Эльхан Мамедов: «Хочу выступить на домашнем Чемпионате мира»

Спорт
07 Декабрь 2016
11:10
70
Эльхан Мамедов: «Хочу выступить на домашнем Чемпионате мира»

В отличной форме находится ветеран мирового дзюдо — 34-летний представитель сборной Азербай­джана Эльхан Мамедов (100 кг).

Являя собой пример строжайшей дисциплины и спортивного долголетия, тяжеловес уже который год входит в число сильнейших мастеров татами в своей весовой категории. Он всегда готов принять вызов любого из представителей элиты, чтобы в очередной раз выйти победителем из очного противостояния. Что он, собственно говоря, и доказал месяц назад на турнире из серии «Большого шлема» в Абу-Даби (Объединенные Арабские Эмираты), завершив его на высшей ступени пьедестала.

На правах рейтинг-фаворита престижного международного мероприятия Эльхан вступил в спор за медали со второго круга, а если точнее, — с четвертьфинала, где его ждал лидер сборной Казахстана Аибек Серикбаев. Отпраздновав в дебюте досрочную победу, он благополучно прошел в полуфинал и «попал» на экс-чемпиона мира Златко Кумрича (Хорватия). Эпическое противостояние двух великолепных классиков мирового дзюдо, двух представителей элиты вызвало огромный интерес у поклонников японского единоборства, став одним из украшений прошедшего Гран-при. Сильнее в этой схватке оказался наш соотечественник, который и проследовал в финал. Последним на пути  Эльхана к «золоту» был бразилец Лючиано Корреа, который также был оставлен не у дел опытнейшим азербайджанским дзюдоистом.

На днях  чемпион и бронзовый призер чемпионатов мира (кстати, первый в истории отечественного дзюдо чемпион мира), серебряный и бронзовый призер первенства Европы Эльхан Мамедов (90 кг) пообщался с представителями ряда отечественных изданий.

— Недавний «Большой шлем» в Абу-Даби — первый официальный турнир после летних Олимпийских игр в Рио-де-Жанейро (Бразилия). Правда ли, что начинать новый олимпийский цикл всегда тяжело?

— Начинать что-либо всегда непросто, тем более, 4-летний цикл. Но мы хорошо подготовились к Абу-Даби, как говорится, основательно. В частности, провели несколько учебно-тренировочных сборов.

— Прокомментируйте мнение, что на первых порах наша команда выглядела усталой?

— Как я уже сказал, сборная Азербайджана, готовясь к Объединенным Арабским Эмиратам, провела несколько сборов. Поэтому не исключено, что у кого-то из ребят присутствовал элемент усталости. Разве что чуть-чуть, самую малость. Я, во всяком случае, ничего такого не видел. И не слышал, чтобы кто-то сетовал на усталость.

— Простите за нескромный вопрос, но каково это, начинать олимпийский цикл в 34 года?

— Начался этот цикл успешно, проблем с физической точки зрения я не испытал. То есть абсолютно никаких проблем не было. Но вот хватит ли меня на 4 года? Поживем — увидим. В любом случае, бессмысленно что-либо загадывать.

— В том, что вы верили в успех в Абу-Даби, сомнений нет. Но вот ожидали ли вы, что возьмете «золото» «малой кровью»? Это я к тому, что первый бой вы завершили досрочно, а в финале явно «работали» не в полную силу.   

— Да, что вы? Это же финал «Большого шлема», о «работе» в полсилы здесь и речи идти не может. Подобное в современном дзюдо невозможно в принципе. К тому же Корреа, как и я, является ветераном и экс-чемпионом мира. Просто мы оба выбрали такую тактику — неспешную и энергосберегающую. Согласен, со стороны может показаться, что одна из сторон ведет себя вальяжно. Но это обманчивое впечатление. Основная ставка делалась на ошибку противника, нежели на собственную активность. К тому же,  ранее  мы не единожды встречались на татами: прекрасно знаем сильные и слабые стороны друг друга, стиль борьбы друг друга. Поэтому чем-то удивить соперника было крайне сложно.

Кстати, наш предпоследний бой завершился в пользу бразильца, и мне не терпелось взять реванш.

— За счет чего вам удалось переиграть Лючиано?

— В предыдущих схватках «Большого шлема» я приспосабливался к темпу соперников. Если так можно сказать, работал в стиле, который мне предлагали. Ну, или навязывали... Но нельзя было позволить Корреа в финале работать первым номером,  я бы в таком случае наверняка проиграл. Большую часть схватки мы бездействовали, а как только соперник попытался активизироваться, я тут же взвинтил темп. В итоге он начал уставать, совершать ошибки. Вот, вкратце…

— В 2013 году вы вернулись из Бразилии в ранге чемпиона мира, победив в финале голландского спортсмена Хэнка Грола. Вы тогда отметили, что финалы престижных турниров редко бывают зрелищными, потому что слишком велика цена ошибки. Признаюсь, решающую  схватку в Эмиратах тоже не назовешь особо зрелищной.

— А разве такое происходит только в дзюдо? Никто не хочет рисковать, когда на кону титул чемпиона мира или победа в «Большом шлеме». В истории остается награда, а не то, каким образом она заработана.

— Много ли знакомых дзюдоистов вы встретили в Абу-Даби?

— Да, было очень много теплых встреч. Разговорились с олимпийским чемпионом Афин, 3-кратным чемпионом мира и 2-кратным чемпионом Европы из Греции Илиасом Илиадисом. Он присутствовал на «Большом шлеме» в качестве посла Международной федерации. Илиас сказал: «Молодец, что продолжаешь бороться. Я уже завершил карьеру, а твоя еще продолжается». Пожелал мне всяческих успехов.

— А ведь Илиас младше вас на пару лет.

— Да, он младше меня то ли на 3, то ли на 4 года.

— То есть можно сказать, что вы пока далеки от завершения карьеры?

— Понимаете, в большом спорте многое зависит не столько от желания человека, сколько от его физического состояния. Иные травмы попросту не совместимы с нагрузками, которые получает организм профессионального спортсмена. Я пока чувствую в себе силы быть конкурентоспособным на высоком уровне. Но надолго ли? Этого уже наверняка никто знать не может. Если же увижу, что не получается бороться как прежде, что начинаю терять былые кондиции, тотчас же закончу карьеру.

— Конечно, загадывать на 4 года вперед — это как пальцем в небо. Но до Чемпионата мира-2018 в Баку вполне реально…

— Посмотрим, как все сложится. Конечно, хотелось бы выступить на домашнем Чемпионате мира. Но загадывать не берусь. Бывает, настроишься на что-то, а потом вдвойне обиднее от того, что не сложилось.

— Согласен.

— Поэтому я не загадываю, а просто продолжаю тренировочный процесс, участвую в сборах, выступаю на соревнованиях. Ну,  а что ждет нас в дальнейшем — покажет  будущее. Самое важное, что я по-прежнему люблю дзюдо и полон желания бороться.

— Отличается ли тренировка 34-летнего Эльхана Мамедова от той, что была, скажем, лет 10 назад?

— Нет, по большому счету, не отличается. Мой тренировочный процесс неизменен уже много лет: тренируюсь ежедневно, за исключением субботы и воскресенья, по 6 часов — 3 часа утром плюс 3 часа вечером. Другое дело, что опыта у меня достаточно, и если чувствую, что организм работает на пределе своих возможностей, прекращаю занятия или делаю перерыв. Как-никак, столько лет в спорте, отлично знаю свои физические возможности. С годами ты начинаешь понимать свой организм и стараешься оградить его от излишних физических нагрузок.

Новости