Ежедневная общественно-политическая газета
Ежедневная общественно-политическая газета
Вакханалия с «миацумом» и «самоопределением» закончилась
Переговоры по болезненным вопросам по определению предполагают дискуссию, когда стороны проявляют одинаковую заинтересованность в поиске результата. Иреван после первой Карабахской войны нарочито шел на усиление своей позиции путем культивирования монолога.
Армянским главарям казалось, что их блажь будет постоянной и в любой момент они смогут навязать Азербайджану свою игру. Глупо просчитавшись, они и после второй Карабахской войны прибегают к старой тактике, обернувшейся для них фиаско. И в провальной ситуации власть Никола Пашиняна нет-нет, но изредка демонстрирует признаки прозрения, чего не скажешь об оппозиции, которая оказалась главной виновницей поражения Армении в затяжной коллизии.
Критиковать и бичевать, ничего не предлагая, всегда легко. Для нынешних критиков армянских руководителей внутри страны это самая выгодная позиция. Будучи банкротами, они встали в позу ревностных ревизоров, отвергают с порога действия Никола Пашиняна, хотя в свое время сами наломали дров, навязав обществу губительную программу откатов.
Это они умудрились создать в Армении одряхлевшую систему управления, положившись на политику тотальной милитаризации, не беря в расчет запросы общества, его нужды и потребности. В результате сами обогатились, но подвели страну к краю бездны. И сегодня из всех рупоров хлещут потоки «советов» правящей силы, ничего конкретного не предлагающей. Поют они свои старые песни, сбивая с панталыку мало-мальски прагматично мыслящих людей.
По их разумению Иреван должен отказаться от переговоров с Баку только лишь потому, что Никол Пашинян признал Карабах частью Азербайджана.
Другим дежурным аргументом недовольных является тезис о «провокационных действиях Азербайджана в Карабахе», словно Баку является виновником последних обострений, которые завершились гибелью армянских боевиков. Как известно, двое из четырех ликвидированных вооруженных бандитов являются гражданами Армении.
Не будь азербайджанская сторона гуманной и договороспособной, вопрос о возвращении тел нарушителей не нашел бы столь быстрого решения. Но не в том суть.
В понимании оппозиционных Пашиняну сил глава внешнеполитического ведомства страны Арарат Мирзоян не имел права направляться в США на встречу с азербайджанским коллегой Джейхуном Байрамовым, потому как этому противился «парламент НКР». Вот так, ни много ни мало.
Президент Азербайджана
Ильхам Алиев предлагает армянам Карабаха отказаться от глупостей и самодеятельных шагов, распустить виртуальные «госорганы», обещает взамен амнистию, оставляя открытыми двери в реинтеграцию. А оппозиционеры из провалившихся партий Армении продолжают мутить воду, дабы заявить о себе в качестве дееспособных элементов.
Умиляет аргументация критиков, увлекшихся абсолютно беспочвенной болтовней. Их, видите ли, не устраивает публичный отказ властей Армении от Карабаха, из чего явствует, что господа кочаряновцы и саргсяновцы все еще блуждают в политической бредятине.
То, что им отказывает здравый рассудок и они не могут расстаться с иллюзиями, - это полбеды. Плетут нити путаницы, чтобы завести процессы в тупик. Говоря простым языком, пытаются реанимировать политику прошлых десятилетий, когда Иреван был во власти обструкции с плотным набором манипулятивного инструментария.
Им бы отоспаться да продрать глаза, чтобы разглядеть контуры реалий и не наступить на старые грабли. На дворе ведь поствоенная пора и правила игры диктует Баку. Иреван утратил инициативу по милости узурпаторов, которые довели Армению до состояния полуколонии.
В том, что сегодня оппозиционеры, некоторые группы из про-
властного лагеря настойчиво ставят вопрос о необходимости получения гарантий сообщества для армян Карабаха и привлечения в формат переговоров Иревана с Баку третьей силы, забывают о главном. Априори они признают утрату Арменией субъектности, и главная заслуга десуверенизации кроется в той пагубной политике, которую убежденно проводили в жизнь Роберт Кочарян и Серж Саргсян.
От них Николу Пашиняну досталось неподъемное политическое наследие, которое и предопределило судьбу затянувшегося спора с Баку.
Сонные господа все еще заблуждаются, когда апеллируют к отжившему тезису об «азербайджанских провокациях в Карабахе». Если армянские политики желают добра своему народу, хотят устойчиво двигаться в направлении оздоровления, им бы лучше забыть про Карабах. И лучше к этому прийти осознанно, потому что вакханалия с «миацумом» и «самоопределением» закончилась.
Кто должен быть у власти в Армении, как эта сила должна себя проявлять во внешней среде, на эти вопросы должен ответить армянский избиратель. Но и он обязан смириться с тем, что в Карабахе больше не будет ни «своей власти», ни «президента с парламентом и совбезом». Как говорится, finita la commedia - комедия закончилась. В противном случае все, кому придет в голову идея оспаривать слово Баку, повторят участь той четверки, которую азербайджанские военные уничтожили в ходе последней вооруженной провокации.
Кому-то по ночам не спится в связи с тем, что «Азербайджан делает все, что хочет, а Армения все уступает, а посредники закрывают на все глаза». Сонливость в политике не самый верный союзник. Оппозиционерам лучше прозреть, чтобы смириться, что политика Президента Азербайджана
Ильхама Алиева как раз нацелена на искоренение опасных трансформаций, рожденных на почве бурных фрустраций идеологов сепаратизма.
В Карабахе и вокруг него порядок устанавливает Азербайджан, и он не потерпит новых волн провокаций и ложных попыток недобитков, которые все еще лелеют мечту о «самоопределении». Его им не видать, как своих ушей.
Армяно-азербайджанский формат и карабахский дневник - два несовместимых блока. Второй целиком и полностью является компетенцией внутриазербайджанской гуманитарной и социокультурной повестки. Все, кто пытается соединить несовместимые вещи, сами себя водят за нос.
Армянские национальные интересы заключены в пределах республики площадью немногим больше 29 тыс. квадратных километров. Вот где нужно ставить жирную точку, о которой некогда мечтали лидеры Армении.
Все, что касается диалога между азербайджанскими властями и жителями малочисленной армянской общины Карабаха, никак не стыкуется с интересами Иревана. И пора зарубить на носу, что гарантом безопасности жителей Карабаха, как азербайджанцев, так и армян, является Президент страны Ильхам Алиев.
Никакого диалога между Баку и Ханкенди не было и не будет, будет лишь контактный процесс для решения вопросов социальной и гуманитарной инфраструктур Карабаха, которую до ужасного состояния довели так называемые «госминистры и президенты» самозваной «республики».
Поезд сепаратизма ушел, и все, кому вздумается его догнать, вольны делать задуманное. Но его больше никогда не будет на станции Ханкенди. И как бы сегодня умничающие стратеги не посыпали голову пеплом, сожалея о том, что их боссы упустили исторический шанс в 2016 году, когда была четырехдневная война, или перед 44-дневной войной, они должны уяснить для себя одну непреложную истину.
Фундамент конструкции под названием «НКР» изначально был рыхлым, и на нем поднимать блоки и этажи могли только завзятые аферисты и матерые грабители наподобие Роберта Кочаряна и Сержа Саргсяна. Они побили внушительные рекорды казнокрадства и тотального обмана граждан неродной страны. Доигрались до того, что армянский избиратель выдал им волчий билет. Сегодня этим псевдогероям азербайджанский Карабах только мерещится, и в этом есть глубокая символичность. Если он им так дорог, пусть отважатся наведаться через ПКПП, над которым развевается Азербайджанский флаг. Слабо? Разумеется.
Но зато болтать языком, нести всякую ересь могут. И то, что сегодня за них говорят уже пасынки, малограмотные ученики, тоже символично.
Побывшие во власти свое с гаком взяли, потому тихо смылись, и уже не высовываются. Потому охотно предоставили поле новому поколению авантюристов. Пространство ведь не терпит пустоты.