Ежедневная общественно-политическая газета
Ежедневная общественно-политическая газета
Летний сезон не снизил активности ученых
Впереди - последний месяц лета, а у исследователей еще много научных планов. Связаны они не только с работами в душных кабинетах и лабораториях, но и в экспедициях. Потому и называют их полевыми исследованиями, что чаще всего проводятся в полевых условиях.
И касается это не только привычных нам археологических раскопок, когда выезд за пределы столицы просто вписан в график работы ученых. В последние годы в системе НАНА и научно-исследовательских учреждениях Министерства науки и образования (МНО) активизировались полевые исследования ботаников, дендрологов, зоологов, географов, геологов, историков, этнографов и востоковедов.
Посредством традиционных методов
К примеру, недавно сотрудники Института зоологии МНО - руководитель Центра прикладной зоологии Барат Ахмедов, ведущий и младший научные сотрудники Ирада Нуриева и Салига Гази посетили Шекинский район. В ходе экспедиции они осмотрели ореховые (фундук) сады, личные приусадебные участки жителей района, деревья и кустарники в лесопарковых зонах, а также плодовые кусты в агропарках ООО «Зеленая фабрика» и «Био компания Garden Organic», расположенных в селе Орта Зайзид.
А группа сотрудников Центра защиты растений и фумигации (дезактивации) Агентства аграрных услуг при Министерстве сельского хозяйства под руководством Талята Мехтиева участвовала в мониторинге ловушек с феромонами бурого мраморного долгоносика, расставленных в садах, и вредителя в этом регионе не обнаружила.
Также ученые и специалисты посредством традиционных энтомологических методов собрали необходимые материалы с плодовых деревьев (персик, слива, вишня, шелковица, грецкий орех) и с листьев осоки, после чего визуальным способом на их органах были обнаружены вредители и их энтомофаги - то есть те, кто питается насекомыми. Это муравьи и осы, жуки и жужелицы, клопы и стрекозы, богомолы и кузнечики. Собранный материал был помещен в стеклянную тару, промаркирован и доставлен в лабораторию для дальнейших исследований - в настоящее время он обрабатывается для идентификации, а насекомые будут включены в институтскую коллекцию.
Рельеф - равнинный, а на нем - леса
Целью экспедиции ботаников (заведующей отделом образования Института ботаники МНО доктора философии по биологии Кямали Асадовой и сотрудников отдела геоботаники докторов философии по биологии Рены Абдиевой и Нигяр Мурсалгызы) было исследование численности и популяции инвазивных видов инородного происхождения во флоре, определение формаций, составляющих зональность в регионе, учет видов инородного происхождения в Гараязинском государственном природном заповеднике и других лесных массивах на территории Газахского района.
Как рассказали «Бакинскому рабочему» в пресс-службе института, научно-исследовательская работа, которая была проведена в рамках Национальной стратегии охраны и устойчивого использования биологического разнообразия в Азербайджане, охватила населенные пункты Даш Салахлы, Шихлы, Муганлы, Кочвели, Пойлу, Салоглу, Союгбулаг, Беюк Кесик, Садыглы, Шякярли, Аг Койнек и Дамджиллы.
В результате наблюдений ученым удалось установить, что рельеф в исследуемом районе в основном равнинный, на нем произрастают широколиственные леса с преобладанием березы и дуба в горной части, терновника - в предгорьях, а полыни, солончаковых и полынно-солончаковых - в пустынях и полупустынях. На территории, где проводились исследования, зарегистрированы двенадцать чужеродных видов и три вида трансформеров - то есть растений, изменяющих естественный растительный ландшафт.
Изучая материальное и культурное наследие
Научно-этнографическая экспедиция - это уже сфера деятельности историков. Во время посещения Нахчыванской Автономной Республики сотрудники Института истории НАНА ознакомились с материальными и культурными памятниками в городе Ордубад и селах Айлис, Котам, Нюснус, Вананд, Аза, Валавер, Ганза, Дюйлюн, Дырныс, Сабиркенд, Дасте и провели этнографический опрос среди представителей старшего поколения.
В ходе исследования были изучены традиционные сферы экономики края и их современное состояние, влияние социально-экономических процессов и глобализации на повседневную жизнь местного населения, отношение к религии и религиозные убеждения, традиции и современность, материальная и духовная культура.
Этнографы также собрали обновленную информацию об исторических и культурных связях между Ордубадом, Южным и Западным Азербайджаном и пришли к выводу, что городская культура Ордубада, имеющего богатые историко-культурные традиции и широкий туристический потенциал, должна быть переписана с этнографической точки зрения и этому населенному пункту должен быть присвоен статус города-заповедника.
Еще одна выездная работа историков - посещение заведующим отделом религии и общественного мнения Института востоковедения им.З.М.Буниятова НАНА, председателем Совета молодых ученых и специалистов института доктором философии по истории Эльнуром Мустафаевым города Шуша с целью изучения материального и культурного наследия Карабаха, а также связанных с этими территориями эпиграфических памятников.
В ходе исследования ученый осмотрел каменные надписи на мечетях Юхары Гевхар ага, Саатлы и Сеидли, караван-сарая Мешади Гусейн Мирсайяф оглу и родника Мамай, а также особняки Угурлу бека, Гаджигулу бека, Ширин бека и Бюльбюля, относящиеся к материальному и культурному наследию города. Он обнаружил интересные факты в арабо-персидских надписях, выбитых на мемориальных эпиграфических памятниках небольшого кладбища во дворе мечети Юхары Гевхар ага, и установил, что абсолютное большинство захороненных здесь людей - это азербайджанцы, погибшие в 1905 году в результате геноцида, учиненного армянами в Шуше.
Наглядное доказательство ненависти
Надписи, выгравированные на нескольких надгробьях этого кладбища, представляют особый интерес и значение. В первую очередь историк отмечает оригинал и перевод текста на одном из таких памятников: «Это могила Мешади Сулеймана Кербалайи Рустама оглу, убитого армянами в начале месяца Раджаб в 1323 году». Дата, указанная на могиле, совпадает с августом 1905 года н.э., когда армянами были организованы массовые убийства азербайджанцев в различных районах страны. Важным моментом здесь является и фраза, специально упоминаемая на надгробьи - «убит армянами». Этот факт уже сам по себе является наглядным доказательством армянской жестокости и преступлений, совершенных ненавистным врагом против нашего народа.
О событиях, произошедших в Шуше, основоположник жанра исторического романа в азербайджанской литературе Мамед Саид Ордубади писал в своем произведении «Кровавые годы»: «…в августовских событиях 1905 года армянскими вооруженными силами в городе было убито около ста азербайджанцев, сожжено около двадцати мусульманских домов…»
Именно поэтому трудно переоценить роль эпиграфических памятников в изучении истории Азербайджана и определении его исторических границ. «В этом плане исследование эпиграфических памятников и прочтение эпитафий, отраженных на надгробиях, в контексте новых реалий является одной из актуальных задач, стоящих перед современной азербайджанской наукой, - уверен ученый, - надписи, выбитые на эпиграфических памятниках, являются одним из наиболее удобных средств для определения как начальных этапов формирования народов, проживающих в регионе, так и процессов формирования этнографических, языковых и антропологических особенностей населения, а также этногенеза народа, религиозно-национального мировоззрения и идеологии, господствующей среди населения».
И совершенно очевидно, что непреходящее значение имеет изучение эпиграфических памятников освобожденного от оккупации Карабаха - неотъемлемой части Азербайджана. Каменные надписи на карабахских мечетях, медресе, караван-сараях и гробницах, а также эпитафии на могилах мусульман могут служить источником для раскрытия многих истин и разоблачения армянских фальсификаций.