Милан Обрадович: «Азербайджан должен демонстрировать комбинационный футбол»

Спорт
02 Октябрь 2019
10:59
61
Милан Обрадович: «Азербайджан должен демонстрировать комбинационный футбол»

Милан Обрадович — известный в прошлом сербский футболист, знакомый нам в первую очередь по выступлениям за московский «Локомотив». С января этого года Милан возглавляет молодежную U-21 сборную Азербайджана, которая не особо радовала болельщиков успехами. Вместе с тем она всегда находится в центре внимания, ибо за нее выступают таланты, которым в скором времени придется надевать форму основной национальной команды страны.

Каким видится завтрашний день U-21 и о многом другом Милан Обрадович рассказал в беседе с журналистами Страны огней.

—  Сборная провела три матча в отборе, проиграв в двух из них. Хотелось бы услышать ваше мнение об этих матчах.

— В этих играх я остался доволен пятью таймами. Как известно, не всегда результат отражает то, что происходило на поле. Могу сказать, что в трех этих встречах остался доволен пятью таймами. В частности, проигранный Грузии матч (0:3), в котором после перерыва мои ребята были на порядок сильнее хозяев.

В общем и целом, я очень доволен тем фактом, что ребятам удалось отодвинуть игру от своих ворот. Да, хотелось бы большего, потенциал для этого есть. Мы работаем и делаем все возможное, чтобы повысить уровень своего футбола. Прежде всего, они должны улучшить контроль мяча. Моя команда должна играть в комбинационный футбол, атаковать и наносить удары по воротам соперника.

— Можно ли сказать, что это ваша тренерская философия?

— Все в Европе играют сегодня в такой футбол. А чем мы хуже них? Просто все привыкли, что Азербайджан сидит в обороне и играет на контратаках. К сожалению, даже сами спортсмены привыкли к этому. Мне это не по душе, так быть не должно.

— Возможно, в клубе у тренера больше шансов, чтобы поставить свою игру. А как поставить такую игру в «молодежке», где большая часть игроков выступает один отборочный цикл?

— Когда речь идет о сборной, подразумевается, что тактически, физически и ментально ее игроки лучше остальных в этой возрастной категории. Значит, они качественнее работают в определенных ситуациях и способны ответить на любой тактический запрос тренера.

— Вы говорите «подразумевается», а так ли это на деле?

— Члены сборной должны быстрее воспринимать информацию. Что вы увидели в матчах сборной?

— Учитывая, что U-21 — это завтрашний день национальной сборной, то позитива не так много.

— Вы не первый, кто так считает. Я уже работал в стране, где также поводов для оптимизма было не так много. Но я верю в лучшее. Кроме того, у нас в составе есть игроки 2000 и даже 2002 годов рождения. Они смогут играть в молодежной сборной и в следующем цикле, а кто-то и больше. Еще один момент, половина сборной играет друг с другом много лет, начиная с выступления за сборные младших возрастных категорий. Не надо думать, что они познакомились полгода назад. Это и Фарид Набиев, Барыш Экинчиер, Ровлан Мурадов, Исмаил Ибрагимли, Гаджиага Гаджилы и другие.

— Насколько широк выбор игроков? Сколько человек находится в первоначальном списке, которых вы просматриваете перед тем, как огласить состав?

— С начала года наблюдаем примерно за 40 парнями. По сути, потенциальным сборником является каждый, кто подходит по возрасту.

Вы даже не догадываетесь, сколько в  Азербайджане дарований, чей потенциал еще не раскрыт и наполовину. Но многие не верят в будущее нашего футбола, и изменить мнение таких пессимистов непросто. Даже если выдать 4 победы в 4-х играх кряду, они назовут этот успех случайностью.

К примеру, случайной они назвали победу моих подопечных над Словакией (2:1). Однако людей, которые мыслят позитивно и верят в успех отечественного футбола, много больше. Они также верят, что нам по силам добиться хорошего результата.

— А верят ли в это сами футболисты?

— Верят, когда находятся в расположении сборной. А когда возвращаются в клубы, что-то меняется. Мне сложно сказать, почему это происходит.

— Может на них давят в клубах или они перестают работать над собой?

— В Азербайджане нередко говорят о том, что футболисты не работают над собой. Но молодежь должна видеть пример перед собой. Ей должны показать, что и как необходимо делать. Нужно работать и развиваться, а не искать оправданий неудачам. Я из тех, кто предпочитает труд оправданиям. Я вложу всю энергию для того, что добиться успеха.

— А есть уверенность, что получится?

— Ты уверен в себе, если добивался успеха ранее. Поэтому я верю в успех.

— Вы говорите про результат. Но результат — понятие относительное.

— Мы должны давать результат в буквальном смысле. Надо думать о том, сколько хорошо обученных футболистов мы дали в национальную сборную. Это тоже является результатом нашей работы. К примеру, сегодня в нашем составе есть игроки 2000 года рождения и младше. Мы готовим их к следующему отборочному циклу. Поначалу ребята испытывали трудности, но потихоньку стали привыкать к требованиям и значительно улучшили свой футбол.

— Вы говорите про воспитание игроков для следующего отбора. У нас была сборная U-20, которую затем ликвидировали. На ваш взгляд, нужна ли она?

— Сборная U-20 официально не существует, а считается командой, помогающей осуществить переход из U-19 в U-21. Я не думал над этим, нужна ли она или нет. У нас сейчас в составе играют игроки, которые могут быть заиграны в U-19, U-20 и U-21. Прежде чем создавать такую сборную, надо понять, есть ли достаточное количество игроков, которые могут быть заиграны за U-20. Если нет, зачем тогда ее создавать?

— Вы работаете у нас с января. Какие изменения наблюдаете и есть ли прогресс?

— Прогресс — это субъективное понятие, за исключением некоторых объективных факторов. Не буду смотреть статистику, она не дает полной картины. Считаю, что мы создали одну группу, которая сейчас составляет костяк сборной. Думаю, что команда меня понимает. Я требую от них, чтобы они играли в футбол. Нам надо играть умно и контролировать игру все 90 минут. Вне зависимости от того, атакуем мы или обороняемся.
Можно сказать, что они понимают мою философию. Хотя для многих мои тактические требования — нечто новое. Но это минимальный уровень для сборной.

— Команда провела в отборе 3 матча, в которых 5 таймов устроили вас как тренера. Но ведь было поражение от «Лихтенштейна» (0:1), воспринятое местными болельщиками не иначе, как позорное.

— Да, это позор. Вместе с тем, мне понравилось стремление и напор своих воспитанников, которые не опускали руки, а упорно шли вперед. И создали массу моментов, ни один из которых не был реализован.

— Вы не так давно работаете в сборной, а потому требовать от вас результата еще рано. Тем не менее, общественность ждет от сборной побед. Когда, на ваш взгляд, она вправе их требовать?

— В первую очередь, я всегда играю на результат, то есть, на победу в каждом матче. И я не ищу оправданий после поражения. Я хочу как можно качественнее провести этот отборочный  цикл и параллельно подготовить для основной сборной как можно больше квалифицированных кадров.

Ну, а оценку моей работе руководство даст по окончании цикла.

— Какие цели ставила АФФА при подписании контракта?

— Главная задача — двигаться вперед. Я передаю игрокам опыт и стараюсь донести до них свою философию игры.

— Готовы ли вы говорить о своих игроках в индивидуальном порядке? Кто порадовал, кто разочаровал?

— Я хвалю и критикую игроков в личных беседах. Или когда моим мнением интересуются главный тренер национальной сборной и руководство АФФА. Я не обсуждаю их публично.

— Как часто вы общаетесь с Николой Юрчевичем?

— Общаемся регулярно, смотрим вместе матчи чемпионата. Встречались недавно. У каждого тренера есть свое видение ситуации. Если у меня интересуются, я могу похвалить или критиковать игрока. Все по заслугам. Что касается игроков сборной, которые могут выступать за U-21, это также тема наших обсуждений. Но решать главному тренеру национальной сборной. Я в это не лезу.

— Проясните вопрос Рената Дадашова, про которого писали, что он не хочет выступать за молодежную команду.

— Люди могут писать что угодно. Зря пускают такие слухи. Я общался лично с Ренатом, и у него нет никаких проблем с выступлением за молодежную сборную. Он ни разу об этом не говорил. В июне Дадашов был травмирован, а далее был в расположении национальной сборной.

— Вы в начале беседы отметили, что являетесь сторонником лимита в Премьер-лиге на игроков до 2021 года. Хотя в клубах очень много противников. Были бы вы такого же мнения, если возглавляли один из клубов? Объясните пользу лимита для азербайджанского футбола?

— Я уважаю любое мнение. Но мне очень жаль, что в некоторых клубах нет 4—5 молодых игроков. Тогда бы они больше старались, так как место в основе не было бы гарантировано ни одному из них. Я сам заиграл в большой футбол из-за лимита в первой лиге Югославии. Нас было 6—7 лимитчиков, из которых могли играть лишь двое. И мы бились за эти два места. Я считаю, что в основе должны играть два лимитчика. Давайте подтянем игроков 1999 года рождения и младше. Почему «Сумгайыт» может это делать?

— Может, потому, что у них не так много иных вариантов?

— Почему же? Они могли бы играть с опытными азербайджанскими игроками. Но они дают шанс своим воспитанникам.

— Просто в азербайджанском футболе прямо сейчас нет достаточного количества квалифицированных игроков. Это же касается и лимитчиков.

— Вы говорите на данный момент. А знаете, сколько есть перспективных игроков 2001 года рождения. А есть еще 2000-е годы и постарше. И все они играют в разных командах. Я ни за что не поверю, что среди такого количества игроков клубы не могут отобрать 4 или 5 наиболее сильных. Такой должна быть стратегия игроков. И футболисты должны понимать, что либо они бьются за свое место, либо будут никому не нужны.

— Говоря о футболистах, почему наши игроки не хотят уезжать за рубеж? Вы же наверняка общались на эту тему с игроками.

— Я не могу указывать игроку, чтобы он уезжал за рубеж или чтобы клуб его продал. Да, у нас в Сербии многие уезжают за рубеж. Но здесь возникает другая проблема. Тренеру сборной тяжело собрать команду более чем на 3 дня до официального матча. Нам сейчас надо создать фундамент. Я общался с человеком, который составлял программу развития футбола в Бельгии. Они 8 лет не участвовали ни в одном крупном турнире и пожертвовали этим временем. Но теперь у них в сборной играют Азар, Лукаку, Де Брюйне и другие. Они начали развитие с U-13 и вели футболистов все эти годы.

Возможно, нам также стоит вернуться на 8 лет назад, но при этом параллельно думать и о результате. Возвращаясь к вопросу лимитчиков. Возможно, их действительно не так много. Но кто в этом виноват? Футболисты?

— И кто виноват?

— Это общая проблема. Да, АФФА максимально старается и дает все, что можно. Мы все вместе должны постараться продвинуть азербайджанский футбол. Нам нужны игроки, которые станут примером азербайджанского футбола в Европе. Так давайте воспитаем таких футболистов — быстрых, умных, техничных.

— Уже скоро вас ждут два матча группового этапа — против Франции и Швейцарии. Хотелось бы завершить интервью на этих матчах. Чего ждать от игры против фаворитов?

— Мне хотелось бы, чтобы мы сыграли не хуже, чем против Словакии. Нас ждут два самых тяжелых матча, но при этом самых интересных. Против таких соперников играть легко, так как от нас ничего не ждут. Но мы должны думать только о своей игре. Футболисты должны показать свои силы на фоне сильных соперников. Мне нравится играть против таких сборных. А добьемся мы результата или нет, узнаем после финального свистка.