Тамила ХАЛИЛОВА

Тамила ХАЛИЛОВА

Финансовый иммунитет

Экономика
02 Август 2024
03:15
719
Финансовый иммунитет

Золотовалютные резервы Азербайджана приблизились к $70 млрд

Высоколиквидные активы, находящиеся под контролем Центрального банка и Государственного нефтяного фонда, проявили стабильный рост и в этом финансовом году, укрепив суверенные позиции Азербайджана.  

Несмотря на снижение нефтедобычи, республика продолжает наращивать подушку финансовой безопасности в виде высоколиквидных активов главного банка страны и суверенного фонда будущих поколений. По данным главы Центробанка Талеха Кязымова, золотовалютные резервы Азербайджана с начала года выросли еще на 1,8% - до $69,7 млрд. 
С переходом валютных интервенций на денежном рынке страны в компетенцию суверенного фонда, Центробанк продолжает наращивать собственные резервы - в этом финансовом цикле запас находящихся в ведении регулятора высоколиквидных активов увеличился еще на 1,1% и составил $11,7 млрд. При этом в структуре высоколиквидных накоплений государства львиная доля средств - около 80% стратегического финансового запаса приходится на Государственный нефтяной фонд. 
По истечении текущего года авторитетные международные структуры ожидают дальнейшего солидного роста стратегически важных запасов нашей страны, позволяющих республике вести суверенную финансовую политику и минимизировать зависимость от внешних рисков. Показательны в этом плане последние прогнозы международно признанной корпорации Fitch Ratings, повысившей долгосрочный рейтинг дефолта эмитента (РДЭ) Азербайджана до инвестиционного со стабильным прогнозом на основании солидной финансовой подушки безопасности Азербайджана. 
Поскольку известно - величина резервов влияет на репутацию страны, ее кредитный рейтинг и инвестиционную привлекательность, а большие запасы позволяют планировать государственные финансы на длительный срок, купируя многие экономические и политические риски. Уже в текущем году суверенные активы Азербайджана в иностранной валюте могут вырасти до $74 млрд. При таком благоприятном сценарии высоколиквидные накопления нашей страны составят 98% прогнозируемого внутреннего валового продукта (ВВП), что на 55% выше объемов золотовалютных резервов 2010 года, запомнившегося рекордно высокими показателями нефтедобычи - до 1 млн баррелей в день. 
С тех пор активный прирост экспорта «черного золота» и международные соглашения с гигантами мировой нефтяной промышленности привели к весьма неплохим результатам. Тем не менее формирующие наши накопления и львиную долю экспортных поступлений доходы от продажи нефти и газа, понятное дело, не вечны. По научно обоснованным данным, добыча «черного золота» продолжит падение и составит в нынешнем году всего 29,5 млн тонн, а в следующем понизится до 28,3 млн тонн. В 2026 - 2027 гг. производство «черного золота» в республике, по оценкам национального правительства, уменьшится до 27,5 млн тонн и 26,9 млн тонн соответственно. 
На самом деле в сложившейся ситуации валютные доходы от экспорта нефти поддерживают высокие сырьевые цены на международных рынках, а также устойчивый рост добычи природного топлива. Кстати, нужно  отметить, что на это экспортное направление пока еще приходится львиная доля наших доходов. В перспективе с вводом в эксплуатацию новой производственной платформы в рамках разработки крупнейшего блока месторождений на Каспии «Азери-Чыраг-Гюнешли» ситуация несколько стабилизируется. В этой связи отечественные и зарубежные аналитики отмечают необходимость ускоренной диверсификации экономики от нефтяной и газовой зависимости, и, надо признать, эти приоритетные цели устойчиво достигаются. 
На волне стремительного роста производственных отраслей, наращивания объемов производства сельхозпродукции, развития аграрно-промышленного комплекса, несколько лет назад правительство положило начало масштабной налоговой перестройке. Результаты системных мер не заставили себя ждать. В нынешнем году, например, устойчивое ускорение ненефтяных отраслей отразилось на обновленных параметрах государственной казны, где доля несырьевого сегмента национального хозяйства даже превысила поступления от нефтяного сектора, а львиная часть отчислений в структуре бюджетных доходов пришлась 
на фискальные органы. 
Все это повод отметить успехи плановой и поэтапной диверсификации, осуществляемой по инициативе руководства страны. В стране созданы благоприятные условия для развития бизнеса, поднимаются приоритетные, в том числе когда-то подзабытые отрасли народного хозяйства, в регионах возведена необходимая инфраструктура, построены крупные агро- и промпарки, открыты предприятия, производящие продукцию с высокой добавленной стоимостью. Так что в условиях падения нефтедобычи именно реальная экономика становится триггером хозяйственного ускорения. 
Однако ставка на ненефтяные отрасли пока еще не исключает сложившейся за годы высокой нефти тенденции - доходы суверенного фонда остаются серьезным подспорьем государственной казны, и только в этом году трансферт из «народной копилки» в бюджет увеличился до рекордных 12 781 млн манатов, превысив 35% всех поступлений «народного кошелька».
Надо признать, что все эти годы финансовая подушка безопасности в виде поступлений нефтяного фонда нашей страны была ее незаменимой опорой в кризисные времена, и даже в сложных экономических условиях резервы позволяют поддерживать стабильность национальной валюты и поток денежных поступлений в «народный кошелек», способствуя высокой степени социально-экономической защищенности. И это в целом оправданно, поскольку кроме очевидных выгод есть и определенные минусы накопления резервов. Ведь деньги, размещенные за рубежом или в золоте, не работают на национальную экономику, полагают в экспертных кругах. Кроме прочего, государственный бюджет призван отражать структуру формирования национального дохода и ВВП. 
И если в таких важнейших универсальных макроэкономических показателях, как национальный доход и валовой внутренний продукт, природная рента занимает порядка 
70-80%, то доходная и расходная части народной казны должны соответствовать этому показателю. Следуя этой логике, аналитики предлагают пошагово увеличивать базовую цену нефти, заложенную в бюджете страны. 
 

Экономика
Новости