Ежедневная общественно-политическая газета
Ежедневная общественно-политическая газета
Зачастую препятствием на пути к миру становятся этнические мифы и предубеждения
После окончания второй Карабахской войны в социальных сетях появились группы пользователей, нацеленные на попытку диалога между азербайджанцами и армянами для их дальнейшего совместного мирного сосуществования. Это еще одна форма гражданской инициативы, которая безуспешно велась на протяжении прошлых лет.
Пользователи соцсетей предлагают разные пути выхода из кризиса. Некоторые ставят в пример совместное проживание армян и азербайджанцев в СССР, но на самом деле это, в принципе, то же самое, что их совместная жизнь в России на современном этапе. Однако можно ли назвать это устойчивыми добрососедскими отношениями?
Своими мыслями об этом и многом другом в беседе с нашим корреспондентом делится главный научный сотрудник Института философии и социологии НАНА доктор философских наук Айдын Ализаде.
- Как вы считаете, возможно ли совместное проживание армян и азербайджанцев? Ведь в СССР это было возможно, да и вне Азербайджана и Армении между общинами в целом нет конфликтов?
- На самом деле, в составе СССР их принуждали вести себя по правилам и совместно проживать, но это совсем не означало, что при изменении условий не могло возникнуть новых конфликтов. И распад СССР - яркий тому пример. Да и в советский период не было все так гладко, как иногда представляют. Например, в 60-х годах прошлого века были случаи националистических выступлений армян в Карабахе и Армении, армянская интеллигенция регулярно писала письма в Москву, требуя отторжения Карабаха и Нахчывана в пользу Армении.
Взаимоотношения национальных общин в диаспорах - это не то же самое, что отношения между государствами. В качестве положительного примера сосуществования народов и стран Кавказского региона можно привести грузино-азербайджанские отношения.
- Вы можете назвать их безоблачными?
- Отнюдь. Еще в конце советской эпохи, в 80-х годах и в период независимости в начале 90-х, при правлении президента Гамсахурдиа в Грузии были межэтнические проблемы с азербайджанцами. Они существуют и сегодня, в частности, вспомним историю, когда представители радикальных организаций в Грузии занимались провокациями на границе страны в районе монастырского комплекса Кешикчидаг (Удабно), однако все это не переросло в напряженность между странами, так как имеются общие экономические интересы, от которых зависят благополучие и жизнеспособность обоих государств. Таким образом, держать себя в рамках приличия стороны заставляют отнюдь не мотивы иррациональной любви и дружбы, а вполне определенные экономические интересы. Именно этого и надо достичь в отношениях Азербайджана и Армении.
- Зачастую препятствием на пути к миру становятся этнические мифы и предубеждения, согласны?
- Этнические мифы в основном связаны с древней историографией, а порой даже с откровенными легендами, которые используются националистами и нечистоплотными политиками. В основе историографии лежат события, которые не происходят в настоящем и во многом строятся на летописях, достоверность которых доказать невозможно. Тем более что все эти летописи дошли до нас не в первозданном виде, а многократно переписанными в последующие века, что не исключает возможности их фальсификации. Историографическая мифология создается для формирования у какого-то народа чувства с одной стороны национальной исключительности, а с другой - ущемленности от якобы имеющейся по отношению к ним исторической несправедливости. Все это имеет место в армянской националистической идеологии, и пока она популярна в среде этого народа, прийти к мирному сосуществованию будет невозможно.
- Сейчас многие задаются вопросом, как наладить отношения между народами после десятилетий ненависти и при наличии многочисленных жертв.
- Я бы сказал, что это неверная постановка вопроса. Отношения выстраиваются не на эмоциональных чувствах дружбы, любви или их противоположностях - ненависти и неприязни. Речь может идти только о мирном сосуществовании и о том, какими путями этого достичь. А путь, как мы уже отметили, только через тесные экономические связи и взаимную зависимость от этого.
Сейчас же, когда с армянами пока нет никаких общих интересов и разорваны все экономические связи, народы ничто не объединяет и не заставляет воздерживаться от вражды. Поэтому надо эти отношения заново выстроить, связать экономики обеих стран в единую региональную систему. И если армяне и азербайджанцы ощутят, что разрыв отношений нанесет удар по их интересам и благополучию, конфликт автоматически прекратится.
- Вероятно, также важен и правовой аспект, основанный на международных актах и взаимном признании границ, которые зафиксированы в документах советского периода после Второй мировой войны (за неимением других)?
- Безусловно. На самом деле современная система международных и правовых отношений строится не на основе древней истории какого-то народа, а на современных геополитических реалиях и договорах, которые возникли после Второй мировой войны (1939-1945) и создания ООН. Поэтому ссылки на историографию не имеют никакого значения в современном праве. Однако для создания очагов нестабильности в различных регионах мира нечистоплотными политиками подогревается сепаратизм, который потом используется более крупными мировыми игроками в своих целях, что и имело место в конфликте между Азербайджаном и Арменией. Определение границ между государствами - это правовой вопрос, который должен быть выстроен на основе официальных межгосударственных договоров, фундаментом для которых являются границы республик в момент распада СССР.
- Что касается националистов и реваншистов, то они, конечно, будут всегда…
- Естественно, однако при правильном выстраивании правовых и экономических аспектов они маргинализируются, и примеров тому более чем достаточно. В Европе и сейчас много правых, антиглобалистов, националистов и т.д., но никто из них не имеет серьезных позиций в своих обществах. В контексте отношений армян с азербайджанцами, при отсутствии экономики и неопределенности в области права, именно националистические идеи распространяются среди населения. Потому, что кроме них нет никаких других альтернатив и интересов.
Таким образом, гражданскую инициативу в социальных сетях, направленную на выстраивание добрососедских отношений между армянами и азербайджанцами, нужно воспринимать положительно. Вместе с тем гражданская активность в различных областях не приведет к положительному результату без готовности сторон признать границы стран и выстраивать общие экономические проекты. Поэтому все усилия гражданского общества должны быть направлены именно на это. И самое главное - всем надо понимать, что дальнейшее продолжение военно-политического противостояния бессмысленно и бесперспективно.
- Известно, что количество армян, желающих принять гражданство Азербайджана, перевалило за тысячу. Как вы думаете, смогут ли они стать полноправными членами нашего социума, ведь им придется выучить государственный язык - азербайджанский, отмечать вместе с нами День Победы? Вероятно, для этого должно пройти время, это не может произойти быстро, должно смениться несколько поколений…
- Граждане обязаны подчиняться и уважать законы и порядки своей страны. Если кому-то это не нравится, то он имеет полное право отказаться от гражданства и переехать туда, где ему станет жить более комфортно. Мир достаточно большой, а пути открыты. Насильно никого не держат. Поэтому говорить о том, что якобы какой-то общине, в том числе армянской, надо еще привыкнуть ко всему этому, не имеет смысла. Разве приехавший в ЕС или США станет требовать для себя некоего периода адаптации, да еще целыми поколениями? Нет, конечно, он сразу принимает порядки этой страны. Так же и в случае с нашим государством. Если человек армянской национальности принимает гражданство Азербайджана, то он сразу и безоговорочно должен подчиниться нашим законам и порядкам.