Ежедневная общественно-политическая газета
Ежедневная общественно-политическая газета
Джеймс Уорлик грешит против истины
В истории дипломатии нередки случаи, когда представители одной и той же страны дезавуируют друг друга. Диссонанс происходит в силу разных причин и непременно превращается в конфуз.
Обычно это случается, когда идущий наперекор линии страны выступает в роли адвоката одной из сторон спора, а причиной разногласий внутри команды становится меркантильный мотив.
Попросту говоря, ангажированность вынуждает фигуранта идти напролом, хотя это не приветствуется в дипломатических коридорах. Как-никак представители одной и той же страны обязаны действовать согласованно, а в случае разногласий проявлять сдержанность.
Свежий пример непристойного поведения подает бывший сопредседатель Минской группы ОБСЕ от США Джеймс Уорлик, выступающий в роли заправского выскочки. Мало того, что в бытность сопредседателем наломал уйму дров, не стеснялся быть циничным и откровенно гнул проармянскую линию, так сегодня снова рвется в бой ради реанимации собственной роли, хотя это немыслимо и алогично.
По тому, как он рьяно включился в процесс, активно выступает в прессе, да еще выдает свои так называемые «истины» вверх ногами, видно, что он взялся за старое. Под этим старым имеется в виду продвижение армянских интересов, и отчетливо видно, что делает он это не за просто так.
Итак, гораздый на «чудотворство» экс-дипломат, не вписываясь в здравую траекторию, ломает игру действующей американской дипломатии. Один только его месседж относительно «заявления посла США в Армении о том, что Вашингтон считает возможной безопасную жизнь армян Карабаха в составе Азербайджана, является преждевременным» - яркое свидетельство того, что Уорлик нарочито ведет дело к срыву ведущегося армяно-азербайджанского диалога, чтобы предоставить поле новым силовым коллизиям.
Раз этот человек с порога отвергает здравую позицию посла США в Армении Кристины Квин, которая искренне желает сдвинуть тяжелые вопросы с мертвой точки, значит, он желает обратного.
Как же его понимать, если он идет вразрез с линией своей страны? Ведь американская дипломатия в последнее время предпринимает поистине заметные усилия ради доведения диалога Баку и Иревана до ожидаемого финала.
Помнится, как Уорлик в годы своей работы на позиции сопредседателя часто навещал армянонаселенный Карабах и ни разу не наведался к азербайджанцам, живущим в том же регионе. Под маркой гуманитарных инициатив он постоянно организовывал встречи с армянскими детьми, не стеснялся контактов с главарями сепаратистов, а в ходе кратковременных бесед с азербайджанскими полномочными представителями говорил обо всем… и ни о чем.
Его «ноу-хау» было нацелено на усыпление бдительности Баку. Поэтому арсенал Уорлика составляли замысловатые, но пустопорожние изречения, ничего не значащие высокопарные сентенции.
Моментами он еле сдерживался, когда Президент Ильхам Алиев ставил вопрос ребром о необходимости деоккупации азербайджанских территорий, требуя от МГ ОБСЕ соблюдения норм международного права. Не случайно экс-сопредседатель системно торпедировал просьбы и требования Баку, когда ставился вопрос о ситуации на оккупированных территориях.
А с чем же он выступает в новых поствоенных реалиях? Неужели прозрел и готов смотреть правде в лицо? Похоже, нет, он ни на йоту не изменился в своей продажности и топит других ради интересов армянской стороны, которая порядком надоела не только региональным силам, но и всему сообществу.
Уорлик со своим старым и потрепанным чемоданом, в котором только один ни на что не годный дипломатический хлам, дует в ту же дуду, что и вся свора пока еще не обезвреженных сепаратистов.
С какого боку он ратует за предоставление мифических гарантий безопасности для защиты армян Карабаха, коль Баку их предоставляет, а хайские командиры отказываются это признать? Президент Ильхам Алиев в отличие от армянских руководителей всегда был и остается хозяином своих слов. Ни одно его обещание не осталось невыполненным. Уж кому-кому, а экс-сопредседателю об этом известно все до мельчайших деталей.
В мыслях Уорлик понимает, что льет напраслину на Азербайджан, грешит против истины, тем не менее входит в образ, мол, «не знаком со всем контекстом слов посла США. Думаю, что пока рано делать такие заявления».
Отставник вообще удивляет глубинной циничностью, возвращаясь к мертвым вопросам. «Карабаху должны быть предоставлены гарантии безопасности. Разумеется, ни о какой этнической чистке не должно быть и речи. Этот вопрос должен решаться на самом высоком уровне. Президент Алиев должен предоставить гарантии того, что в Карабахе не будет этнической чистки, что он будет уважать права «народа Карабаха» и готов предложить ему определенный статус в составе Азербайджана».
В этом контексте следует сделать нелирическое отступление.
Уорлик - завзятый авантюрист, раз возвращается к пунктам, которые лишились актуальности ввиду абсолютной Победы Азербайджана во второй Карабахской войне. Если ему так дороги интересы армян Карабаха, а об ожиданиях почти миллиона азербайджанских беженцев и вынужденных переселенцев он за предыдущие годы и словом не обмолвился, позаботился бы об этом вовремя. Не он ли подбивал Иреван на несговорчивость, не он ли игнорировал интересы азербайджанской стороны, которая в глазах всего сообщества оказалась жертвой агрессии варваров и вандалов?!
Не Уорлику решать, кто и как будет заниматься обеспечением прав армянской общины. У земли, где обитает хайское меньшинство, есть подлинный хозяин, и все связанное с судьбой насельников Карабаха, что армян, что азербайджанцев, целиком входит в компетенцию азербайджанской власти. На этом можно и точку поставить.
Видно, экс-дипломату доставляет удовольствие наяривание демагогических кругов вокруг мирного процесса, потому и норовит закручивать посильнее. Разве ему неведомо, что многочисленные акты этнических чисток, геноцида составляют армянский «актив»? Он обо всем этом осведомлен, однако уводит внимание от цели, делая краснобайские оговорки.
«Учитывая историю армяно-азербайджанских отношений, обе стороны имеют много оговорок, но любые разговоры об этнической чистке должны быть полностью сняты с повестки и должны быть даны гарантии того, что народ Карабаха будет защищен и будет иметь все права в составе Азербайджана», - с пеной у рта глаголит Уорлик, забывая, что в аргументах у Баку не оговорки, а полноценные требования и рациональные подходы. Высосанные из пальца предлоги, предусловия и искусственные мотивы составляют инструментарий армянской дипломатии и таких ее помощников, как экс-сопредседатель.
Баку всегда ставил вопросы по существу, потому и победил вооруженного до зубов врага. Последовательный курс Президента Ильхама Алиева на нынешнем этапе приближает мир, и этому курсу могут лишь помешать такие ангажированные типы, как Уорлик.
Экс-дипломат всегда выгораживал армянских сепаратистов и провокаторов, которые системно нарушали режим временного перемирия. Даже тогда, когда армянские смутьяны целились по гражданским лицам за канувшей в Лету линией соприкосновения, когда в один день от армянских снарядов погибли бабушка и ее внучка, такие лицемеры, как
Уорлик, делали вид, будто всему виной несчастливое стечение обстоятельств. А разве такого рода обстоятельства возникают сами по себе, разве за ними не было видно зловещего почерка армянской военщины?!
На фоне лизоблюдства Джеймса Уорлика посол США в Армении Кристина Квин выглядит высокоподготовленным дипломатом. Она обоснованно высказывается по поводу идей и тем, которые призваны облегчить достижение всеобъемлющего мира.
Высокомерие Джеймса Уорлика всегда было его слабостью, но он делал вид, что это его достоинство. Конечно же, его по-разному принимали в Иреване и Баку. Традиционное армянское подхалимство ему льстило, а в Баку давали понять, что в его скользких услугах не нуждаются.
Этому, с позволения сказать, фальшивому посреднику-миротворцу повезло в том, что до осени 2020 года он по ротации уступил место преемнику. А жаль. Если б остался до окончания второй Карабахской войны, удосужился бы красной карточки лично от азербайджанского лидера Ильхама Алиева.
Впрочем, он и так знает, кем является для азербайджанского народа и какой след оставил как в истории решения армяно-азербайджанского конфликта, так и в целом современной дипломатии. Во всех смыслах он нежелательная и даже вредная персона, которая так и не стала носителем здорового начала в избранной профессии.