Андрей Тверянкин:«Успехи азербайджанского спорта закономерны»

Спорт
28 Ноябрь 2016
11:27
51
Андрей Тверянкин:«Успехи азербайджанского спорта закономерны»

На днях мне в руки попал российский спортивный журнал годичной давности, в котором мое внимание сразу же привлекло интервью Константина Еременко —  лучшего футзалиста прошло столетия, чемпиона мира и Европы в составе сборной России, и, наконец, капитана той самой легендарной «Дины», на рубеже веков не знавшей себе равных ни в Европе, ни в Америке, ни в Азии.  

Вспоминая игроков, с которыми его свела судьба, 46-летний экс-голеодор, только в официальных матчах забивший 1132 гола, отметил, что сильнейшим вратарем своего времени он считает Андрея Тверянкина, имеющего российско-азербайджанское гражданство.

«С Андреем дружим по сей день. Это добрый, порядочный и позитивный человек, всегда готовый прийти на помошь. А его потрясающее чувство юмора, помогающее обходить острые углы и  улаживать любую проблему,  — сказал живая легенда мирового футзала. — Ну, а вратарем он был просто фантастическим.  Примечательно, что «Тверя» защищал ворота лучших команд страны, объективно был номером один в России, но тренеры сборной упорно игнорировали его. Очевидно, что дорога в сборную была заказана. Кем и почему? Не знаю. Ему было уже 40, когда поступило предложение от Азербайджана. Он его охотно принял, а потом и клуб выбрал азербайджанский («Араз» —прим.) Мы с ним беседовали пару раз по этому поводу, и я был рад, что Андрюше выпал шанс играть на чемпионатах мира и Европы».
Это интервью вспомнилось мне накануне матчей «Араз» в Загребе (Хорватия), в рамках элитного раунда Кубка УЕФА. Интересно, будет ли Тверянкин смотреть эти матчи? Следит ли он сегодня за азербайджанскими футболом и футзалом? Радуется ли удачному старту сборной Азербайджана в отборочном цикле к Чемпионату мира-2018? И, наконец, хотелось бы услышать его мнение относительно  выступления  наших футзалистов на недавнем Чемпионате мира в Колумбии.

Обо всем этом и многом другом 47-летний Андрей Тверянкин поведал ряду отечественных изданий.
— Разумеется, слежу. Особенно за международными матчами как футболистов, так и футзалистов. Иначе и быть не могло, потому что Азербай­джан стал мне второй Родиной. Ничего, кроме добра и теплого дружеского отношения, я не видел на вашей гостеприимной земле. Где бы я не был, Азербайджан вспоминаю только с теплотой и добрым словом.

— Позвольте поинтересоваться, какое из последних событий в футболо-футзальной жизни  Азербайджана более всего впечатлило вас?

—  Поводов, чтобы порадоваться, немало. Одно только попадание «Карабаха» и «Габалы» в Лигу Европы говорит о росте азербайджанских клубов. И сборная неплохо начала «отбор» к Чемпионату мира.

Вот только слово «впечатлило», как мне кажется, не совсем верно использовать в нашем случае. Потому что оно подразумевает приятное удивление, сюрприз.  А все события, происходящее в азербайджанском спорте, все его достижения и успехи вполне закономерны. Они ожидаемы, потому что в их направлении ведется конкретная работа.

— Хотелось бы узнать ваше мнение о современном футзале Азербайджана. Скажем, какое впечатление оставила у вас игра сборной на недавнем мундиале в Колумбии? И что вы ждете  от клуба «Араз», который стартует завтра в Элитном раунде Кубка УЕФА в Хорватии (разговор состоялся за день до старта турнира в Загребе — прим.).

— Нынешний состав сборной укомплектован очень «ровно», там нет слабых мест. Если говорить конкретно по исполнителям, то мне более всего импонирует игра Финео, Эдуардо, и, разумеется, Виталия Борисова.

Виталик — это вообще тема для отдельного разговора. Для многих азербайджанский футзал ассоциируется прежде всего с ним, Виталием Борисовым.

— Согласен.
— Виталий много лет выступает на самом высоком международном уровне, опыт за плечами колоссальный. Одно его присутствие на площадке действует на ребят положительно. Он всегда излучает уверенность, неизменно спокоен, на первый взгляд, флегматичен и медлителен. Но игру читает потрясающе, в выборе позиции с ним не каждый может соперничать.

Что касается «Араз», то его костяк составляет костяк сборной. Если они способны достойно выступить на мировом первенстве, то и в Загребе, как мне кажется, ребята смогут дать бой сильным протиникам.

— Кстати, вам известно, кто в команде вызывает у меня наибольший интерес?

— Неужели вратарь?

— Да, в первую очередь слежу за человеком в створке ворот. Это, так сказать, профессиональное. Интересны мне не только футбольные или футзальные киперы. Бывает, возьмешь дома пульт от телевизора, поменяешь канал и случайно попадешь на трансляцию хоккея или гандбола. Непременно задержусь минут на 5—10,  понаблюдаю за работой  вратарем.
Так вот, в настоящее время у Азербайджана классный вратарь, очень хорошо подготовлен.

— Это вы о Ровшане Гусейнли?

—    Да, о нем. Бросается в глаза его хладнокровие и лаконичность в действиях.

— Лаконичность в действиях?

—  Это когда человек знает наверняка, что и как он должен делать. Не паникует, не перебирает судорожно все возможные варианты. Это, кстати, очень важно для вратаря.

— В составе «милли» немало натурализированных иностранцев, и факт этот по душе не всем нашим болельщикам.

— Понять их не трудно. Что ни говори, а игрок сборной, не знающий языка страны, цвета которой он защищает, оставляет не самое лучшее впечатление. Тут волей-неволей засомневаешься в его искренности. Но это реалии современного футзала, здесь доминируют бразильцы. Они есть почти в каждой сборной.

— Кстати, а как вы попали в сборную Азербайджана?

— Дело в том, что по неизвестным мне причинам я не попадал в сборную России. Думается, этот нюанс в карьере так и останется загадкой для меня. Как бы то ни было, мне поступило предложение из Азербайджана, и с удовольствием принял этот вызов.
Для меня, как для спортсмена, это была отличная возможность поиграть на серьезном международном уровне.

Да, и с точки зрения оформления документов мне было легко, так как родная бабушка — уроженка Азербайджана. В принципе, сам процесс оформления документов я не помню, так как не придавал ему значение. Понимаете, я родился и вырос в СССР, и не могу воспринимать Баку как столицу зарубежного государства. Даже если захочу, не получится.  Москва, Баку или Норильск, в котором появился на свет ваш покорный слуга — все эти города воспринимаю как дом родной.  

— Удалось ли вам, выступая за Азербайджан, реализовать себя на международном уровне?

— В «милли» мы пережили много ярких событий. Можно даже сказать, исторических. На чемпионате Европы 2010 года мы дошли до полуфинала и наравне бились с Португалией. Счет матча — 3:3, но по пенальти мы уступили. Ощущать, что стоишь на пороге еврофинала, это ни с чем не сравнимое ощущение. Всю эту гамму чувств нереально передать словами. Немного обидно, что не сумели дожать противника. А ведь реально могли вырвать из их рук путевку в финал. Потому что португальцы в тот момент были сами не свои. Сам факт, что скромный Азербайджан дотянул до серии пенальти, озадачил их. 

А через 2—3 дня  был матч с чехами за 3-е место, и мы уступили — 3:5. 

— Вспоминая ту сборную, многие называли ее сплавом молодости и опыта. Догадываетесь, кто исполнял роль «опыта?»

— Да, в роли опыта был я. Ребята в команде были сплошь молодые, по-кавказски горячие, играли с огромным желанием и горящими глазами. Меня многие из них называли папой, не редко приходили за советом. Как никак, мне тогда было около 40, большинство из товарищей по команде мне в сыновья годились.