Шахрияр Мамедъяров: «Важно всегда оставаться человеком»

Спорт
25 Ноябрь 2014
11:22
48
Шахрияр Мамедъяров: «Важно всегда оставаться человеком»

Победой 29-летнего азербайджанского гроссмейстера Шахрияра Мамедъярова в блице завершился на днях в Сочи (Россия) элитный международный турнир с призовым фондом 100.000 USD — мемориал памяти одного из ярчайших виртуозов доски ХХ века, восьмого чемпиона мира по шахматам Михаила Таля.
Мероприятие, организованное Фондом поддержки шахматного творчества и Российской шахматной федерацией, собрало под свои знамена весьма и весьма солидную компанию (среди которых была одна женщина — Александра Костенюк), разместившуюся по итогам турнира следующим образом:

1. Шахрияр Мамедъяров
(Азербайджан) — 16 очков;
2. Александр Грищук (Россия) — 15,5;
3-5. Александр Морозевич
и Сергей Карякин (оба — Россия), 
Борис Гельфанд (Израиль) — 12,5;
6. Петр Свидлер (Россия) — 12;
7. Ян Непомнящий (Россия) — 11;
8. Владимир Крамник
(Россия) — 10,5;
9. Петер Леко (Венгрия) — 10;
10. Эрнесто Инаркиев
(Россия) — 9,5;
11. Евгений Томашевский
(Россия) — 8;
12. Александра Костенюк
(Россия) — 2.

Гость газеты «Бакинский рабочий» — Шахрияр Мамедъяров, которого мы застали в преддверии поездки в Доху (Катар), где пройдут сперва блиц-турнир, а затем престижный турнир из серии «Мастерс».
— Прежде всего от лица многочисленных болельщиков позвольте поздравить вас с победой.
— Большое спасибо.
— 16 очков из 22 возможных. Ожидали такого высокого КПД?
— Как-то не задумывался, если честно. С годами выработалась привычка не загадывать наперед, не строить планов на неопределенное будущее. Хотим мы того или нет, подобные раздумья отнимают время и, что наиболее важно для шахматиста, энергию. Поэтому стараюсь абстрагироваться от всех отвлекающих факторов.
— И как, получается?
— Не всегда.
— Довольны ли итоговым результатом?
— Конечно же, доволен.
— Насколько трудно далась победа в блице?
— На турнире, где собрана элита современных шахмат, легкие победы априори исключены. Хотя, знаете, после старта был уверен в обратном. Все началось для меня — лучше не придумаешь. Настолько хорошо, что не осталось никаких сомнений в итоговой победе. И если бы в конце блица не финишировал первым, то огорчился бы неимоверно. Когда  психологически настроен на победу, а в результате она достается другому, с этим трудно смириться.
— Ну, блестящий старт  на «Мемориале Таля», а потом серия поражений — это как раз в вашем духе.
—  Вы правы, блиц на «Мемориале Таля» я традиционно начинаю просто прекрасно, а потом одно за другим следуют поражения. Уже сколько раз так было. Вот именно по этой причине победа в Сочи имеет для меня принципиальное значение. Может, я далек от скромности, но себя считаю одним из сильнейших в блице.
—  А с другой стороны, без упомянутых «необязательных поражений» не было бы и столь захватывающей концовки.
— Согласен.
— Тем не менее, если суммировать мнения шахматных экспертов по итогам «Мемориала Таля», то  «Шахрияр Мамедъяров выиграл легко и на одном дыхании».
—  (смеется) Что, вот так и сказали?
— Именно так, слово в слово.
— Ну, что ж, видимо, ошибаются и ведущие эксперты.
— Может быть, всему виной ваша улыбка? Люди видят ее и ошибочно полагают, что «победа дается Мамедъярову легко и на одном дыхании».
— Видимо, так оно и есть.
—  А ведь улыбка действительно крайне редко сходит с вашего лица.
— Это хорошо или плохо?
— Это замечательно.
— Улыбка — это состояние души. Я счастливый человек, оттого улыбка — частый гость на моем лице.
—  Помогает ли это преодолевать стрессы во время игры?
— Стрессы во время шахматных партий помогают преодолевать позитивный настрой...
— …а улыбка, в свою очередь, способствует добиться хорошего настроя.
— Согласен.   
— Шахрияр Мамедъяров уже не первый год является представителем мировой шахматной элиты. Прокомментируйте мнение, что высший эшелон меняет людей.
— Не сказал бы. Конечно, публичность вносит коррективы в поведение и характер. Да и возраст сказывается. Но лично в себе я не замечал кардинальных перемен. Скажу избитую фразу, но в любых жизненных ситуациях человек должен оставаться самим собой. И мне бы не хотелось услышать когда-нибудь, что «Шахрияр Мамедъяров не прошел испытание славой».
— А он его прошел?
— Хочется верить, что да. Во всяком случае, не вижу причин, говорящих об обратном. А если таковые действительно имеют место быть, то мне искренне хочется знать, какие именно. Может, действительно что-то делаю не так. Лично я не замечал за собой перемен. Что много лет назад, играя на уровне первого разряда, что сегодня, являясь международным гроссмейстером, я все тот же Шахрияр Мамедъяров.
— … со своими плюсами и минусами?
— Да, со своими плюсами и минусами. Куда уж без них? Неважно, на каком уровне ты играешь — важно всегда оставаться человеком.
— Кстати, об уровнях. Ваша карьера не раз делала крутые виражи:  резко шла вверх, потом  с той же скоростью катилась под откос. С чем это связано?
— Причины бывают разные.
— Если не ошибаюсь, Бобби Фишер сказал как-то, что есть «прямое соответствие между твоим внутренним состоянием и результатами»?
— Я бы сказал, что результаты, прежде всего, зависят от тренировок, их количества и качества. Вот главные составляющие успеха. Разумеется, внутреннее состояние тоже важно, но сказывается оно на более коротком отрезке. Скажем, в отдельно взятой партии, от силы в двух или трех.
— Что-то способствует успехам, а что-то, наоборот, приводит к стагнации… Вы когда-нибудь проводили анализ?
—  Проводил, естественно. Существует целый ряд факторов, ведущих к всплеску результатов — это хороший тренер, знание дебютов. Не последнюю роль играет и окружение. Наличие вокруг тебя положительно настроенных людей способствует успехам, придает уверенности.
— Раз уж заговорили об окружении. Мне доводилось слышать о шахматистах, для которых присутствие в зале знакомых людей является отвлекающим фактором. А есть и те, для кого лица знакомых есть фактор необходимый. К какой категории относитесь вы?
— Я из тех, кому нужна моральная поддержка. Приятно видеть в зале родные лица и ощущать их поддержку.
— Итак, вы стали победителем на «Мемориале Таля». Счастливы?
— Скорее, очень рад. Для счастья это все-таки не самое большое достижение.
— И последний вопрос: что можете сказать о предстоящем турнире в Катаре?
— Это очень сильный турнир, на который заявлены 20 шахматистов с рейтингом не менее 2700 очков.

Новости