Заур Сванадзе: «Я благодарен Азербайджану…»

Спорт
01 Ноябрь 2017
10:15
61
Заур Сванадзе: «Я благодарен Азербайджану…»

2017 год, до окончания которого осталось менее 2 месяцев, подарил нам немало запоминающихся футбольных событий.

Это и дебют агдамского «Карабаха» в элите континентального клубного футбола — Лиге чемпионов УЕФА, и самый успешный отборочный цикл сборной Азербайджана, по завершении которого в копилке «милли» было 10 очков, и интерес к юным воспитанникам местного футбола со стороны популярных зарубежных команд.

А еще он запомнится переименованием неоднократного призера Topaz Премьер-лиги «Интера» в «Кешля» и отставкой главного тренера Заура Сванадзе после домашнего поражения от «Кяпаза» (0:2) в 10-м туре местного первенства.
Так уж получилось, что представленное на суд читателей «Бакинского рабочего» интервью с 59-летний грузинским специалистом состоит из двух частей: первая наша беседа состоялась незадолго до матча с «гянджинцами», вторая — через несколько часов после отставки.

Часть 1

— По натуре я человек консервативный и неохотно принимаю перемены. «Интер» —  это международное слово, не нуждающееся в переводе. Именно под этим названием мы выступали в квалификационном раунде еврокубков, выигрывали Кубок Содружества. К нему давно уже привыкли миллионы людей в Азербайджане и далеко за его пределами.
Вместе с тем, это всего лишь название команды, не более того. «Интер» или «Кешля», в этом ли суть?

— Роза будет пахнуть розой, хоть розою ее ты не зови?

— Абсолютно верно.

— С середины прошлого сезона в отечественных СМИ только и разговоров, что о финансовых проблемах «Интера». Продолжатся ли они и в «Кешля»?

— Финансы — не мой профиль, так что вопрос задан не по адресу. Если вас что-то интересует, обратитесь к руководству. Могу лишь сказать, что СМИ, по привычке, многократно преувеличили проблему.

Азербайджанские болельщики, как и большинство пост-советских, до сих не привыкли к тому, что любой профессиональный спортивный клуб, в первую очередь, является бизнесс-проектом. Он успешен, если дела ведутся грамотно. И, наоборот.

В Европе, например, не удивляются, когда у команды дела идут не лучшим образом. Вот, пару лет назад в Италии были проблемы у «Ювентуса», «Фиорентины» и «Интера». Они затруднялись покрыть миллионные задолжности. Тяжелая была ситуация, но они нашли выход.
А вот «Парма» не справилась и перешла из Серии А во второй, если не ошибаюсь, дивизион. 

— Нечто подобное пережил и символ шотландского футбола, 54-кратный чемпион страны «Глазго Рейнджерс», вынужденный провести 4 сезона вне местной элиты.

—  Помню эту историю. «Глазго» не мог покрыть долги и был в шаге от того, чтобы вообще прекратить существование. Их спас местный бизнесмен: заплатил по счетам и превратился в главного акционера. Но им все-равно пришлось начинать сезон в низшем дивизионе. Уж не помню, третьем или четвертом.
Даже статус всемирно известной команды, одной из сильнейших в Европе в 60-х, 70-х и 80-х годах прошлого столетия, не спас их.

— «Глазго» прекрасно чувствует себя и в XXI столетии, о чем свидетельствует финал Лиги Европы 2008 года против питерского «Зенита». Пусть и проигранный со счетом 0:2.

— Совершенно забыл о том финале. Но, не суть. Я хотел привести пример того, что даже такой большой клуб, как «Глазго», не застрахован от проблем с финансами. В результате им пришлось провести 4—5 сезонов вне Высшего дивизиона.
У нас же, по старинке, люди уверены, что местная федерация придет на помощь. Но так не должно быть. Это в принципе не входит в обязанности федерации.

Любой футбольный, баскетбольный или хоккейный клуб является бизнесом в чистом виде. Успешным или нет, зависит только от него. Федерация не должна решать подобных проблем. Потому что, как организация, выполняет иные функции. И, надо сказать, что АФФА прекрасно справляется со своими обязанностями, профессионально и добросовестно. Поэтому ее и называют одной из самых успешных футбольный федераций в мире.

Но если она поможет одной команде, трудно будет отказать второй. Как вы себе это представляете? Тут же последует логичный вопрос:

«Почему вы помогли им, а нам отказываете?».

— А ведь он непременно последует.

— Последует, вне всяких сомнений.

— Кстати, о местной федерации. Хотелось бы узнать ваше мнение относительно прекращения сотрудничества между АФФА и теперь уже экс-главным тренером сборной Азербайджана Робертом Просинечки.

— На мой взгляд, Просинечки лучше было бы остаться. Зачем уходить, когда есть результат? При нем сборная раскрылась, заиграла в атаку, поверила в себя.

Но он ушел, и нужно уважать выбор этого человека. Просинечки, равно как и Берти Фогтс, и Карлос Альберто Торрес, является неотъемлемой частью азербайджанского футбола. Каждый из них принес что-то свое в игру сборной, оставил след. 

— Не секрет, что в услугах хорвата заинтересованы сборные ряда стран и несколько турецких клубов. Сам «Роби» признается, что предпочел бы работать в турецкой Суперлиге.

— Работа в клубе и сборной требует разных подходов, потому что многие вопросы там имеют кардинально разные решения.
Если в сборной выбыл из строя центральный защитник, тренер знает, кем тот будет заменен. Есть конкретный кандидат или кандидаты, способные встать на место выбывшего. Попутно тренер следит за молодым поколением и ждет, пока талантливый кадр не дорастет до уровня сборной.

В клубе делают по-другому, потому что нет ограничений в плане гражданства игроков. Чем богаче команда, тем быстрее решается вопрос.

Захотят усилить ряды африканцем, итальянцем или французом — усилят. И никаких проблем. Были бы деньги.

— Между тем, в этой схеме и у тренеров национальных дружин есть одно немаловажное преимущество. Они могут спать спокойно и не бояться, что их звезду переманит к себе «Реал» или «Челси».

—  Да, вы правы (смеется). Главное, чтобы был игрок должного уровня,  который интересен «Реалу» и «Челси».

— В настоящее время идут жаркие дебаты относительно того, иностранным  или местным специалистом должен стать преемник Просинечки. Многие солидарны в том, что сборную следуют доверить Гурбану Гурбанову.

— Не гражданство тренера, а его профессиональные качества ставятся во главу угла. Если приедет иностранец, то он обязан изучить местный футбол, его историю и традиции, регулярно посещать матчи Topaz Премьер-лиги.
Что касается кандидатуры Гурбанова, то и я склоняюсь к мысли, что он способен возглавить сборную. Потому что талантлив, успешен, амбициозен. Это личность, которую уважают футболисты и публика. Он, безусловно, достоин национальной команды.
Между прочим, говоря о лучшем в истории сборной Азербайджана «отбором», важно вот что отметить: это заслуга не одного только Просинечки. Многие не видят связи между этим событием и участием «Карабаха» и «Габалы» в еврокубках. А зря. Это не совпадение.  Вырос класс азербайджанских футболистов, которые добрались уже до Лиги чемпионов.

Это своеобразная цепочка, система, которая существует уже много лет. Когда в экономически успешной стране создаются условия для развития спорта, строятся стадионы и комплексы, неизбежно растет и уровень местных кадров. Как результат, Азербайджан сегодня является титаном мирового спорта.

Если же говорить конкретно о футболе, то страна добилась первых успехов на международном клубном уровне, что сразу же отразилось и на качестве игры сборной. Одно дело, когда члены национальной команды «варятся» исключительно в родном чемпионате, и совсем другое, когда имеют международный опыт. За последние несколько лет агдамцы и габалинцы играли против «Челси», «Атлетико», «Ромы», «Интера», «Сент-Этьена», «Боруссии», «Тоттенхэма». Это не могло не сказаться на их классе.

Сейчас не стоит вспоминать о том, что «Боруссия» дважды обыграла «Габалу», а в матче с итальянским «Интером» неопытный судья закрыл «Карабаху» дорогу в плей-офф. На данном этапе все это второстепенно.

— Первостепенным вы назовете опыт, который приобретают футболисты?

— Это бесценный опыт. Каждый такой матч — это тренинг с лучшими из лучших, благодаря чему растет класс азербайджанских футболистов и уровень сборной. Все взаимосвязано. 

— Раз уж вы вспомнили лучших из лучших. Дней 10 назад в Лондоне состоялась организованная ФИФА церемония награждения лучших футболистов года — The Best 2017. По итогам голосования, номером 1 был назван португалец Криштиану Роналду. Вторым — аргентинец Лионель Месси, третьим — бразилец Неймар. Первые две позиции ни у кого не вызвали вопросов, а вот вокруг звезды «Пари Сен-Жермен» было немало споров.

— Я тоже считаю, что Неймар провел не самый яркий сезон в карьере. Во всяком случае, третьей позиции он точно не заслуживал.

— А кто заслуживал?

— Ну, мало ли классных игроков в наши дни? К примеру, чилиец Артуро Видаль из «Баварии», испанец Серхио Рамос и хорват Лука Модрич из «Реала», бразилец Коутиньо из «Ливерпуля», итальянец Леонардо Бонуччи из  «Ювентуса», недавно перешедший в «Милан». Все они провели сезон намного продуктивнее Неймара.

— Что вас более всего впечатлило в 2017 году?

— Матчи 1/8 финала Лиги чемпионов между «ПСЖ» и «Барсой». Обе встречи завершились с неожиданным счетом — 4:0 и 6:1. Никогда прежде не видел, чтобы одна команда громила другую у себя дома, а через неделю была в пух и прах бита на выезде.
Первая игра в Париже была потрясающей, ответная в Барселоне — фантастика в чистом виде. А какую каталонцы выдали развязку?! Не думаю, что в ближайшие годы повторится нечто подобное. Тем более, на стадии 1/8 финала Лиги чемпионов. Про такие события говорят, что они происходят раз в 100 лет.

Часть 2

— Итак, после поражения от «Кяпаза» ваши пути с «Кешля» разошлись.

— Увы, это так. После игры состоялась встреча с руководством клуба, которая прошла в дружеской обстановке.

— Главной темой беседы стало…

— Естественно, неудачное выступление команды в текущем чемпионате. На той встрече мы вспомнили все 10 матчей первенства Азербайджана, проанализировали их «от» и «до», обсудили ошибки и промахи. В результате пришли к выводу, что настала пора расстаться.
Конечно же, я расстроен. Как никак, с 2012 года работаю с этим коллективом. Сперва был помощником Кахабера Цхададзе, после его ухода в 2014-м был назначен главным тренером клуба.

— Ваша отставка была неизбежной?

— Если отталкиваться не от эмоций, а от фактов, то что имеет «Кешля» после 10 туров?  8 очков и предпоследнее место в таблице. Я прекрасно понимаю руководство — если наставник не «дает» результата, его меняют на другого. Обычная практика, принятая во всем мире. Иначе говоря, никаких обид.

Пользуясь случаем, хочу поблагодарить всех, кто работал бок о бок со мной все это время. Каждый из нас старался принести максимум пользы команде, которую представлял. Что-то получалось, что-то нет. Но мы делали все возможное, чтобы «Интер», а впоследствии «Кешля», демонстрировал качественный футбол и радовал своих фанатов.

Я искренне люблю эту команду и желаю ей успехов. Надеюсь, моему преемнику будет сопутствовать удача. Азербайджанский футбол много добился за последние годы и продолжает расти. Верю, что и «Кешля» вернет себе репутацию одного из лучших в Topaz Премьер-лиге, а новый главный тренер сумеет повторить и улучшить достижения своих предшественников.

В любом случае, я благодарен Азербайджану. Я провел здесь несколько лет, многому научился, общался с потрясающими и талантливыми людьми.

— Где бы вы хотели продолжить карьеру тренера?

— Пока что не задумывался над этим вопросом. У меня немалый тренерский опыт, так что, надеюсь, в скором времени получу интересные предложения. В какой именно стране придется работать, не так уж важно. Куда важнее команда, которую мне доверят.

— Последний вопрос: какая из игр бакинской команды запомнилась вам более всего?

— Много было интересных игр за эти годы. Трудно вот так, сходу, выделить одну из них. Думаю, ответ на этот вопрос придет сам собою, но позже, лет через 5 или 10, когда при воспоминании об Азербайджане мне припомнится какая-то игра. Первая же встреча, всплывшая в памяти, и окажется самой яркой.

P.S. Согласно принятому руководством команды решению, до конца текущего сезона столичную дружину будет тренировать Рамиз Мамедов, ранее работавший в «Габале».

Новости