Ежедневная общественно-политическая газета
Ежедневная общественно-политическая газета
Почему работа уходит в частные предприятия?
Никто не оспорит истину о том, что хорошая работа способна изменить жизнь человека к лучшему. Если дополнить это суждение, от устойчивых подвижек на рынке занятости зависит высокий уровень социально-экономического развития всей страны. А ведь это еще и прямое условие повышения уровня жизни наших граждан.
Растущие показатели текущего года по росту зарплат, обелению рынка труда и устойчивому повышению показателей в сегменте регистрируемых трудовых договоров - важное обстоятельство на пути к гораздо более системным подвижкам. Ярким свидетельством сказанного служат недавние данные Госкомстата.
Следуя официальным данным, только за шесть месяцев этого года численность наемных работников в экономике республики доросла до 1749,4 тыс. человек. При этом обращает на себя внимание тот факт, что по количеству трудоустроенных в структуре местного рынка занятости пока еще рулит государственный сектор. Если приглядеться к цифрам, на государственную сферу приходится 893,1 тыс. наемных работников. Соответственно, в негосударственном сегменте экономики страны трудится 856,3 тыс. человек.
Кроме прочего, больше всего персонала задействовано в сфере образования -18,9% общего количества наемных тружеников. Далее в рейтинге идет торговля, ремонт транспортных средств, промышленность, здравоохранение и социальное обслуживание.
В приоритетной сфере строительства трудится 6,8% работающих граждан, а 6,4% наемных тружеников заняты в сфере государственного управления и обороны. Кстати, в бурно растущем сегменте транспорта логистики насчитали 4,3% официально зарегистрированных трудовых договоров. Чуть меньше занятых в профессиональной, научной и технической деятельности, сельском хозяйстве, а также на финансовом и страховом рынке.
По мнению представителей экспертного сообщества, некоторое преобладание позиций государственных организаций в трудоустройстве граждан следует рассматривать в контексте необходимости более системных мер поддержки для развития частного хозяйственного сегмента. И в этом ключе проводятся комплексные и весьма продуктивные меры. Тем более, что в текущем году были приняты многообещающие поправки в трудовое законодательство, призванные усилить позиции бизнеса на отечественном трудовом рынке.
По словам депутата Милли Меджлиса, эксперта Вугара Байрамова, законодательные изменения по расширению спектра квотируемых рабочих мест, а также коррективы в пользу поддержки процессов трудоустройства незащищенной категории тружеников, безусловно, поддержат восходящие процессы в сфере высокой социально-экономической значимости.
«Вследствие недавних поправок в Законе «О занятости» у нас, наконец, внедрили весьма полезный инструмент целевых программ, рассчитанный на законопослушных и социально ответственных работодателей, отбираемых на конкурсной основе, - говорит собеседник. - Причем, эта практика будет развиваться на средства Фонда по борьбе с безработицей: для желающих присоединиться к целевым программам Минтруда работодателей будет объявлен специальный конкурс, а преференции в рамках этого социально значимого события получат наиболее продвинутые предприниматели. Такой формат государственно-частного взаимодействия не только способствует более выраженной социальной ориентации отечественного рынка занятости, но и поддержит процессы формирования рабочих мест в сегменте частного бизнеса».
К слову сказать, в нынешнем году мы наблюдаем традиционную динамику прироста официально оформляемых трудовых отношений. Как уточнил В.Байрамов, за отчетные месяцы по сравнению с аналогичным периодом прошлого года количество трудоустроенных граждан увеличилось на 23 тыс. человек. Как уже говорилось выше, в государственном секторе наблюдается некоторый перевес количества наемной рабочей силы, хотя по сравнению с отчетным временем прошлого года численность занятых в этом секторе сократилась на 5,5 тыс. человек, а в частном, напротив, увеличилась на 28,6 тыс.
«Видимое уменьшение работающих в государственном секторе и прирост трудовых договоров в частном сегменте национальной экономики объясняются тремя основными причинами, - поясняет парламентарий. - Во-первых, на протяжении всего отчетного времени в республике продолжались комплексные реформы, связанные с обелением экономики и рынка труда. При этом известно, что с выходом из тени множества субъектов хозяйствования и рынка занятости формируется благоприятная среда для более устойчивых и системных подвижек по части оформления трудовых договоров.
Во-вторых, изменения по целому ряду законодательных актов и особенно Налогового кодекса ожидаемо привели к заметному прогрессу и росту количества рабочих мест в частном секторе национальной экономики. Кстати, такие тенденции особенно заметны на примере прироста наемных работников в сфере микро- и малого бизнеса. Наконец, третья причина обнадеживающих результатов нынешнего года заключается в последовательном увеличении количества рабочих мест в развивающихся секторах экономики и особенно сфере услуг. Все это вкупе предопределяет заметные улучшения, обусловленные увеличением численности официально регистрируемой рабочей силы».
Возвращаясь к ниспадающей динамике наемных тружеников бюджетной сферы, на взгляд парламентария, это объясняется уменьшением общего числа трудовых договоров в процессе структурных преобразований и переоценки трудовых ресурсов по целому ряду сфер. Правда, на этом фоне заметно возрастает фонд оплаты труда. Например, в январе - мае этого года средняя зарплата в республике выросла еще на 9,4%, составив 1003,3 маната. И потом, если приглядеться к статистике, за истекшие пять месяцев прошлого года в сфере образования работало 331 тыс. 449 человек, а к началу июня упомянутый показатель сократился до 330 тыс. 636 человек.
Похожую картину можно понаблюдать на примере динамики рабочих мест в сфере управления и обороны, где количество наемной рабочей силы уменьшилось с 112 тыс. 209 до 111 тыс. 961 единиц.
Сегодняшние приоритеты на рынке занятости сводятся к парадигме повышения количества наемных тружеников в негосударственном сегменте, а также дальнейшего прироста доли частного сектора в структуре занятости.