Ежедневная общественно-политическая газета
Ежедневная общественно-политическая газета
Oxu, tar! Oxu, tar!
Səni kim unudar?
Mикаил Мушвиг
Вас никогда не интересовало, как делают музыкальные инструменты? Представьте, вы заходите в музыкальный магазин, а в нем - новенькие саз, тар. У туристов вообще дух захватывает. Однако магазин - это заключительный этап, главный - это мастерская.
Мастер по изготовлению национальных музыкальных инструментов Захид Валадов родом из Шеки. Окончил в родном городе музыкальную школу, получив образование по классу тара. Проработав год учителем в музыкальной школе №1, в 2018 году он поехал учиться в Университет Анадолу в Турции.
- Как давно вы занимаетесь изготовлением национальных музыкальных инструментов? Это семейное дело или вы - первый?
- Это наше семейное дело. Изготавливать музыкальные инструменты - большие и маленькие - научился с малых лет у своего отца. Он показывал мне, как нужно делать музыкальные инструменты. Это и определило мою судьбу. А музыкальный инструмент - это такая вещь, которая всегда нужна. Кстати, сегодня музыкальные инструменты покупают в основном для детей. Так это и хорошо, пусть молодое поколение развивается, впитывает в себя культуру и дарит свой талант и умение стране.
После смерти отца я решил продолжить наше семейное дело - для меня это священный долг. Я изготавливаю национальные музыкальные инструменты. Помню, как с самого детства вырезал по дереву. Дело в том, что ручная работа часто встречается в изготовлении струнных музыкальных инструментов. Сейчас я работаю в Доме ремесел и в Шекинском государственном драматическом театре.
- Какой инструмент вы сделали первым? Легко ли он вам дался?
- Свой первый тар я изготовил самостоятельно в 2019 году. Было совсем непросто, но я справился. С тех пор не мыслю жизни без ежедневной работы над инструментами.
По словам мастера, тар считается древнейшим музыкальным инструментом в Азербайджане. «Тар является одним из символов азербайджанской культуры и изготавливается вручную, а не на фабрике конвейерным способом, - говорит уста Захид. - Музыкальные инструменты, являющиеся национальным достоянием нашего народа, отличаются богатством и разнообразием. Большинство из них, созданные еще в древние времена, совершенствуясь, дошли до наших дней».
- Какие музыкальные инструменты вы изготавливаете в своей мастерской?
- Я могу сделать детский, молодежный, обычный тар, саз, кяманчу, гавал. Все то, что нужно для исполнителей мугама и прочих жанров музыки.
- Какой из них вы считаете самым сложным в изготовлении?
- Самый сложный инструмент - тар. Но это еще и мой любимый инструмент. Да и любим он не только мною - настолько это популярный, интересный и универсальный инструмент. Я считаю, что тар не менее классический инструмент, чем фортепиано, гитара, скрипка, ведь он представляет нашу богатую азербайджанскую культуру во всем мире.
А ведь уста Захид прав, ибо тар - один из инструментов азербайджанского народа, с совершенным и блистательным звучанием, извлекаемым при помощи медиатора (плектра). Эти качества обеспечиваются изготовлением его частей из тутового, орехового и грушевого деревьев, обтянутостью открытой части корпуса сердечной пленкой крупного скота, количеством струн разной толщины и различными способами их связки и настройки.
- Уста, скажите, а из какого материала получается самый лучший тар?
- Самый лучший тар получается из тутового дерева. Но можно делать его также из орехового дерева. Но, скажем, дуб и железное дерево не податливы - это тяжелые деревья. Непригодна для изготовления тара и ель. Ель хорошее, музыкальное дерево, из него делают фортепиано, но оно непрочное, а на таре нужно натягивать струны, древесина может не выдержать, дать трещину, ведь ель не терпит сильных нагрузок. А тутовое дерево вообще универсальное.
- Наверное, чтобы заниматься изготовлением инструмента, нужны особый настрой и вдохновение. Или вы уже дошли до состояния механической работы? Как настраиваетесь на нее?
- Естественно, если ты не в настроении, то сделаешь что-то не так. Или, к примеру, если ты будешь думать о своих проблемах в момент работы, тоже ничего не получится. Инструменты, и дерево как материал в особенности, чувствуют и воспринимают энергию мастера, притягивают его настроение. Бывает, работа идет легко, но это в случае, если ты настраиваешься на позитивный лад. Ведь работа непростая.
- Что самое главное в вашей профессии?
- Самое главное - результат, чтобы инструмент хорошо звучал. Никто не любит просчетов в своей работе. И счастье, когда музыкант получает удовольствие от звучания инструмента, от их взаимного гармоничного диалога. И когда работаешь с одной целью - добиться именно такого результата, забываешь обо всех трудностях на пути создания музыкального инструмента.
- Некоторые мастера одновременно изготавливают несколько инструментов. А у вас как?
- Знаете, я стараюсь сделать вещь сразу. То есть пока не закончу одну, не приступаю к другой.
- Какая для вас самая высокая похвала от покупателя, я имею в виду итогового покупателя - музыканта?
- Большинство наших клиентов - это дети и молодежь. И если ребенок вырастает, а тар сохраняется в доме, это и есть самая большая похвала. Всегда приятно, когда ребенок играет на инструменте, добивается успехов, когда инструмент созвучен его душе.
- Есть ли конкуренция среди изготовителей музыкальных инструментов? Пользуются ли популярностью азербайджанские народные музыкальные инструменты?
- Конкуренция, конечно, есть всегда, ведь сегодня наши национальные музыкальные инструменты пользуются большим спросом не только в стране, но и в мире. А тар - инструмент мирового уровня. На нем можно играть что угодно - от Бетховена, Чайковского до национальной традиционной музыки и музыки популярной. Великий композитор Узеир Гаджибейли считал тар «первым из инструментов по частоте использования», «самым ценным и самым важным из инструментов, способных расширить восточное музыкальное образование». Он внес огромный вклад в продолжение истории тара - создал такой жанр, как опера-мугам, где тар сопровождает вокальные партии.
Поэт Микаил Мушвиг в свободное время любил играть на таре и петь. Гурбан Примов долгие годы аккомпанировал на своем перламутровом таре Исламу Абдуллаеву, Джаббару Гарьягдыоглу, Шекили Алескеру, Кечачи оглу Мухаммеду и др. известным ханенде. Позже, вспоминая свое детство, музыкант говорил: «Больше всего я был увлечен игрой на таре, ничего, кроме тара, меня не интересовало».
Тар - универсальный инструмент, но при этом очень сложный и для освоения его нужно большое терпение. Свой нынешний современный вид тар приобрел, пройдя большой путь развития. Название его упоминается в стихах живших в XI веке Баба Таира и Гатрана Табризи. А основательное усовершенствование тара связано с именем Мирзы Садыха Асад оглу, вошедшего в историю азербайджанской музыки, как талантливый тарист, большой мастер-новатор. Его тар в очень скором времени получил распространение и за пределами нашей страны. И называть его с тех пор стали «азербайджанским таром».
Искусство игры на национальных музыкальных инструментах не перестает развиваться и очень популярно. Кстати, о непреходящей роли наших национальных музыкальных инструментов говорит и тот факт, что тар, кяманча и гавал изображены на одноманатной купюре. Так что говорить о популярности наших музыкальных инструментов излишне - это просто наша жизнь.