Ежедневная общественно-политическая газета
Ежедневная общественно-политическая газета
А у нас во дворе гуляет сказка по траве
У каждого из нас есть любимое занятие. Оно, как правило, возникает в силу каких-то объективных или субъективных причин. Порою явных, а нередко скрытых.
Нежданно-негаданно несколько лет назад Абдулла Тагиев из Гахского района, архитектор по специальности, занялся таксидермией, чтобы увековечить некоторых представителей фауны, и стал самостоятельно изучать искусство изготовления чучел животных.
И теперь у него во дворе гуляет сказка по траве. Здесь можно увидеть диких кошек, енота, шакала, сову, фазана, аиста, сороку, а также небольшие сценки из жизни зверей. Выглядят они как живые. Их можно запросто потрогать, погладить и даже заглянуть им в глаза.
Конечно, лучше было бы, если бы эти птицы и животные продолжили жить в дикой природе. Но раз уж жизнь распорядилась иначе, стать экспонатом - определенно не самая худшая участь. Кто знает, какую службу они еще сослужат в будущем для изучения редких видов животных.
Наш герой, влюбленный в природу, говорит, что таксидермия - часть его жизни. А началось все несколько лет назад с выделки шкурок небольших домашних животных. С тех пор он сохраняет то, что дарит нам природа.
Его рабочие инструменты - пинцет, специальный нож, монтажный пистолет, игла, растворитель, перекись водорода и т.д.
- Думаю, у каждого человека есть свое увлечение, хобби. Для кого-то это способ самореализоваться, для других - отвлечься, отдохнуть, а кто-то и деньги на этом зарабатывает. У меня эта страсть появилась как-то сама собой. Тогда же я понял, что любимое занятие приносит мне психологическое удовлетворение, душевное спокойствие и моральную разрядку, - говорит Абдулла. - Конечно, первый опыт был утомительным, но творческим и интересным.
Сразу хочу расставить акценты: таксидермисты работают только с уже убитыми животными. Мы не влияем на отстрел, не нажимаем на спусковой крючок. Наоборот, сохраняем то, что дала нам природа. По-моему, чучело в музее естественной истории смотрится куда гуманнее, чем, скажем, слон в крошечном вольере зоопарка. Они необходимы также школьным биологическим кабинетам и уголкам, поскольку предоставляют преподавателям не только возможность ближе познакомить учащихся с обитателями наших ландшафтов, но и показать характерные особенности различных видов животных. Вот тогда я решил сделать музей чучел у себя во дворе, который с большим удовольствием посещают друзья, знакомые, школьники, да и просто прохожие.
- Что самое сложное в вашей работе?
- Наверное, правильно сделать каркас, на который затем натягивается шкура или оперение. От каркаса зависит будущая форма. Однако не менее важно и правильно заполнить то, что внутри, определенной массой.
- А как вы обрабатываете шкуру?
- Аккуратно, чтобы ничего не повредить, снимаю ее, затем настает очередь выделки. Шкура просаливается, дальше идет аккуратное удаление подшкурного слоя. Важно тщательно все срезать и промыть, чтобы жира абсолютно не осталось. Завершающим этапом является оформление манекена шкурой. Он в высшей степени ответственен и чрезвычайно важен, так как результат всего труда зависит от того, насколько живо и верно «сидит» шкура на манекене.
- Чем заполняются «внутренности»?
- Монтажной пеной. Это требует навыков и сноровки, ведь пена сильно увеличивается в объеме. Как правило, в качестве наполнителя используются вата, пакля или опилки. Мне же проще с тем, что я назвал. Потому что форма благодаря пене на все последующее время остается неизменной. Те же опилки, к примеру, усыхают, и это влияет на общий вид чучела, деформирует форму.
- Таксидермия - это смесь ремесла и искусства?
- Творение таксидермиста должно иметь характерную позу животного, отражать его повадки и даже «выражение лица», в противном случае получится не чучело, а пугало. По художественной выразительности и силе оно стоит наравне с произведениями живописи и скульптуры. Но художником таксидермист становится тогда, когда в его работе прослеживается целый сюжет, а само произведение наделено смыслом. Эти работы единичны и никогда не повторяются. В этом их ценность. На создание сюжета и образов уходит не один день. Зачастую бывает так, что задуманный вначале сюжет в ходе работы изменяется несколько раз. Это очень живая и интересная работа, требующая к тому же большой усидчивости.
За то время, что я занимаюсь таксидермией, сталкивался с критикой, но самое неприятное - это когда встречаешься с людьми, которые слепы и в таксидермии видят лишь варварство и убийство. Сломать стереотипы бывает непросто, а порой и невозможно. Люди должны понимать, что мастер-таксидермист берет шкуру мертвого животного, выделывает и моделирует ее на пластиковый манекен. Такая работа во многом напоминает работу скульптора. И если экспонат выглядит как живая скульптура, значит, художник создал шедевр. Такие изделия просто завораживают.
Сам я полюбил эту смесь искусства и ремесла. Таксидермия стала частью меня. Надеюсь, мне удалось преподнести таксидермию как искусство и одновременно как ремесло.
- Нужны ли какие-то особые качества и навыки человеку в этом деле?
- Конечно, нужны. Тот, кто хочет делать чучела, должен знать биологию, анатомию, повадки и строение животных, быть творческим человеком. Одновременно являться и специалистом по таксидермии, и художником-скульптором.
- Чем вам интересен сам процесс рождения чучела?
- Меня захватывает, когда я начинаю в уме представлять идею, а затем обдумываю, как ее можно воплотить в жизнь. Но если делать, то нужно делать так, чтобы чучело смотрелось как живое, чтобы оно получилось красивым, только тогда таксидермия имеет смысл и ценность. Надо совершенствоваться в этом искусстве, тогда будешь получать удовлетворение от своего дела.