Ежедневная общественно-политическая газета
Ежедневная общественно-политическая газета
Профессия, вызывающая восхищение и интерес
В современном мире осталось совсем немного профессий, в которых отразились связь времен и первобытная борьба человека со стихией. Кузнечное дело зародилось в глубоком прошлом, но и сегодня оно продолжает вызывать восхищение и интерес.
Демирчи - деревня ремесленников в Шамахинском районе, расположенная на высоте 1500 метров над уровнем моря и традиционно считающаяся селением кузнецов. Кузнечное ремесло процветало здесь издавна. Раньше село называлось Гюнейчай, лишь позже его переименовали в Демирчи - в честь главного ремесла жителей. Поскольку лежало оно на широко известном Великом Шелковом пути, местные кузнецы продавали свои изделия проезжающим купцам и слава о них распространилась далеко за пределами Азербайджана.
Интересно, что и в настоящее время кузницы продолжают работать, несмотря на вытеснение кустарного производства современными технологиями. Многие местные жители предпочитают пользоваться металлическими изделиями, выкованными местными мастерами, например, подковами для лошадей, ножами, топорами и прочими предметами домашнего обихода.
В Демирчи люди кузнечного дела с тяжелым трудом на «ты». А сама их профессия зародилась во времена, когда человек познакомился с огнем и начал обрабатывать железо. Побывав в Демирчи, задала несколько вопросов настоящему кузнецу и узнала удивительные подробности этой профессии.
«Рискуйте, слушайте себя, а не советы других. У каждого свой путь, главное - пробовать» - это девиз по жизни потомственного кузнеца Фахраддина Шукюрова.
- Кто привил вам любовь к кузнечному искусству, научил азам профессии, помог освоить ее тонкости?
- Кузнечное дело с подросткового возраста было моим хобби. Я нигде не учился кузнечному делу, это все гены. Мне было 7 лет, когда первые уроки, самые азы, преподал мне мой дед. Помню в детстве мне нравилось прибегать к нему и рассматривать то, что он делал. Эти впечатления потом и превратились в желание научиться кузнечному делу. Он знал практически все ремесла, связанные с железом. Когда я пробовал расплющить и нагреть в костре кусок металла, он мне объяснял, что к чему. Это было настоящим откровением! Как говорится, мы сами всему учились, где-нибудь и как-нибудь. И в один прекрасный день все это и проявилось.
- Кто такой кузнец в XXI веке?
- Кузнец сейчас представляет собой почти то же самое, что и пять веков назад. Это все так же тяжелая работа с огнем и металлом.
- Что нужно, чтобы стать хорошим кузнецом?
- Самое главное - желание. Успешное освоение любой профессии зависит именно от него. Если есть желание, то можно всему научиться и достичь отличных показателей в работе.
- Вы гордитесь своей профессией?
- Конечно. Несмотря на то, что производство сегодня автоматизировано, профессия кузнеца остается актуальной. А все потому, что тонкая, «ювелирная» работа и сейчас выполняется с помощью человеческих рук.
- Что бы вы пожелали тем, кто хочет стать кузнецом? Стоит ли идти в эту профессию?
- Да, это очень интересная работа. Редкая. Востребованная. И она по жизни всегда и везде пригодится. Это настоящая мужская профессия, которая, действительно, вызывает гордость у самих кузнецов и уважение у окружающих.
- Уста, в представлении большинства людей кузнец - профессия из прошлого. Чем отличается работа кузнеца в старые времена и нынешние?
- Ничем. В кузнечном деле не изменилось ничего! Оно сократилось по временным затратам, но не изменилось. Используются те же самые приемы. Форма наковальни неизменна несколько тысячелетий. Не менялись и инструменты: наковальня, молот, клещи и др. И все те же приемы. Раньше, если что-то ломалось, сразу шли к кузнецу, больше просто некуда было. Сейчас к нам в Демирчи приезжает много туристов. Начинают расспрашивать, как и что. Заходят в кузницу посмотреть, сами пробуют молотком постучать. Многие уезжают в восторге и под большим впечатлением.
- Наковальня - важная часть кузницы. Как она выглядит?
- Наковальня - один из трех основных инструментов кузнеца. Она бывает разной и называется иногда «страшно», например, однорогая или двурогая. У меня, например двурогая. Настоящий мастер свою наковальню очень уважает, а верхняя ее поверхность, на которой отковывается вещь, называется «лицом». Лицевая часть наковальни - это основная рабочая поверхность, на которую приходится вся нагрузка в процессе металлообработки.
- Для вас кузнечное дело стало не просто хобби, а работой. Что, по вашему мнению, самое сложное при выполнении заказов?
- Многие считают, что кузнец - это исполнитель. Это не так. Представьте себе картину, если бы пациенты приходили к хирургу и говорили, в каком месте лучше сделать надрез. И кузнец обладает определенными навыками. У каждого мастера есть свои технологии. И в любую работу он вкладывает свое воображение.
- Мастер-классы по кузнечному делу даете?
- Доводилось. Но кузнечному ремеслу научить непросто. Оно особенное, и кузнецы - товар штучный. На подготовку хорошего кузнеца уходят годы. Шить, да не обидятся портнихи, можно научиться за несколько месяцев. Но почувствовать железо и научиться с ним работать… на это уходят годы. Несмотря на кажущуюся простоту, наша профессия очень сложная.
- Уста, а какое изделие вы запомнили больше всех?
- Надеюсь, что оно еще впереди.
- Вы хотели бы передать свой опыт, знания в том числе молодому поколению?
- Хотелось бы, но в этом есть определенная проблема. Видите ли, несколько поколений выросли в ином, более «пластмассовом» что ли, мире. И представления тоже такие - «пластмассовые». Мол, постучу немного молотком - и тут же мне слава, материальные блага. А это годы учения, годы труда и опыта, который нарабатывается и потом, и болью, и мозолями. Надо как минимум тонну железа испортить, в угольки сжечь, перекалить... Всех оптом, сразу, под одну гребенку не выучишь.