Яшар Мамедов: «Мне неизвестна формула успеха»

Спорт
07 Февраль 2020
11:08
81
Яшар Мамедов: «Мне неизвестна формула успеха»

Свидетелем краткого по содержанию, но колоссального по сути диалога довелось мне стать пару дней назад. Это произошло в одном из бакинских спортклубов, где ваш покорный слуга, равно как и десятки других любителей футбола, ждал старта очередного тура лигочемпионских баталий. Молодежь, сидевшая за соседним столом, бурно (временами даже чересчур) обсуждала новости спорта, черпаемые, с пылу с жару, из супернавороченных айфонов. 

Чего там только не было! Начав разговор с футбола, молодые люди перескочили затем на бокс, «зацепив» по ходу дела кикбоксинг, после чего, «галопом» проанализировав недавнее Гран-при по дзюдо и турниры по борьбе и самбо, вновь сконцентрировались на спорте №1.

И вот когда все новости были обсуждены, в разговор вступил статный седовласый мужчина лет 60, неспеша потягивающий в паре метров от молодежи фруктовый коктейль.

«На душе становится приятно оттого, что азербайджанская молодежь любит и понимает спорт, исповедует здоровый образ жизни и регулярно ходит в спортзал. Это клас-сно. Плюс вы отлично разбираетесь в истории мирового спорта, отчего обидно вдвойне, что за вашим столом не прозвучало ни одного азербайджанского имени. Думаете, мне и вам некем гордиться? Ошибаетесь… Вы хоть что-нибудь знаете об Инне Рыскаль? Лидер сборной СССР по волейболу и 2-кратная олимпийская чемпионка, посвятившая себя любимому с детства клубу — «Нефтчи». Вы ничего не слышали о «Каспийской грозе», признанной лучшей волейболисткой ХХ века. Наша бакинка — лучшая волейболистка прошлого столетия. Однако еще пару минут назад  вы понятия не имели о ее существовании. Как, впрочем, и о существовании иконы самбо, 9-кратном чемпионе мира Джейхуне Мамедове. Но хоть о современнике — каратисте Рафаэле Агаеве вы наслышаны?! Хорошо, что хоть о нем знаете. И что в итоге? А то, что Азербайджан дал спорту лучших волейболистку, самбиста и каратиста всех времен и народов. Подумайте на досуге, много это или мало?»

А еще в Баку живет Яшар Мамедов, чье имя, бьюсь об заклад, ничего не говорит вам. И это при том, что любой представитель фехтования прекрасно знает историю этого специалиста и просто замечательного человека, заслуженного мастера спорта и заслуженного тренера СССР, чей портрет висит в штаб-квартире Международной федерации фехтования на самом почетном месте. Для миллионов людей  Яшар муаллим ассоциируется с азербайджанским фехтованием, потому что он дал путевку в большой спорт десяткам наших парней и девушек. К примеру, лидеры нынешней сборной — сестры Севиль и Севиндж Буньятовы — обладатели множества престижных наград и  Сабина Микина — участница двух последних Олимпиад. Наконец, три его сына стали высококлассными фехтовальщиками — Азиз (шпага), Эльхан (сабля) и, разумеется, Ильгар (рапира) — единственный на сегодняшний день азербайджанец  — 2-кратный олимпийский чемпион, возглавляющий вот уже который год сборную России.

Итак, в гостях у читателей газеты «Бакинский рабочий» — Яшар Мамедов.

— Почему именно фехтование, Яшар муаллим?

— Встречный вопрос: а почему бы и нет?

— Потому что выбор достаточно специфичен для Баку. Тем более послевоенного.

— Ах, вот вы о чем. Как вы знаете, мое детство прошло на знаменитой улице «Советская», где драка всегда ценилась у ребят. Мне далеко за 80, но и сегодня с уверенностью скажу, что парень обязан уметь постоять за себя. Просто потому, что он — мужчина. Не лезть на рожон, не провоцировать конфликт и не пускать в ход кулаки при первой возможности, а уметь, при необходимости, дать сдачи. К сожалению, зачастую люди путают два полярных понятия — постоять за себя и провоцировать драку.    

Так вот, в 50-е годы в Баку, как и во всем Союзе, был настоящий спортивный бум. Практически вся молодежь увлекалась той или иной дисциплиной. Кто-то выбирал бокс, кто-то самбо, кто-то дзюдо, кто-то борьбу. Некоторые и вовсе записывались в две секции. Так вот, ближайший мой друг и сосед, ныне уже покойный Рауф Джаббаров выбрал бокс, где достиг значительных высот. Этот человек не нуждается в представлении, его знают во всем мире. Конечно, наибольшего успеха он достиг в качестве тренера, воспитав бойцов первой величины.

Я тоже ходил на бокс в течении года, а потом перешел в фехтование, так как, будучи заядлым книголюбом, был в восторге от приключений графа Монте-Кристо, мушкетеров во главе с д’Артаньяном, героев Вальтера Скотта и так далее. Именно по этой причине выбор пал на фехтование, о чем я ни разу в жизни не пожалел. Не сочтите за бахвальство, но наука давалась мне сравнительно легко. Во всяком случае, чуть легче, чем товарищам по команде. Тренеры часто говорили, что «Яшар создан для фехтования».

Вы, конечно, в курсе, что во времена Союза существовала строгая градация. То есть, необходимо было пройти несколько степеней, чтобы стать КМС (кандидат в мастера спорта), МС (мастер спорта) и так далее. Вот только для получения звания МС необходимо было в течение года победить 10 мастеров спорта. А как прикажете это сделать, если на Кавказе на тот момент был всего один МС — Николай Чернихов из Еревана. Единственной возможностью для меня мог стать какой-нибудь большой турнир союзного значения, куда съезжалась тогдашняя элита отечественного фехтования. Но незадача — согласно регламенту, на таких турнирах могли выступать спортсмены не ниже КМС. Огромное спасибо тогдашнему руководству нашей федерации. Они видели, что я, как говорится, уже созрел для КМС, и пошли на небольшую хитрость. Будучи уверенными, что я не подведу, в 1960 году послали меня на турнир в качестве КМС. Это был престижный международный турнир в Минске, в котором принимали участие не только советские спортсмены, но и гости из стран соцлагеря. И я не подвел, «взяв» «золото» и став первым азербайджанцем,  получившим звание МС.  

— Иными словами, из Минска вернулся уже МС Яшар Мамедов.

— Совершенно верно. Опять же, обратите внимание на высочайший профессионализм людей и то, как они разбирались в своих воспитанниках. С их стороны не было и тени сомнений, что « Яшару  по силам взять главный приз».

— Завершив карьеру спортсмена, вы занялись тренерской деятельностью, где также достигли немалых высот. Невероятно, но в первый же год работы ваши подопечные стали давать результаты.

— Положа руку на сердце, я не следил за календарем и не знаю, когда конкретно мои подопечные впервые завоевывали медали. Может быть, в первый же год, может, позже. Не думаю, что это имеет принципиальное значение.

— Как бы то ни было, вы добивались успеха в любом начинании, за которое брались. Не поделитесь формулой успеха?

— Вы говорите обо мне как о безупречном человеке, и это неправильно. Как и все, я также допускал какие-то ошибки в работе. Вот только никогда не боялся признать их и делал все от меня зависящее, чтобы исправиться.

Что касается формулы успеха, то ничего нового я не скажу. Просто нужно ставить перед собой цель и упорно идти к ней. Не бросать все при первой трудности, а снова и снова браться за дело.

— Вы как-то сказали, что «не существует вершины, которая не покорилась бы упорству и трудолюбию».

— И сегодня скажу то же самое, слово в слово. Нужно быть максималистом, чтобы добиться результата. Потому что именно благодаря максималистам человечество прогрессирует. Кто-то из великих ученых писал, что «Земля вертится благодаря исключительно любознательности и упорству максималистов». Согласитесь, гениальные слова.  Тут же не суть важно, физик вы или химик, микробиолог или кулинар. Если каждый будет выкладываться на своем рабочем месте на все 100%, жизнь станет во сто крат лучше, красивее и интереснее.

— Красиво сказано, Яшар муаллим.

— Главное здесь — не в красоте фразы, а в ее сути.

— В списке подопечных, добившихся успеха, особняком стоят трое ваших сыновей — Эльхан, Ильгар и Азиз...

— Никогда они не стояли особняком. Никогда! Тот факт, что они — сыновья Яшара Мамедова, не давал им ни бонусов, ни привилегий. И занимались они как все, и на сборы ездили как обычные спортсмены, и тренировались наравне со всеми.  

— Хотелось бы услышать и о каком-нибудь запоминающемся случае из вашей спортивной карьеры.

— Много чего интересного произошло за эти годы. Жизнь — она не стоит на месте, а любит преподносить сюрпризы и озадачивать нас. Что-то уже стерлось из памяти, что-то осталось. Один из самых запоминающихся эпизодов произошел около 65 лет назад. Мне было 20 и пришлось фехтовать со своим наставником. Кстати, небольшая ремарка. Помните начало нашей беседы, когда я сказал, что «ни разу не пожалел о сделанном в пользу фехтования выборе»?

— Да, помню.

— Так вот случай, о котором я собираюсь рассказать, есть исключение из правил. Я тогда на целых 10 минут пожалел, что взял в руки шпагу.

Так вот, рассказываю. По причинам, о которых не хотелось бы распространяться, тренер предложил мне проиграть ему. В принципе понять его можно. Ну, действительно, какой учитель захочет проигрывать воспитаннику? К тому же на глазах у всей команды. Но я отказался от сделки и обещал во что бы то ни стало обыграть педагога. А как же иначе? 20 лет, кровь бурлит. Не со зла, а на волне юношеского задора я во всеуслышание заявил, что «против Яшара Мамедова у него нет ни единого шанса». И что бы вы думали? Начинается схватка, вроде бы все делаю правильно, однако ни один выпад цели не достигает. Казалось бы, стопроцентно чистое попадание, острие шпаги упирается в соперника, а лампочка «молчит» — не зажигается и не фиксирует укола. Один результативный выпад, второй, третий, четвертый… А она, «родимая», так ни разу не зажглась. Одним словом, проиграл я ту схватку всухую — 0:5! Снял маску, поздравил соперника, отошел в сторону и еле сдерживаюсь, чтобы не расплакаться при всем честном народе. Не забывайте, что все присутствовавшие там были свидетелями нашего с тренером разговора. Вы представляете состояние 20-летнего парня? «Все, ухожу из фехтования, раз и навсегда», — обещал я тогда себе.

И в этот самый момент слышу голос одного из руководителей Дворца спорта: «Товарищ Мамедов, что у вас стряслось?» Как оказалось, он был в курсе происходящего и распорядился выдать со склада совершенно новую шпагу и настоял, чтобы мы фехтовали во второй раз. И что вы думаете? Я победил — 5:1! Причем при счете 4:0 тренер на всех порах бросился в атаку, а я просто выставил оружие вперед — и оба мы достигли цели. На турнире присутствовали фотографы разных изданий и одному из них удался классный кадр, зафиксировавший этот решающий выпад. Фотография и в газете была напечатана.

Много лет спустя я узнал, что наставник распорядился перерезать на моей шпаге провод, фиксировавший попадания, строго-настрого наказав команде держать все в секрете. Вот вам и ответ, почему лампочка «молчала»…. Но все это я узнал в достаточно зрелом возрасте, когда одно только упоминание того случая вызывало улыбку и ностальгию по молодости.

— Какой урок хотел преподнести вам тренер? Хотел сбить спесь с самоуверенного ученика?

— Думаю, он хотел убить двух зайцев одним выстрелом: и меня проучить, и себя подстраховать от поражения.

Еще один памятный случай произошел со мной — главным тренером сборной Азербайджана, летом 1985 года. Если точнее, в июне. В Ленинграде тогда проходил розыгрыш Кубка СССР, в котором принимали участие 15 республиканских сборных плюс команда Москвы, способная дать фору любому сопернику. Из-за нелетной погоды мы опоздали на торжественную церемонию открытия Кубка… Да, да, вы не ослышались — нелетная погода в начале лета. Если конкретно, то 10 июня. Случай из ряда вон, но чего только не бывает в жизни.

— У природы нет плохой погоды.

— Совершенно верно. Как бы то ни было, согласно регламенту тех лет, нас — опоздавших — разместили на последнем, 16-м месте в таблице. Это означало, что соревнования Азербайджан начнет против команды, занимающей после первого дня 1-е место — Украины. Мы обыграли Украину, затем Грузию, Беларусь, Москву и прошли в финал, где нас дожидались хозяева — россияне.

Начало встречи не оставляло сомнений в том, что судьи не отдадут нам победу. В какой-то момент все зашло так далеко, что в сердцах я зашел в комнату судейской коллегии и без цензуры сказал им все, что считал необходимым донести до их сведения.

— Пытались разбудить совесть?

— Пытался, но тщетно. Более того, я получил предупреждение.

Благо финал смотрел кто-то из руководителей Госкомспорта, который также был неприятно удивлен творящимся безобразием и зашел к судьям за разъяснениями. Только после его визита арбитры начали работать строго по правилам и Азербайджан стал обладателем Кубка СССР 1985 года.  

— Большое спасибо за интересную беседу, Яшар муаллим.

 

Новости