Дмитрий Крамаренко: «Я был и остаюсь азербайджанским вратарем»

Спорт
03 Февраль 2021
10:43
127
Дмитрий Крамаренко: «Я был и остаюсь азербайджанским вратарем»

Что ни говори, а все-таки богатая и интересная история у азербайджанского футбола, разменявшего пару лет назад вторую сотню. 

В ней мирно сосуществуют (пусть и без взаимных симпатий) радость и грусть, восхищение и разочарование, победы и поражения, кумиры и, согласно закону жанра, антигерои. 

Футбол любит у нас подавляющее большинство мужского населения. Отрадно, что достаточно многочисленен и фан-сектор, состоящий из представительниц прекрасного пола. И если в случае победы любимого коллектива как первые, так и вторые излучают позитив и восхищаются автором гола, то при неудаче, наряду с объективной критикой, нередко ведутся и поиски виновного.

Сие занятие в корне противоречит сути командного вида спорта, где сладость успеха и горечь поражения должны делиться на 11 равных частей. Однако сейчас о другом. О том, что крайним на местной арене редко называют вратаря. Парадокс, ведь шишки обычно градом летят именно во вратаря проигравшей команды. Причем не важны ни имя, ни место этого кипера в мировой табели о рангах — желчи критики не смогли избежать даже такие великие и значимые персоны, как итальянцы Дино Дзофф и Джанлуиджи Буффон, англичанин Питер Шилтон, француз Фабьен Бартез, немец Оливер Кан, испанец Икер Касильяс и, наконец, сам №1 всех времен и народов — неповторимый Лев Яшин. Тем не менее, факт остается фактом. Причем удивительным, если не сказать, алогичным. Потому что едва ли кто-то станет отрицать, что в Азербайджане человек с майкой под №1 — это синоним не просто мастера своего дела, а большого и общепризнанного спеца. Это в равной степени относится и к звездам прошлого — Сергею Крамаренко и его сыну Дмитрию, Александру Жидкову, Камрану Агаеву и  спортсменам, которые радуют нас сегодня — Эмилю Балаеву, Шахруддину Магомедалиеву и Айдыну Байрамову. 

Сегодняшний гость газеты «Бакинский рабочий» — Сергей Крамаренко, назначенный недавно тренером вратарей московского «ЦСКА». Кстати, согласно контракту 47-летний уроженец Баку будет совмещать работу в армейской дружине с деятельностью в сборной Азербайджана, о чем он загодя предупредил руководство именитого российского коллектива.

 

— От лица читателей нашей газеты поздравляю вас со столь престижным и ответственным назначением.

— Большое спасибо. Честно говоря, всегда радостно общаться с земляками-журналистами. А еще приятно осознавать, что на родине следят за событиями, происходящими в моей жизни. Это, знаете ли, дорогого стоит.

— В свою очередь азербайджанским любителям спорта приятно было узнать о сделанном вами заявлении, что контракт вы подпишете только при условии, что столичный клуб не будет против вашей деятельности с вратарями сборной Азербайджана.

— Не назвал бы это условием. Я всего лишь признался, что не смогу отказаться от работы с вратарями моей страны. Хочу особо подчеркнуть, что ЦСКА понял мою ситуацию и не стал выдвигать никаких дополнительных требований. Это делает им честь.

— На мой взгляд, руководство команды в очередной раз убедилось, что Дмитрий Крамаренко не только ответственный, но и преданный своей сборной человек.

— Ну, не знаю. Могу лишь сказать, что лично я не особо бы доверял тренеру, сходу отказавшемуся от работы с национальной сборной. Опять же,  не претендую на истину в последней инстанции. Может, где-то даже и сгущаю краски. Тем не менее, человек, который предпочел сборной работу в клубе, не вызывал бы у меня полного доверия. 

Я всегда говорил, что являюсь азербайджанским вратарем и, если могу быть полезен родному футболу, почту за честь поделиться своими навыками. 

— Между тем на заре карьеры вам доводилось пару раз надевать форму российской «молодежки». 

— Да, пару раз действительно приходилось. Это было в начале 1990-х, когда ситуация в Азербайджане была нестабильной и о футболе, мягко говоря, вообще никто не думал. Благо с возвращением в Баку общенационального лидера Гейдара Алиева все стало возвращаться на круги своя и мне доверили место в воротах сборной Азербайджана. Кстати, в пылу беседы забыл выразить благодарность нашей Федерации футбола. Большое спасибо руководству АФФА, которое также не стало чинить препятствий и позволило совмещать работу с отечественными и армейскими вратарями.

— ЦСКА — известный далеко за пределами постсоветского пространства клуб, неоднократный чемпион и обладатель Кубка СССР и России, победитель Лиги Европы сезона-2004/2005. Чего больше в вашей новой работе— престижа или ответственности?

— А разве это не взаимосвязано? Больше престижа — больше и ответственности. По-моему, иначе и быть не может. 

— Вашим предшественником в Москве был знаменитый экс-кипер «Локомотива» и сборной России Сергей Овчинников, блиставший также в португальских «Бенфике» и «Порту». Отказ «армейцев» от пролонгации соглашения стал неприятным сюрпризом для «Шефа». 

— У меня сложились теплые отношения с Овчинниковым. Этот человек всегда поддержит советом или делом. Во всяком случае, он не из тех, кто пройдет мимо. За эту черту характера его уважают представители многих поколений. 

— «Клуб отказался продлевать соглашение после пяти лет сотрудничества, даже не утруждая себя объяснением причины. Честно говоря, огорчен. Успокаивает лишь то, что на смену придет Дмитрий Крамаренко — отличный специалист и хороший человек», — написал Овчинников на своей странице в инстаграм.

— Да, я в курсе его ситуации. ЦСКА не продлил также контракт с Виктором Онопко, проработавшим 12 лет, из них 7 — в статусе старшего тренера. В чем кроется причина двух упомянутых отставок, даже не догадываюсь. Как я уже сказал, уже много лет нас с Овчинниковым связывала дружба и взаимоуважение, а его публикация в инстаграм — лишнее тому подтверждение. 

— В настоящее время ЦСКА проводит учебно-тренировочные сборы в испанском городе Кампоамор, в которых вы впервые участвуете в качестве основного наставника голкиперов.

— Все верно, именно впервые в качестве основного тренера вратарей.

— Присутствует ли волнение?

— Как ни странно, не испытываю никакого волнения. Правда, сборы стартовали всего два дня назад. Но надеюсь, что осложнений либо внештатных ситуаций не возникнет и все пройдет так, как должно — строго по расписанию.

— Соответствует ли действительности информация о том, что вы дружны с №1 «армейцев» Игорем Акинфеевым?

— С Игорем мы испытываем друг к другу уважение. Помню его 17-летним новичком, а я в то время был в роли опытного голкипера. Но время не стоит на месте, и сегодня Акинфеев — это лучший вратарь России и бесспорный №1, дай Бог ему здоровья. Надеюсь, с его профессионализмом и целеустремленностью он еще не один сезон будет  радовать болельщиков уверенной работой в створке. Между прочим, когда прозвучала моя кандидатура на роль основного тренера вратарей, именно Игорь настаивал на ней больше всех. (смеется). Об этом я узнал лишь недавно и по большому секрету. Иными словами, Игорь сыграл в моем приглашении если не решающую, то большую роль.

— В одном из своих интервью Акинфеев упомянул о достаточно интересной и необычной тренерской методике, «практикуемой Дмитрием Крамаренко». Вот только в чем конкретно она заключается, не уточнил. Быть может, вы просветите нас? Так сказать, информация без прикрас и от первоисточника.

— У меня и вправду есть своя методика. Не секрет, что мне повезло с учителями, которые доверяли секреты ремесла. Это, прежде всего, мой отец, а также Николай Павлович Гонтарь и Вячеслав Викторович Чанов. 

— Насколько я знаю, это были великие мастера и вместе с тем строгие и требовательные преподаватели.

— Да — строгие, да — требовательные. Но справедливые во всем! Они передавали мне свой опыт. Когда я приступил к тренерской работе, выезжал на многочисленные курсы в Минске, Риге, Стамбуле, где выдавались соответствующие дипломы. С точки зрения изучения новшеств современного футбола это было очень интересно. Думаю, тренировочный процесс, который сейчас будет вводиться на занятиях, пойдет на пользу Акинфееву и молодым «армейцам», а чуть позже — и азербайджанским вратарям.

— Ну что ж, огромное спасибо за интересную и познавательную беседу. И удачи вам на новом и ответственном посту.

— И вам спасибо, что не забываете. Пользуясь случаем, передаю пламенный привет своим друзьям в Баку и всему азербайджанскому народу.