Ежедневная общественно-политическая газета
Ежедневная общественно-политическая газета
Армейская реформа или ползучая милитаризация?!
Обнародованные Институтом экономики и мира (IEP) данные из последнего доклада «Современные тренды в милитаризации» дают достаточные основания не только для оптимизма, но и для беспокойства.
Между показателями затрат на военную сферу в национальных бюджетах прослеживается прямая корреляция между существующими рисками и прогнозами потенциальных вызовов, которые могут окутать отдельные регионы мирового пространства в ближайшем будущем.
Государства выстраивают свою оборонную политику в соответствии с национальными приоритетами. Если у таковых нет зловещих планов о расширении территориальных пределов и там строго следят за тем, чтобы их границы были надежно защищены от потенциальных угроз и посягательств, тогда реализация намеченных планов не вызывает тревог и беспокойства. Если же национальные концепции выдерживаются в духе оголтелого милитаризма и армии методично наращивают военные расходы, это не к добру. Обычно такой разворот вызывает опасения, заставляя считаться с потенциальными угрозами.
Согласно данным последнего доклада IEP, военные расходы Армении составляют 4,2% от ВВП, что превышает аналогичные показатели Азербайджана. Они зафиксированы на уровне 3,8%. Эксперты отмечают, что растущие на военную сферу затраты Иревана по сравнению с данными на 2008 год увеличились на 0,7%. В Азербайджане также отмечен рост, но только на 0,5%
По всему видно, что в экономике Армении военной сфере постепенно отводится растущее значение. Когда страна, имеющая массу проблем в социально-экономической сфере, выделяет заметные средства не на обновление и восстановление инфраструктуры, а больше думает о милитаризации, тратя большие средства, значит, она для чего-то наращивает мускулы.
Случайно ли это? Разумеется, нет, потому что в обществе страны, проигравшей вторую Карабахскую войну Азербайджану, по-прежнему культивируются реваншистские настроения. Не могут не знать об этом государства, ныне активно поддерживающие Иреван в его стремлениях подтянуть «оборонку» до тех пределов, чтобы изменить баланс сил в регионе в пользу Армении.
Однако она заметно уступает Азербайджану по ряду стратегических показателей. Ни на нынешнем этапе, ни на последующих Армения не сможет противопоставить защитному щиту Азербайджанского государства, к которому предъявляет территориальные притязания, равноценный противовес. Закончились времена, когда армянские боевые соединения с начала 90-х годов прошлого века стали наращивать военный потенциал ради реализации иллюзорного проекта «миацум». Он подразумевал отторжение Карабахского региона от его законного владельца с последующим присоединением к Армении.
Опасная геополитическая игра с военной составляющей не на шутку затянулась. Воспользовавшись военной неготовностью Азербайджана, армянская сторона стала форсировать боевые операции на территории своего соседа. Заметная помощь внешних сил, наличие мощного фактора добровольцев из многих государств, усиление армии за счет офицерского состава из числа лиц, что несли службу во многих армиях государств СНГ, обеспечили за Иреваном заметный гандикап.
В первой Карабахской войне Азербайджан уступил не только территории, но и инициативу в идеологическом противостоянии. Тому были объективные причины. Армянское лобби по всему миру еще задолго до начала военных действий на территории Азербайджана позаботилось о том, чтобы сформировать негативный образ противника.
Это способствовало тому, что Иреван заручился не только военно-техническим содействием внешних сил. Он застолбил за собой политическую и моральную поддержку обществ разных стран, их политических институтов и элит.
Пресловутая 907-я поправка к «Акту о поддержке свободы», которую приняли на законодательном уровне американские конгрессмены на старте армяно-азербайджанского спора, сыграла подрывную роль в блокировании внешнеполитических действий Азербайджана. Армянское лобби постаралось представить Армению и армян Карабаха в образе жертвы, а Азербайджан - агрессора.
Азербайджанской дипломатии стоило больших трудов изменить мнение сообщества о сути искусственной карабахской проблемы. Баку, поставив на возрождение национальной индустрии в условиях постсоветской стагнации, взял курс на всемерное развитие социально-экономического комплекса, который всегда и везде играет роль двигателя национального развития и гаранта в создании надежной армии. Усиление обороноспособности государства стало для страны главной задачей.
Вывод общенационального лидера Гейдара Алиева о действовавшем на тот момент положении о том, что «время будет работать на реализацию интересов Азербайджана», оказался пророческим. Это было время, когда официальный Баку был решительно настроен на поиск компромиссов с Иреваном. Великий лидер Гейдар Алиев предложил агрессору вполне разумный алгоритм для преодоления кризиса. Его суть сводилась к прокладке одной из энергетических веток через армянскую территорию.
Фактически общенациональный лидер предложил универсальный ключ к развязке территориального спора. Однако карабахская хунта во главе с Робертом Кочаряном и Сержем Саргсяном не согласилась на выгодное предложение Баку. У них оказались иные планы.
Свергнув первого президента Армении Левона Тер-Петросяна в 1998 году, они прибрали бразды правления к своим рукам и начали раскручивать маховик милитаризации, репрессий и перманентной эскалации. Правивший в Армении карабахский клан вынашивал планы новых территориальных захватов.
Серж Саргсян на встречах со слушателями военных училищ Армении кичился тем, что его поколение «освободило Карабах», а новым поколениям офицеров и военнослужащих предстоит продолжить дело «победителей». О том, о каких победителях шла речь, рассказали события осени 2020 года, когда Азербайджанская армия в ответ на провокации армян на Товузском направлении перешла к массированному контрнаступлению и поставила долгожданную точку в силовом противостоянии с алчным соседом.
Однако горькое поражение в войне, успех контртеррористических мероприятий сентября 2023 года, похоже, не отрезвили армянских политиков и военных. Если они вознамерились продолжить путь, которым шли патологические психопаты во власти и их нерадивые военные, тогда через некоторое время на повестке будет стоять вопрос самого существования Армении.
Не устают военачальники страны хаев бряцать оружием, распылять мифические угрозы, демонстрируя ложную боеспособность. Вот снова руководители военного ведомства страны, воспользовавшись Международным днем молодежи, решили провести в административном комплексе министерства обороны мероприятие с курсантами военных учебных заведений, студентами гражданских вузов, молодыми офицерами и молодыми представителями армянской диаспоры.
Главным персонажем события стал министр обороны Армении Сурен Папикян, который не преминул поведать аудитории о важности роли молодежи в жизни страны, заботах, связанных со сменой поколений. Да, глава ведомства говорил об устойчивом развитии страны и прогрессе государства, но обязательно ли было встречаться с лучшими представителями республиканской молодежи в военном ведомстве и по крупицам объяснять им детали развития оборонной сферы, особенности концепции расширения вооруженных сил?!
Говоря о начатых в вооруженных силах радикальных реформах и масштабных работах, которые удалось реализовать в последние годы, министр, конечно же, сделал акцент на военно-политическом раскладе в регионе. Надо понимать, что новые виды наступательных вооружений, которыми пичкают Армению США, Франция, Индия и другие страны, уж никак не связаны с подготовкой молодежи и общества к миру с Азербайджаном.
Не зря некоторые аналитики и эксперты, комментируя выделение Фондом мира от Европейского Союза 10 млн евро Иревану для закупок новых видов вооружений, подметили, что вышеуказанному финансовому учреждению необходимо переименоваться и стать «Фондом войны».
С.Папикян, подогревая среди молодежи воинственные умонастроения, детально остановился на программе «Защитник Отечества», которая предоставляет молодым людям широкие возможности по замене срочной службы пятилетней договорной службой с ощутимым пакетом социальных льгот и высокой зарплатой. Налицо попытки вывести армянскую армию на контрактные рельсы ради повышения боеспособности личного состава.
Важной составляющей армейской жизни страны стали реформы военного образования, которые подразумевают приобщение личного состава, в особенности офицеров, к реализации диверсифицированных программ военно-технической подготовки. Наконец, глава ведомства рассказал о важности повышения роли женщин в армии Армении, из чего становится ясно, что зарубежные радетели армянских военно-политических интересов навязали Иревану новую модель строительства профессиональной армии с далеко идущими планами.
Наличие боеспособных вооруженных сил - это мечта любого общества и правящего политического класса. Однако если все новшества и широкий спектр изменений подразумевают выработку новой наступательной стратегии, то ломать голову над тем, на что зарится Иреван при наличии большого отряда иностранных инструкторов, специалистов высокой квалификации, а таковых в полку армянской армии все прибывает и прибывает, то речь тут может идти только об одном - осуществлении реванша.
На словах все очень выглядит просто и даже тривиально, ведь широкая программа модернизации и дооснащения обуславливается тезисом о нацеленности противостоять современным вызовам. Это можно понять и принять безо всяких «но». Однако главное для Армении в том, чтобы ее новая армия снова не превратилась в инструмент манипулирования в руках кровожадных политиков, не выступала в роли организатора рисков и опасностей. До сих пор она как раз преуспевала только в этом. Но дальше так не пойдет.
Если армяне желают жить в условиях спокойствия, им необходимо пересмотреть взгляды на собственное место и роль в системе региональных координат. До мая 2020 года всем в регионе угрожала армянская военная машина с безответственными политическими лидерами. С недавних же пор ситуация круто изменилась в сторону ясности, и за этой долгожданной и спасительной трансформацией стоит Баку, которому важен мир не только в собственном доме, но и за его порогом.
Интересно, в Армении появится, наконец, правящий кластер, которому придется по вкусу самое бесценное - безопасность?!