Дела важнее любых обещаний

Политика
01 Ноябрь 2023
05:00
791
Дела важнее любых обещаний

Макрон летит за договорами о намерениях в Центральную Азию 

Франция без колоний - никто, и это наглядно отражает зависимость ее энергетической системы от поставок урана.

Если раньше она получала топливо из Мали и Нигера, после государственных переворотов их сотрудничество с бывшей метрополией сокращено чуть не до нуля. 
Для нас не прошло бесследно сообщение Bloomberg о том, что президент Франции Эмманюэль Макрон намерен посетить богатые энергоресурсами Казахстан и Узбекистан, и тут несколько причин для повышенного внимания. Официально заявленной целью поездки является «повышение энергетической безопасности», а обе тюркские страны считаются крупными поставщиками ядерного топлива, однако зная склочный характер нынешнего хозяина Елисейских полей, в Ташкенте в лучшем случае его ждут завышенные дипломатические ожидания, а в Астане - ставки на понижение уровня партнерства. 
Правда, в ноябре прошлого года президенты обоих дружественных нам государств Центральной Азии побывали с визитами в Париже, на фоне былых неплохих отношений с экс-президентами страны пармезана. Тогда были заключены договоры о намерениях, в том числе по строительству в Узбекистане атомной электростанции, однако в середине августа этого года братская страна отдала предпочтение российским строителям с венгерскими технологиями сухого охлаждения. 

А это означает, что мы станем свидетелями совместного российско-узбекско-венгерского сотрудничества в ядерной отрасли. 
Впрочем, итоги визита Макрона расставят все по местам, но если даже закаспийские страны согласятся с поставками урана на Запад, возникнет нешуточная проблема. Заключается она в том, что Париж может получать местное топливо или через Россию, что теперь стало невозможным, или же через Азербайджан, поскольку его можно перевозить только наземным транспортом из соображений безопасности. Кроме того, крупногабаритные узлы и агрегаты для АЭС тоже можно поставлять исключительно упомянутыми маршрутами. 
Поэтому Макрону, прежде чем договариваться с Астаной и Ташкентом о наращивании поставок уранового топлива, предстоит уладить разногласия с Вашингтоном, запретившим российское направление, и Баку, а их после октября прошлого года накопилось немало. 
Что же касается строительства АЭС в Казахстане и Узбекистане, то, судя по сообщениям, Астана и Ташкент больше склоняются к помощи «Росатома» и венгерской компании Eniox, при том, что Будапешт прямо сейчас готов предоставить финансирование «Эксимбанка» на уровне 130 млн евро.  
Визит нынешнего президента Франции в Центральную Азию имеет важное значение для укрепления позиций Парижа на международной арене и в региональных контекстах. Все видят, насколько упала планка измерения глобального позиционирования Франции, которая сейчас вынуждена отступать по всем фронтам из Африки, теряя свои традиционные сферы влияния. Удар по колониальной политике на фоне ее резкого осуждения мировым сообществом после справедливой и последовательной отповеди Президента Ильхама Алиева является настолько серьезным для восприятия и веса (чести и достоинства, говоря правовым языком) Парижа на международной арене, что вряд ли прием Макрона на высшем уровне в Астане и Ташкенте восполнит энергетические затраты на африканском треке. 
Макрон намерен продемонстрировать и внутренней и международной аудитории, что его позиции по прежнему сильны и позволяют диверсифицировать внешнеэкономические и внешнеполитические контакты и в целом позиционировать себя в качестве глобального игрока с широкой сеткой партнеров по всему миру. Но он забывает, что США тоже планируют увеличить финансирование безопасности Центральной Азии и начать диалог с целью помочь не двум, а всем пяти странам региона в добыче полезных ископаемых и укреплении энергетической безопасности. 
Помнится, 19 сентября в Нью-Йорке буквально накануне работы очередной Генеральной ассамблеи ООН состоялся первый саммит «С5+1» на высшем уровне, где президент США Джо Байден не исключил возможность визита в одну из центральноазиатских стран, что станет в случае исполнения желания первой поездкой президента заокеанской державы в регион, зажатый между Россией и Китаем и нуждающийся в безопасности границ. Кроме того, несмотря на шум из-за «многострадального» армянского народа, Белый дом как никогда заинтересован в привлечении инвестиций в рамках развития Транскаспийского коридора (торгового маршрута из Китая в Европу через Центральную Азию и Кавказ, в обход РФ). Сухие цифры также подтверждают намерения американской стороны: объем грузоперевозок по указанному маршруту по итогам прошлого года увеличился втрое, а в январе - сентябре текущего года вырос почти вдвое по сравнению с аналогичным периодом 2022 года. 
Да, Париж преследует в качестве основной тактической задачи встраи­вание в диверсификацию внешней политики Центральной Азии, а поскольку Казахстан с Узбекистаном являются крупнейшими игроками региона, в силу экономической целесообразности Макрон начал политику «окучивания» с них. Тем более, что Франция себя позиционирует как страна технологически продвинутая, но на поверку выясняется, что большая часть подписанных ею ранее соглашений со странами региона, сопровождавшихся многомиллиардными контрактами, до сих пор не реализована. Поэтому мы бы рекомендовали строптивому Эмманюэлю не пускать пыль в глаза назло Вашингтону, а тем более Баку и Анкаре, а внимательно просмотреть тексты документов, которые будут подписаны по итогам предстоящего визита. А то «хитрые азиаты» улыбнутся, угостят пловом и кумысом, а высокий гость вместо того, чтобы просмотреть бумаги достаточно критично, в том плане, насколько пожелания и ожидания тверды, подмахнет их не глядя, а там глядишь вместо планов по реализации конкретных проектов будут декларации о намерениях. Именно от конкретики и будет зависеть успех французской дипломатии на данном направлении. 
Но есть еще и зеркало, в которое боится смотреться руководство страны пармезана, чья незавидная историческая роль захватчицы, торговки людьми, лицемерки, порождающей межрелигиозные столкновения, совершающей геноцид в Алжире и Руанде, сеющей где только можно семена межэтнической ненависти, становится со временем все более выпуклой. А Макрону особая благодарность за то, что нелепым методом государственного управления заставил мировое сообщество пересмотреть имидж страны, когда-то прослывшей колыбелью демократии, оплотом свободы, равенства и братства, принципов справедливости и гуманизма. Прискорбно, что Елисейский дворец, изобличенный в череде многочисленных преступлений против человечности, история которого полна черных пятен, обвиняет Азербайджан и Турцию в военных преступлениях, нарушении гуманитарного права. Это не просто лицемерие, но вполне явное неуважение к международному сообществу, которое при первой же возможности на всевозможных глобальных площадках, как только постоянный представитель этой страны в ООН начинает слезливо «защищать» права человека, ждет, что он переведет стрелки на «права армян», хоть Карабаха, хоть Антарктиды.  
Зверства, совершенные крупнейшей метрополией мира, оккупировавшей территорию более 50 суверенных вроде государств, разграбившей ее богатства и поработившей их народы на многие годы, в массовом порядке истреблявшей целые нации по признаку этнической и религиозной принадлежности - не столь далекая история. 
Кстати, в Астане и Ташкенте весьма неплохо знают и про эту реальность, и про многоликость колониа­лизма, и про особую любовь французов к тюркскому этносу, вот пусть Макрон и делает вывод на фоне усиления Организации тюркских государств, а также наличия США, как самой высокотехнологичной державы, могущей дать странам Центральной Азии гораздо больше, чем все страны франкофонии, вместе взятые. 
 

Фидан САЛМАНЛЫ 

Новости