Ежедневная общественно-политическая газета
Ежедневная общественно-политическая газета
Антропогенная деятельность нарушает равновесие уникальной экосистемы Каспия
Согласно результатам одного из последних исследований, проведенных американскими учеными, количество микропластика на морском дне за последние двадцать лет увеличилось в три раза. Как сообщают СМИ, команда проанализировала пять кернов отложений, которые были извлечены из Балеарского моря.
Каждый керн имел длину 37 см и позволил исследователям увидеть, сколько микропластика скопилось на морском дне с 1965 года, когда началось его массовое производство.
«В частности, результаты показывают, что с 2000 года количество пластиковых частиц, осевших на морском дне, увеличилось в три раза, а их накопление не только не уменьшается, но и не прекращает расти, следуя увеличению производства и глобального использования этих материалов», - рассказал один из авторов исследования.
Реликт древнего Тетиса
По мнению ряда экспертов, на экологию всего мира повлияла пандемия коронавируса COVID-19. Это в первую очередь полипропилен, входящий в состав одноразовых масок и перчаток, который разлагается почти 500 лет. Именно использованные за месяцы карантина маски и перчатки попали в морские воды, засорив его и в некоторых случаях даже вызвав гибель биоресурсов: бывали случаи, когда крупные рыбы, пингвины или акулы заглатывали их и, не сумев переварить, погибали от удушья.
Полимерные отходы - это общемировая проблема, и в нашей стране на душу населения ежегодно приходится более 20 кг пластиковых отходов. Это упаковочные пакеты, коробки, банки, всего и не перечислишь. Хотя в Азербайджане на государственном уровне реализуется стратегия по управлению этими отходами. Мы также участвуем в международном проекте по мониторингу пластиковых отходов в прибрежных зонах. Мусор, что выбрасывается на берег, может многое сказать об экологическом состоянии моря.
Каспий - крупнейший бессточный водоем, реликт древнего океана Тетис, у него океаническое строение дна, а экосистема установилась по его природным свойствам и адаптирована к периодическому изменению как уровня воды, так и степени солености. Каспийскую экосистему образуют почти 123 вида рыб, 5-6 млн перелетных водоплавающих птиц, планктон, тюлени, другие представители фауны и флоры. Изменение качества воды в результате человеческого вмешательства, а также занесение чуждых видов фауны и флоры нарушают равновесие этой уникальной экосистемы, а в закрытых условиях ее восстановление осложняется. Крупные прикаспийские города создают определенную нагрузку на экосистему Каспия: в него попадают канализационные стоки с бытовыми отходами, промышленные стоки, отходы добычи и транспортировки нефти, пестициды, используемые в сельском хозяйстве, отходы горнодобывающей промышленности, АЭС, воды Куры и Араза.
На базе данных измерений
Из года в год во многих морях по всей планете растут так называемые мертвые, не пригодные для жизни зоны - участки с пониженным уровнем кислорода. Всего 25 лет назад их было около 300, в 2007 году - уже 405, а за последнее десятилетие их число выросло аж вдесятеро!
Кроме того, загрязнение морей и океанов пластиком превратилось в огромную проблему для всей нашей планеты. Не могла не затронуть она и Каспий, который сейчас сильно замусорен пластиком (особенно на юге и западе страны), трансграничными реками, отходами туристической деятельности. Причем 80% собранного экоактивистами пластика - это бутылки.
Мониторинг Каспия, гидрометеорология, геоморфология берегов и дна Каспия - все эти проблемы не первый год изучаются в соответствующих отделах Института географии имени академика Гасана Алиева Министерства науки и образования. На базе данных измерений со спутника и на местности регулярно проводится мониторинг гидрофизических областей Каспийского моря (температура, поверхностные течения, волны и ветер), нефтяных загрязнений, динамики береговой линии, цвета морской воды.
А вот именно проблемой засорения моря пластиком занимается Центр исследования Каспия, который был создан еще в бытность покойного директора ИГ академика Рамиза Мамедова: старший научный сотрудник центра Эльнур Сафаров является одним из участников норвежско-азербайджанского проекта CRIPTIC (Cleaning Riverine Plastic from a Transboundary Inflow to the Caspian), главная задача которого в применении цифровых технологий для борьбы с сокращением количества пластиковых отходов в Каспийском море. В качестве пилотной зоны для картирования, идентификации и очистки от пластиковых отходов выбраны устье Куры и прилегающее побережье Каспия.
Платформа для обмена опытом
Проект финансируется экологическим фондом Handelens Miljоfund, в нем участвуют несколько структур - Азербайджанское географическое общество, Институт географии, Научно-исследовательский и проектный институт «Су-канал» Azersu и т.д. По словам Э.Сафарова, методом компьютерного моделирования составляются карты очистки от загрязнений, а полученные данные применяют в разных районах прибрежной зоны. Кроме того, при помощи дронов снимается определенный участок, данные через спутник передаются для обработки в Норвегию, там же выполняется соответствующее моделирование. В итоге исследователи планируют получить цифровую карту всей азербайджанской части побережья Каспия, которая позволит легко определить проблемную территорию, выявить источники загрязнения и их количество.
Какие последствия может вызвать увеличивающийся объем морского мусора на Каспии для морских птиц и животных, например, для тюленей? По последним научным данным, морской мусор (ежегодно на планете в моря и океаны его попадает до 8 млн тонн) является причиной гибели до 1 млн птиц и до 100 тыс. морских животных во всем мире. Ярким примером стали события на Сардинии (Италия) пять лет назад, когда с моря на берег был выброшен мертвый кашалот с 22 кг пластика в желудке.
В регионе Каспийского моря ранее вопрос влияния морского мусора на флору и фауну не рассматривался как отдельная проблематика, отсутствуют какие-то научные исследования в этом направлении. Поэтому необходимо в кратчайшие сроки создать отдельный блок мероприятий, посвященный научно-исследовательской деятельности, ведь принимаемые усилия пяти прикаспийских стран (Казахстан, Россия, Азербайджан, Туркменистан и Иран) явно недостаточны и часто не согласованы между странами. «Нет соответствующей платформы для обмена опытом. Кроме того, проблему осложняет нехватка экспертов в области устойчивого потребления и управления отходами в регионе. Конечно, есть попытки на национальном уровне, но, чтобы был результат, нужно масштабно привлекать все пять стран», - единодушны специалисты.
Галия АЛИЕВА,
«Бакинский рабочий»