Ежедневная общественно-политическая газета
Ежедневная общественно-политическая газета
История и современность древнего ремесла
На педаль нажимая ногою,
Он вращал колесо ремешком.
Колесо он носил за спиною,
А ходил по дорогам пешком.
Уличный точильщик ножей… Интересно, что люди этой профессии известны еще с античных времен. Ремесленники-точильщики имели небольшие мастерские или ходили по городам и селам в поисках клиентов.
Лет тридцать назад появление во дворе точильщика всегда всеми ожидалось с большим нетерпением. Еще бы, ведь у каждой хозяйки обязательно что-нибудь затупилось. Ножи ли, ножницы или ножи от мясорубки. Да мало ли что. Поэтому как только со двора доносилось протяжное: «Ножи, ножницы точить!», сразу же со всех сторон, из всех дверей начинали выбегать и женщины, и дети. С ножами, ножницами. Большими, маленькими, всякими. А точильщик ставил свой точильный станок посреди двора и начинал работать. Зрелище было захватывающе интересным. Из-под точильных дисков веером вылетали яркие искры. Диски вращались от колеса с шатуном, который крепился к дощечке-подножке. А подножку мерно нажимал сам точильщик. Вверх-вниз, вверх-вниз. Колесо крутилось, а у него был кожаный приводной ремень, который вращал маленькое колесо, закрепленное на одной оси с точильными дисками. Немудреная механика. Но как здорово у него все получалось. Засмотреться можно…
Так было раньше. Сегодня точильщики не ходят ни по дворам, ни по улицам. Ведут оседлый образ жизни, обитая в конкретных местах. Представителей этой бакинской профессии осталось в городе не так много. По словам точильщика, с которым мы проболтали более часа, клиентура с годами редеет. Ну разве что под Новый год выстраивается очередь. Народ спешит наточить ножи.
Обычно точильщики ножей и ножниц и всей остальной бытовой утвари, подлежащей затачиванию, обитают на территории рынков. В редких случаях делят помещение с сапожниками в починочных мастерских.
Сафарали Нагиев много лет работает в такой мастерской, но даже и мысли не допускает об уходе на покой.
Сафарали киши нравится его работа. Большей частью из-за того, что за день он общается с массой народа. И те, кто приходит к нему единожды, становятся постоянными клиентами.
- А как же современные ножи, которые, как утверждают при покупке продавцы, затачиванию не подлежат? - спрашиваю я.
- Да ладно вам, точится абсолютно все - ножи, ножницы, пилы, маникюрные инструменты. Конечно, производителю выгодно, чтобы вы приобретали как можно больше новых товаров. Поэтому, продавая столовые приборы, выгоднее заверить покупателя в том, что вещь ремонту не подлежит, нежели в том, что хороший точильщик подарит ей вторую жизнь. Любой нож можно заточить, даже керамический. Просто его затачивание обходится так дорого, что выгоднее купить новый, - откровенно признается мастер.
Чаще клиенты приносят дешевые китайские ножи. У них мягкая сталь, спустя короткое время от остроты не остается и следа. Некоторые посетители видят в этом плохую работу мастера. Качественные немецкие и японские экземпляры сохраняют свою остроту гораздо дольше.
- Большинство людей не умеют пользоваться ножом, - с сожалением замечает точильщик. - У нас один нож бывает на все случаи: это и топор, и пила, и рычаг. Если клинок крупный, это не значит, что им можно кости рубить. Большой нож может быть тонко заточен, значит, он для нарезки продуктов.
- В чем секреты мастера? - интересуюсь я.
- Не-е-е-т, не буду я вам секретов раскрывать. Секреты должны оставаться секретами, - отвечает мастер на мою просьбу посвятить меня в тайны ремесла.
В это время к будке подходит мужчина и обращается к мастеру: «Не точите ли вы сверла от дрелей?»
Улыбаясь, мастер отвечает: «Да, точу».
Мужчина радостно восклицает: «Ну надо же! Вот удача-то! А я махнул уже рукой, думал, что отслужила мне моя дрель. Зайду к вам обязательно».
Вот вам и секрет профессии. Точится на точильном аппарате все, просто нужно определенное умение, заговорщическим шепотом сообщает Сафарали киши.
Затем, подумав, говорит, что ни о чем не жалеет.
- Знаете, пусть меньше у меня будет денег, но я живу в стране, которую люблю, в городе, в котором мне комфортно. У нас человеку плохо стало, так люди сразу сбегутся, звонят в скорую помощь, сами пытаются помочь…
Мастер не дает объявлений на сайтах, хватает постоянных клиентов. Меньше чем за час в мастерскую обратились пять человек. Это кажется, что работа простая, взял нож, поводил туда-сюда и считай свои деньги. Но для качественной заточки нужны опыт и хорошие станки.
- Точить ножи нужно не только для того, чтобы ими было легко работать. От качества нарезки часто зависит и вкус пищи, - уверен мастер. - Вот, например, если мясо пропустить через мясорубку с затупившимся ножом, то вряд ли блюдо из такого ингредиента будет аппетитным и вкусным. Точить предметы в перчатках невозможно, нужно чувствовать нож!
Сафарали киши показывает испачканные руки с несколькими свежими порезами. Говорит, мелкие травмы на производстве случаются почти каждый день. На этот случай есть аптечка с перекисью, лейкопластырем и пинцетом, чтобы извлекать металлические занозы.
Результаты заточки мастер демонстрирует клиентам тут же. Заточенным ножом режет лист бумаги. Ровная линия - знак хорошо выполненной работы.