богатство, жестоко подавляя желтые жилеты и демонизируя мусульман.
Теперь возникает другой вопрос: сможет ли Макрон расколоть левый альянс?
Зомби-правительство Макрона, официально подавшее в отставку, продолжает свою работу. Дарманен, министр внутренних дел, яростно разжигает исламофобию, потому что он знает, что сопротивление слева в этом вопросе будет слабым. Мусульманскому проповеднику из Пессака на юго-западе Франции угрожает депортацией за защиту Палестины и за то, что он заявил, что Франция является «исламофобской страной». А большая мечеть в Марселе подвергается угрозе закрытия со стороны полиции по сфабрикованным обвинениям.
Продолжается и политика жесткой экономии. Бывший или временный премьер-министр Габриэль Атталь разослал письма министрам здравоохранения, образования и других ведомств, требуя от них сократить сотни миллионов евро в реальном выражении из их бюджетов на следующий год. Даже центристские депутаты, такие как Шарль де Курсон, протестуют, заявляя, что «это плохо для демократии», если правительство, которое теоретически ушло в отставку после своего поражения на выборах, продолжает такую политику.
23 августа Макрон встретился с лидерами всех политических партий, пообещав назначить премьер-министра вскоре после этого. Он надеется избежать соблюдения демократической процедуры и не назначать Люси Кастетс, кандидатуру, поддерживаемую радикальным NFP, за которую выступают четыре левые партии.
В этой медленно развивающейся, но глубокой кризисной ситуации четыре партии левого альянса (LFI, социалисты, коммунисты и зеленые) раскрывают свои политические различия, хотя никто из них пока не вышел из рядов, чтобы сформировать альянс с людьми Макрона. Столкнувшись с отказом президента назначить Люси Кастетс, LFI пригрозила запустить процедуру импичмента против него. Это предложение было осуждено руководством Компартии, а лидеры социалистов и зеленых дистанцировались от такого «разрушительного» предложения.
Попытка Макрона расколоть левое движение и убедить центристов отказаться от всех радикальных политик пока не увенчалась успехом. Возможно, ему придется допустить создание неординарного меньшинственного правительства LFI. Такое правительство может столкнуться с трудностями при принятии законов, хотя вполне вероятно, что в парламенте будет большинство для принятия некоторых важных мер, таких как отмена прошлогоднего повышения пенсионного возраста или установление минимальных сельскохозяйственных цен для защиты мелких фермеров. Однако принятие новых законов - не единственная функция правительства. Ряд важных пунктов программы NFP может быть выполнен левым правительством без голосования в парламенте: роспуск самих расистских полицейских подразделений, повышение минимальной зарплаты и минимальной пенсии, повышение заработной платы в государственном секторе, замораживание цен на основные продукты питания вплоть до признания Государства Палестины.
То, что произойдет в парламенте в ближайшие месяцы, имеет большое значение. Какое бы правительство ни было сформировано, оно будет правительством меньшинства, а новые выборы могут быть проведены не раньше следующего июня. Однако ключевым фактором будет массовая мобилизация. Возможно, потребуется массовая акция, чтобы заставить Макрона назначить премьер-министра от NFP. Массовая акция, безусловно, потребуется и для поддержки выполнения реформ, предусмотренных в программе, когда сопротивление со стороны богатых и влиятельных окажется еще более жестоким, чем предполагает руководство радикальных левых. И если Макрон продолжит свое презрение к демократии и назначит правительство лево-правого альянса, потребуются массовые забастовки и демонстрации, чтобы свергнуть его. А если ни одно правительство меньшинства не сможет выжить, французы должны требовать отставки Макрона и проведения новых президентских выборов.