Александр Чивадзе: «Играть при пустых трибунах и при полных — это два разных футбола»

Спорт
04 Октябрь 2016
11:15
75
Александр Чивадзе: «Играть при пустых трибунах и при полных — это два разных футбола»

Свой 60-й день рождения отметил на днях легенда азербайджанского футбола, экс-форвард бакинского «Нефтчи» и сборной СССР Искендер Джавадов. Поздравить юбиляра в Баку приехали звезды отечественного и советского спорта разных поколений, а также представители АФФА.

Среди гостей нашей столицы был и близкий друг Джавадова, бывший капитан сборной Советского Союза и тбилисского «Динамо» Александр Чивадзе, поделившийся с читателями газеты «Бакинский рабочий» своими воспоминаниями о прошлом и впечатлениями о современном футболе. 

— Очень люблю ваш замечательный город, часто приезжаю сюда на встречи ветеранов. Ну, а этот визит особенно приятен. Шутка ли, юбилей друга, с которым знакомы почти 40 лет?! Все эти годы я знал Искендера как хорошего футболиста и верного друга, но не предполагал, что у него есть и литературные способности (смеется). Правду говорят, что если человек талантлив, то талантлив во всем (речь идет об автобиографической книге «№11 Искендер Джавадов» — прим.ред.).

— Когда вы познакомились с Джавадовым, не припомните?

— Мы с ним как-то пытались вспомнить год, когда впервые встретились на поле. Искендер уверен, что это был 1978 год, а я — что 1979-й. В итоге сошлись на том, что это произошло в конце 1970-х.

— Александр Чивадзе — центральный защитник, Искендер Джавадов — нападающий. Наверняка не раз и не два вам приходилось опекать своего друга?

— Друзья в жизни, соперники на поле. Мы вели бескомпромиссную и жесткую борьбу, иногда и грубость была, не без этого. Это футбол, всякое может произойти, когда эмоции зашкаливают. Но взаимных обид никогда не было, все страсти оставались там, на стадионе.
А вот опекать Искендера было не так уж и просто: техничен, по спортивному хитер, ловок и силен физически. Его трудно было остановить или сбить с ног из-за  крепкого телосложения и отменной координации. И это неудивительно, ведь пару лет он серьезно занимался борьбой. Но настоящей головной болью было  нестандартное мышление Искендера. Он действовал не по шаблону, не так, как учили, а чисто интуитивно. Мог отпасовать налево  в ситуации, когда 19 из 20 игроков отдали бы направо. И трюки эти здорово у него получались.

— А какой из матчей с «Нефтчи» запомнился больше всего?

— В том матче, что запомнился больше всего, Искендер не играл. Зато в нем принял участие Анатолий Банишевский. Он тогда уже завершал карьеру, вышел на замену минуте на 70-й. Но этих 20 минут хватило, чтобы впечатлить молодого Сашу Чивадзе. Как он принимал мяч, как обрабатывал, как открывался, как отдавал пас… Ни одного лишнего движения, все делалось лаконично и с ювелирной точностью. 

— Анатолий Банишевский признан лучшим футболистом в истории Азербайджана.

— А вот я бы назвал лучшими футболистами в истории Азербайджана сразу трех человек: Анатолия Банишевского, Виталия Шевченко и Искендера Джавадова. Это высоклассные исполнители, и я не берусь определить, кто из них сильнее или слабее.

—  Несколько слов о грузинском и азербайджанском футболе.

— Футбол наших двух стран всегда был ярким и живым. В нем отсутствовал флегматизм. Даже в неудачные для  «Нефтчи» или «Динамо» сезоны мы были неудобным соперником для любой команды Советского Союза.

— Вы согласны, что чемпионат СССР был одним из сильнейших в Европе?

— Так и есть, очень много было сильных и равных по классу команд. И вместе с тем все они были разными по стилю и манере игры. Сравните московский «Спартак» с киевским «Динамо», вильнюсский «Жальгирис» или ташкентский «Пахтакор». И команд таких было 16 в Высшей лиге. Мы только приблизительно знали, что такое проходной матч, потому что слабых команд не было в чемпионате СССР. Грубо говоря, это была Лига чемпионов Советского Союза, где выступали лучшие клубы из республик. 

— Как вы относитесь к высказываниям, что в том или ином формате было бы неплохо вновь организовать турнир с участием команд постсоветского пространства?

— Знаете, звучит это действительно заманчиво, тем более, если страны будут делегировать своих чемпионов. Но, как говорится, намерение

— намерением, а вот как это будет выглядеть на практике? В принципе, Кубок Содружества ведь и был именно турниром чемпионов стран бывшего СССР. Как видите, со временем он сошел на «нет».

— Не могу не напомнить вам нашу беседу, которая состоялась в 2012 году в Тбилиси. На вопрос, могут ли азербайджанские клубы выступать в Лиге чемпионов УЕФА, вы ответили примерно следующее: «А почему бы и нет? Не Боги горшки обжигают. Но сперва надо попробовать себя в Лиге Европы, набраться опыта и окрепнуть. Думаю, года через 2—3 мы увидим азербайджанскую команду в основном раунде ЛЕ».

— И, как видите, оказался прав. Сперва туда пробился «Карабах», а потом и «Габала». Все закономерно. Я ведь в 2012-м не для красного словца сказал, а основываясь на своем опыте. А он у меня немалый. Я слежу за азербайджанским футболом, потому что там выступает много моих земляков. Плюс, общаюсь с вашими ветеранами. Так что я в курсе происходящего,  знаю, какая работа по развитию футбола ведется в стране. Выход двух ваших клубов в основной раунд — это закономерный итог проделанного труда.

Если все продолжится, через пару сезонов один из ваших клубов может и до Лиги чемпионов добраться. Многие воспринимают Лигу Европы как подготовительный этап к ЛЧ, и я с ними согласен. Я, например, не знаю команду, которая сразу бы дошла до основного раунда ЛЧ. Может, и есть такая, но это скорее исключение из правил. Может, кому-то действительно удалось сразу попасть туда, всякое в футболе случается.

— Белорусский «БАТЭ», например.

— Нет, «БАТЭ» тоже начинал с Лиги Европы, это я знаю наверняка.
И уж коли речь зашла об еврокубках, мне бы очень хотелось увидеть там «Нефтчи». Все-таки самая популярная азербайджанская команда, ее весь Союз знал. Сегодня дела у них складываются не лучшим образом, и я искренне желаю «нефтяникам» найти свою игру. И как можно быстрее вернуться на вершину Topaz Премьер-лиги.

— Вопрос к человеку, следящему за нашим первенством: в чем проблема «Нефтчи»?

—  Понятия не имею. Чтобы ответить на этот вопрос, я должен быть внутри коллектива. Но спад периодически происходит абсолютно у всех команд, не стоит искать подвоха. Это обычное явление. Просто надо собраться и найти выход из ситуации. В руководстве «Нефтчи» находятся мудрые люди и большие профессионалы своего дела, так что, уверен, выход будет найден. А бакинских болельщиков призываю не опускать рук и продолжать поддерживать любимую команду. Когда игра не идет и все валится из рук, поддержка трибун как никогда нужна футболистам. Как воздух необходима.

—  Трибуны — это игрок №12? 

— Абсолютно верно. Я в этом не единожды убеждался. Играть при пустых трибунах и при полных — это два разных футбола.

— Вы часто употребляете термин «наш футбол», подразумевая игроков вашего поколения. А чем отличается «ваш футбол» от «не вашего»?

— Есть отличия. Прежде всего, мы не часто меняли команды. И сор из избы не выносили, все конфликты решались внутри коллектива.

Всегда старались подавать пример молодежи, следили за своим поведением и на поле, и вне его.
Но есть в современном футболе и плюсы. Например, судьи стали строже к нарушителям. Будь такая строгость в наше время, мой друг Давид Кипиани (1951—2001) не повесил бы бутсы на гвоздь в 31 год. Я говорю о человеке, которого за полгода до этого приглашали к себе миланский «Интер» и мадридский «Реал». Но он просто физически устал от травм. Видели бы вы ноги Давида, на них места живого не было. Против него защитники всегда персонально играли, отобрать мяч не могли, поэтому «лупили» нещадно. Тогда за это редко наказывали. Сегодня грубиянов значительно меньше, потому что арбитры строже стали.

А еще в наше время команд интересных было больше. Сегодня вообще парадоксальная ситуация складывается: классных сборных стало больше, а сильных клубов в Европе стало меньше. Нелогично абсолютно. Потому что лучших забирают к себе топ-клубы, вот и все.  От этого Лига чемпионов стала похожа на хорошее кино, которое видел много раз. Сколько его ни смотри, все равно новых действующих лиц даже в четвертьфинале не будет.