Ежедневная общественно-политическая газета
Ежедневная общественно-политическая газета
Кузнечным делом надо болеть
Современные реалии таковы, что кузнецы для многих - это персонажи сказок. Не беремся сказать, хорошо это или плохо, но когда узнаешь, что человек работает вне офисных стен, да еще и с огнем, это вызывает эмоции: удивление и восторг.
Есть в селе Демирчи Шамахинского района специалисты, которые ежедневно занимаются, не побоюсь этого слова, искусством. Причем очень редким и ценным. В их руках раскаленный металл становится «послушным» и приобретает нужные формы. О ком это мы? Конечно, о мастерах кузнечного дела.
Профессия кузнеца требует от мастера хорошей физической подготовки. Так было всегда. Не каждый воин рискнул бы помериться силой с кузнецом.
Кузня - отдельный мир и своя система, где только «хозяева» этого места понимают, что, где и когда. Здесь все атмосферно. На каждой полке лежат заготовки, инструменты, пробные изделия. Но одно из самых востребованных - лошадиная подкова. Агагусейн Гусейнов, хозяин этого волшебного места, изготавливает подковы и гвозди для них, ножи, резаки, топоры, мангалы, грабли и т.д. В Демирчи практически все пользуются ножами местного изготовления, потому что они практически не тупятся.
- Моя крепкая дружба с металлом длится уже не одно десятилетие. Согласитесь, это немаленький срок. Тем не менее, считаю, что стою лишь у истоков ремесла. Мне многое еще предстоит узнать, освоить и изучить. Не зря говорят - нет предела совершенству. Думаю, словосочетание «приручить металл» в данном случае - не самое подходящее. Мы с металлом состоим в тесной дружбе. Им надо болеть, - говорит Агагусейн Гусейнов. - Например, у меня с детства тяга что-то делать своими руками. И когда вначале в кузнице что-то не получалось, все равно было интересно.
- Принято считать: кузнец - это метровые плечи и могучие ручища. Это так?
- Нет, это заблуждение! Главные требования к кузнецу - терпение и выносливость.
- Кто кого закаляет больше - вы металл или он - вас?
- Вы, наверное, удивитесь: металл - меня. От него исходит ощутимая сила. Мне кажется, благодаря металлу и огню я стал сильнее, выносливее. Может, поэтому кузнецы - народ молчаливый, слов на ветер не бросают.
- Чем вам нравится само кузнечное дело?
- Кузница - это основа всего, потому что металл присутствует везде, даже в мобильном телефоне, в микросхемах. Его начали плавить по окончании каменного века именно в кузнице. Именно поэтому есть желание не потерять корни, истоки и историю. Удовольствие доставляет сама нужность этой профессии для людей, и чем чаще к нам обращаются, тем больше радости это приносит. Для меня это творчество, ремесло, средство заработать на жизнь, образ жизни и метод общения.
- Как вы считаете, есть ли у металла душа?
- У металла и кузнеца - одна душа на двоих. Точно так же, как гончар чувствует текстуру глины, ее жирность и мягкость, а краснодеревщик - красоту дерева, кузнец чувствует металл, его душу.
- Чего металл не любит?
- Металл не любит, чтобы к нему относились неуважительно. Иначе он выдаст не то, что вы от него ожидали. Любая работа, если сделана с любовью и качественно, ласкает взгляд, тешит душу. В работе с металлом не должно быть спешки, неаккуратности. Знак качества - это главный принцип, которому я следую в работе. На все свои изделия ставлю свое кузнечное клеймо.
- Почему вам нравится работать именно с металлом, а не с деревом?
- Не знаю. Это разные материалы: дерево более деликатное, мягкое, металл более тяжелый. Думаю, что выбор «своего» материала происходит естественным путем - когда пробуешь и тебе нравится. Просто кому-то нравится сидеть в тепле и строгать деревяшку, а кому-то в холоде, ковать, шуметь, - отшучивается мастер.
- То есть если готов терпеть какие-то неудобства, то?..
- …это твое, - заканчивает за меня вопрос Агагусейн уста. - Ты не можешь сказать почему. И разложить это по полочкам. Просто вот так чувствуешь.
- Чему сложнее всего научиться в кузнечном деле?
- Всему. Поначалу ничего не получается. Нужно уметь видеть форму, чувствовать материал. Например, когда крутишь завиток, можно скрутить его ломаным, некрасивым. Это все с опытом приходит. А когда спустя время видишь свое старое изделие, оно кажется ужасным. Думаешь: тут криво, тут косо, можно было сделать лучше, красивее. Причем обыватель этого не видит. В мастерской у меня остаются бракованные изделия. Когда сюда приходят туристы, часто, глядя на них, говорят: «Супер, это шедевр! Можно купить?»
Совершенству нет предела. Сколько работаешь - столько развиваешься. Это то, что мне нравится в профессии. Тут нельзя достичь пика.
Вот раньше кузнецы были узконаправленными специалистами. Были мастера, которые делали только гвозди. Другие кузнецы занимались только подковами - ведь это целая наука. Нужны огромный опыт и умение общаться с лошадьми. Универсальные кузнецы делают все, но чтобы стать крутым мастером, нужно сконцентрироваться на чем-то одном: топоры, ножи, подковы и т.д.
- Чем именно вас привлекло кузнечное дело?
- Кузнец - очень интересная профессия, в ней всегда что-то новое, всегда нужно думать, «включать» голову. В нашей сфере нет границ в развитии. Как правило, вся продукция - нестандартная. Быть специалистом в этом деле - значит всегда в своей профессии использовать творческий метод. Ведь кузнец - это профессия, которая требует максимальной сосредоточенности: в момент, когда с определенной частотой совершаешь удары по металлу, все внимание концентрируешь на придании нужной формы изделию. А еще быть кузнецом - значит постоянно учиться, развиваться, повышать квалификацию.
Процесс изготовления также сам по себе интересен: одну и ту же деталь можно сделать из различных материалов и разными способами. Поэтому каждое наше изделие - это эксклюзив. Красота, а не работа!
- Обычно кузнец - уважаемый и обеспеченный человек. Относите ли вы себя к таковым?
- Меня многие знают не только в нашем районе, но и за его пределами. Все познается в сравнении. Кузница помогает учить детей, содержать хозяйство и иметь добротный дом. Скорее я обеспеченный человек, нежели наоборот. Мое мнение - нужно быть благодарным за все, что ты имеешь.
- Что в итоге для вас важнее всего в вашем деле?
- Движущая сила - любовь к тому, что я делаю, внутреннее чувство. Через кузнечное ремесло я создаю себя и мир вокруг. Это любовь к огню, любовь к металлу, желание выразить себя и что-то после себя оставить.
- Есть ли у вас подмастерья?
- Пока нет. Но морально готовлюсь к появлению их в моей жизни. Иногда меня начинают просить - «научи», «покажи», спрашивают «можно ли попробовать». Я обычно соглашаюсь, но знаю, что большинство после первой пробы силы пропадут - мало кто готов работать молотком полдня. Сложно это все. Если вдруг объявятся единомышленники - буду только рад, меня найти просто - Шамахинский район, село Демирчи.
…В кузнице Агагусейна Гусейнова целый день летят искры, стучит молот, трещит огонь, а с лица его не сходит улыбка. И, кажется, пока есть эта улыбка, кузнецы не вымрут. И их дело будет жить.