Тамила ХАЛИЛОВА

Тамила ХАЛИЛОВА

Нефть уходит в прошлое

Экономика
24 Сентябрь 2024
10:13
609
Нефть уходит в прошлое

Азербайджан наращивает доходы от ненефтяных отраслей экономики 

Нефтяные котировки пошли на спад, характерный в условиях замедления ведущих мировых экономик, диктующих спрос на углеводородных рынках. В сложившейся ситуации национальное правительство анонсирует курс на усиленное развитие ненефтяных отраслей - падение неф­тегазовых доходов страны будет сопровождаться приростом прибылей из реального сегмента экономики. 

Национальное правительство не случайно делало ставку на развитие реальной экономики все эти годы. Дальновидные меры высшего руководства страны были основаны на очевидной логике: нефть и газ - исчерпаемые природные богатства, а доходы из этого источника следует вкладывать в долгосрочный рост народного хозяйства, развивая его потенциал в русле роста несырьевых отраслей. Поскольку развитие реальной экономики - это не просто ослабление зависимости от сырьевого экспорта, а последовательное выстраивание фундаментальных основ хозяйственной жизни страны. 
В этом базисном направлении правительственной политики многое уже сделано: в тучные нефтяные годы и особенно на волне сильнейшей нестабильности глобального нефтяного рынка, обернувшейся падением котировок «черного золота» и экспортных прибылей нашей республики, руководство страны оказывало всестороннее содействие развитию бизнеса и деловой среды, вкладываясь в устойчивый прогресс ненефтяного сегмента экономки. Результаты не заставили себя ждать, поскольку за годы комплексной и системной поддержки неуглеводородного хозяйства, фискальной и финансовой помощи частному предпринимательству практически львиную долю национального валового продукта перетянули на себя ненефтяные отрасли. 
Сегодня достоверно известно, что две трети ВВП Азербайджана формируются в ненефтяной отрасли экономики, и это серьезное достижение нашей страны, учитывая еще и двукратно возросшие за последние десятилетие показатели ненефтяного экспорта. Однако в этом русле многое еще предстоит сделать. По прогнозам правительства, в следующем году ВВП республики прогнозируется на уровне 129,2 млрд манатов ($76 млрд), в том числе ненефтегазовый ВВП составит 92,2 млрд манатов ($54,2 млрд). Т.е. власти намерены и дальше совершенствовать политику на устойчивый рост несырьевых отраслей, добиваясь последовательных результатов в перспективе ближайших четырех лет. По итогам этой комплексной работы уже в 2028 году общая рыночная стоимость всех товаров и услуг вырастет до 150,8 млрд манатов ($88,7 млрд), причем значительный рост ожидается в сегменте ненефтегазового ВВП, обещающего дорасти до 117,2 млрд манатов ($68,9 млрд). 
Ключевым достижением этого года стали показатели экономического роста в ненефтяных отраслях. Как и было задумано на заре экономической перестройки, реальная экономика задает тон хозяйственному ускорению, а в среднесрочной перспективе при общем экономическом ускорении на уровне 3,5% ненефтегазовый сегмент ожидает 5-процентный рост добавленной стоимости. Конечно же, курс правительства на сопутствующее развитие традиционной для нашей добывающей страны нефтегазовой отрасли позволит добиться стабильного роста и в этой приоритетной сфере, однако темпы ускорения нефтегаза останутся в значительном отрыве от ненефтяной экономики и не превысят в наступающем году 0,3%. 
Но даже несмотря на очевидное лидерство реальной экономики в темпах экономического ускорения и структуре ВВП, а также устойчивый прирост ненефтяных доходов в структуре бюджетных поступлений, превысивших половину доходной части финансового документа нынешнего года, на долю нефти и газа пока еще приходится львиная часть валютных поступлений республики. Если приглядеться к таможенной статистике, при общих объемах экспорта, составивших за январь-август этого года $18 млрд 231 млн, на долю нефтегазового сектора приходится основная часть экспортных поступлений в $16 млрд 051 млн. При этом доходы от ненефтяного сектора уложились в скромные на этом фоне $2 млрд 179 млн. Такой расклад при падающей добыче нефти и дешевеющем природном топливе крайне нежелателен, считают отечественные экономисты. 
По мнению эксперта Вугара Байрамова, общую тенденцию роста, включая преобладающие показатели внутреннего валового продукта и бюджетных доходов в ненефтяных отраслях, следует наращивать еще и в направлении развития ненефтяного экспорта. «Такая необходимость следует еще и по факту снижения нефтяных цен на международных рынках из-за беспокойства относительно слабого спроса в Китае, крупнейшем мировом импортере нефти, и ожиданий скорого заключения соглашения о прекращении огня на Ближнем Востоке, - говорит эксперт. - В этом году, к примеру, импорт и переработка нефти в Китае были ниже, чем в прошлом из-за слабого спроса на топливо на фоне медленного экономического роста. Падение фондовых рынков США также снизило аппетит к фьючерсам. При этом по итогам состоявшегося в начале июня заседания ОПЕК+ было принято решение не только продлить действующие ограничения нефтедобычи до конца следующего года, но и с октября текущего года начать сворачивание добровольных сокращений производства».
По мнению аналитиков, несмотря на некоторое повышение котировок из-за недавнего снижения базовой ставки американского центробанка, все это играет на снижение спроса и избыток предложения, поэтому цены на мировом рынке в следующем году будут ниже нынешних. Следуя этой тенденции, норма отсечения нефти в прогнозах государственного бюджета нашей страны заложена на $5 ниже текущей цены. Определенно позитивные новости в нынешнем году следуют по факту роста добычи на крупнейшем нефтяном месторож­дении Азербайджана «Азери-Чыраг-Гюнешли». Однако в отчете компании Fitch Solutions (FS) со ссылкой на bp отмечается, что упомянутый рост не предотвратит долгосрочного структурного регресса в нефтяном секторе страны, поскольку за последнее десятилетие добыча нефтяного месторождения сократилась более чем на 50%. Инвестирование $6 млрд в «Центральный Восточный Азери» добавит необходимые объемы производственным и экспортным возможностям нашей страны.
 

 

Экономика
Новости