Галия АЛИЕВА

Галия АЛИЕВА

Конкуренция дает шанс

Общество
11 Январь 2023
10:20
394
Конкуренция дает шанс

Для науки чрезвычайно важно соперничество

Первые дни нового, 2023 года начались со страшных кадров из Китая, где из-за нехватки мест в моргах и крематориях умерших от новой коронавирусной инфекции хоронят (сжигают) прямо во дворах жилых домов. То есть мало того, что ковид никуда не исчез, с каждым разом он обрастает новыми и, похоже, более агрессивными штаммами.  

Несмотря на то, что режим карантина, действующий для предотвращения распространения COVID-19, был смягчен в ряде стран в связи с улучшением эпидемиологической обстановки, нельзя забывать о том, что коронавирус никуда не пропал. А значит пока рано говорить о возможности отмены мер профилактики, масочного режима в закрытых помещениях, вакцинации и тестирования на вирусные инфекции.

Более подробно об этом и многом другом с читателями нашей газеты делится доцент кафедры биохимии Азербайджанского медицинского университета доктор философии по биологии Агиль Оруджев, один из ведущих специалистов клинической лабораторной диагностики по проведению лабораторных анализов для выявления целого ряда заболеваний.

-  На юге Франции обнаружили новый штамм коронавируса COVID-19. У него выявили рекордное количество мутаций - 46. Похоже, не скоро нам всем придется распрощаться со всеми «прелестями» карантинного режима?

- Совершенно верно. Новые штаммы обнаруживаются практически каждый день, и не только во Франции.

- Сейчас довольно много тестов на антитела. Чем они отличаются и как определить, какой тест показывает, что человек уже переболел?

- Если человек заразился, антитела выявят вирусы примерно в 80-90% случаев, а у оставшихся 10-20% переболевших антитела могут и не появиться вовсе, то есть люди могут не знать о том, что болели. Ковид-антитела мы определяем методом иммуноферментного анализа (ИФА), на основе которого выявляем широкий спектр антител. Есть много методов определения антиген-антител, которые мы делим на несколько частей, этот тест считается эффективным. Существуют еще радиоиммунные методы, например: хемолюминесцентный метод. Это зависит от реактивов. То есть с помощью этих методов мы и определяем антитела (иммуноглобулины) - А-, М-, G- и Е-, при которых А - это секреторная форма, М - острая, G - хроническая и Е - антитела на аллергию.

- И это все ковид?

- Нет, это общая информация, в лабораториях ведь можно сдавать тесты не только на ковид, а на любое бактериальное или вирусное заболевание, например, на гепатиты, цитомегаловирус, герпес, то есть любое инфекционное заболевание можно выявить с помощью антител. Естественно, только при условии, если человек болел.

- Спасает ли вакцинация от тяжелых форм заболевания, как об этом говорят эксперты?

- Конечно, спасает. Возьмем гепатит В, одну из форм инфекционного гепатита. Согласно медицинской статистике, в последние годы заболеваемость в нашей стране снизилась благодаря тому, что прививки стали делать еще в младенчестве. В нашем организме остаются антитела (после болезни или после вакцины), и даже когда мы заражаемся, наши защитники - антитела убивают вирусы. Человек об этом, кстати, может и не подозревать, а вот мы определяем антитела: позитив - это означает, что человек переболел, а негатив - в организме антител нет.

- В нашей стране, если верить статистике, от ковида привито порядка 99% взрослого населения. Но если не у всех после вакцины выявляются антитела, получается, она бесполезна?

- Вовсе нет. Все зависит от эффективности вакцины и от организма.

- Большинство жителей Азербайджана прививались китайским «синоваком» (CoronaVac). Он эффективен?

- Я считаю, что это одна из самых эффективных вакцин. Она основана на старом классическом методе, в отличие, скажем, от современного Pfizer.

- А «Спутник-V»?

- Это тоже классическая вакцина, но разница все же есть - в методике их производства, они изготовлены по разным технологиям. Я бы не сказал, что есть огромная разница, «спутник» и «синовак» чем-то даже похожи.

- Вы сами какой прививались?

- «Синоваком». Вместе с бустерной дозой - трижды, как и положено. Не хотел на себе испытывать новое, по мне лучше старое, проверенное.

- Верно ли, что во всех лабораториях при интерпретации бывают сомнительные результаты?

- Да, это так. Согласно статистике, это происходит примерно в 10% случаях по всему миру.

- С чем связаны погрешности?

- В первую очередь с преаналитической фазой - 60-70%, аналитической - это порядка 10% (ошибка лабораторий), 20-30% - постаналитической фазой. К примеру, мы берем у человека кровь, делаем анализ на глюкозу, и если трижды повторим эту процедуру с одним же реактивом, одним и тем же специалистом и в одной и той же лаборатории, три одинаковых результата не получим.

- Как это объяснить?

- Есть много причин. Например, время протекания реакции. Все решают минуты и секунды.

- С какой периодичностью надо сдавать тесты, чтобы узнать свой титр антител?

- Как минимум дважды в год и обязательно на спайк-антитела - именно так называется тест, определяющий титр антител после прививки.  

- Как вы относитесь к комбинации вакцин?

- Положительно. Более того, бустер советую делать другой вакциной, нежели первые две. Объяснение простое: чем больше методов, тем сильнее наш иммунитет. Штаммов много (у любой инфекции), и если все время колоть одну и ту же прививку, иммунитет слабеет. Представьте, если бодибилдер занимается одним и тем же упражнением, у него будет развиваться только определенная часть мышц. Поэтому надо использовать все методики, чтобы организм был мобилизован на борьбу с вирусом.  

- А что вы скажете антиваксерам, которые аргументируют тем, что последствия от прививки могут приводить и к смерти?

- От всего на свете есть последствия. Согласно статистике, один человек из 100 тыс. после прививки может скончаться, однако стопроцентно доказать, что смерть наступила именно от вакцины, - невозможно. Если человек умер, к примеру, от тромбообразования, а 10 дней назад ему делали вакцину, это не означает, что без вакцины он бы не умер. И вообще - когда делаете прививку, надо думать только о ее положительном влиянии. Когда у вас болит голова, вы принимаете, например, «Нурофен» и при этом не думаете же, что он окажет негативное влияние на печень.

- Расскажите, пожалуйста, о себе и своей научной карьере. Вы, наверное, выпускник элитарной столичной школы?

- Нет, в 1991 году я окончил обычную среднюю школу в городе Хырдалан - №3, азербайджанский сектор - с серебряной медалью. После окончания в 1996 году медико-биологического факультета Бакинского государственного университета (специальность «биохимия») стал работать научным сотрудником лаборатории биохимии клеточной патологии Азербайджанского медицинского университета. В 2003 году защитил кандидатскую диссертацию, тема - «Оценка функциональной активности тромбоцитов у больных бета-талассемией». В 2007 году стал ассистентом, с 2018 года - доцентом кафедры биохимии.

- Родственные браки - одна из причин талассемии?

- Родственные браки означают большую вероятность, что потомство будет страдать этой болезнью. По статистике, в Азербайджане один человек из тринадцати - носитель талассемии, но это еще не означает, что он больной: он носитель, способный передать болезнь своим детям. Кстати, отмечу, что после того, как несколько лет назад в нашей стране молодые люди, вступающие в брак, стали сдавать обязательный анализ не только на СПИД, но и на другие заболевания, в том числе и на талассемию, количество заболевших значительно снизилось.

- Вы не планируете продолжать свои научные изыскания, строить научную карьеру?

- Планирую обязательно. С этой целью в прошлом году я поступил в докторантуру на своей кафедре, пишу докторскую диссертацию, которая посвящена онкологическим исследованиям, гормонам щитовидки. Изучение онкологии более перспективное научное направление, да и статистического материала достаточно для моей работы, планирую брать его в онкологической клинике Медицинского университета.  

- В нашей стране, так же как и во всем мире, лидирует, конечно, рак молочной железы?

- Да, это так.

- Против онкологии любая профилактика бессмысленна?

- Абсолютно нет. К примеру, смертность в Европе и США в последние десятилетия снизилась из-за раннего скрининга (check-up), то есть раннего комплексного исследования для оценки состояния органов и систем организма и своевременной диагностики заболеваний, в данном случае - раннего выявления причин появления рака. А их несколько: нарушение цикла, деторождения, аборты. Поэтому для профилактики нужно вовремя проверяться и эффективно бороться.

- А теперь вопрос вузовскому педагогу. Как вы относитесь к включению нескольких институтов Национальной академии наук в новую структуру - Министерство науки и образования? Принесет ли это пользу вузовской науке? И если да, то в чем вы видите плюсы такого решения?

- Однозначно, да. Дело в том, что во всем мире в основном люди науки работают на грантах, и я уверен, что они должны выдаваться только тем ученым, которые проводят реальные исследования.  

И если бы в прежней НАНА было все прекрасно, наверняка не было бы необходимости в ее реформировании. Я как вузовский педагог, естественно, за развитие любой идеи, где есть конкуренция, - то, чего у нас раньше никогда не было. А это чрезвычайно важно для науки, говорю это вам как гражданин Азербайджана, как ученый, как педагог. Не будет конкуренции - ничего хорошего ждать не стоит. Конкуренция дает шанс, и те люди, которые достойны, только они и будут развиваться.  

Ну и, конечно, радует то обстоятельство, что наши студенты смогут получать новые знания в академических лабораториях, напрямую общаться с нашими известными учеными, проводя под их руководством свои исследования. Это дорогого стоит.

 

Галия АЛИЕВА,  

«Бакинский рабочий»

Экономика
Новости