Через призму Олимпийских игр

Спорт
24 Ноябрь 2021
10:03
154
Через призму Олимпийских игр

Азер Алиев: Тренировки в Шуше и Кяльбаджаре пойдут на пользу азербайджанским атлетам

Уходящий 2021 год для спорт­сменов, безусловно, будет рассматриваться через призму Олимпийских игр-2020 в Токио, перенесенных на этот год из-за пандемии коронавируса. Именно результаты на Олимпиадах являются своего рода итогом четырехлетней (в данном случае - пятилетней) спортивной деятельности, позволяют сделать соответствующие выводы и назначить цели на следующий олимпийский цикл.

В интервью Sputnik Азербайджан заместитель генерального секретаря Национального олимпийского комитета (НОК) Азербайджана Азер Алиев поделился своим мнением о результатах азербайджанских спортсменов на Играх в Токио, рассказал об отношении к новому министру молодежи и спорта и о пользе, которую могут получить азербайджанские спортсмены, тренируясь в освобожденных Шуше и Кяльбаджаре.

- Этот год из-за пандемии коронавируса оказался олимпийским, поэтому хотелось бы начать именно с Токийской Олимпиады. Как вы оцените ее результаты?

- Конечно, результаты для нас оказались не такими хорошими, как мы ожидали, учитывая, что на предыдущих Олимпиадах мы очень высоко подняли планку. Особенно после того, как в 2016 году в Рио завоевали 18 медалей. Сейчас у нас только семь медалей, и впервые с 1996 года ни одного «золота».

Хочу отметить, что в Токио у нас было три финала - два из них - в каратэ и один - в борьбе. То есть мы потенциально вполне могли выиграть три золотые медали, и этот результат считался бы успешным. Но наши спортсмены в своих финалах проиграли с минимальным счетом.

- На ваш взгляд, на каких результатах спортсменов сказалась пандемия коронавируса, или есть какие-то другие факторы?

- Конечно, пандемия сыграла отрицательную роль в плане подготовки наших спортсменов. Но также хочу добавить, что конкуренция в мировом спорте значительно усилилась. Сейчас в любой точке мира очень много сильных спортсменов. Мы это увидели в Токио на соревнованиях по дзюдо, когда золотые медали завоевали два спортсмена из Косово. Или пловец из Туниса завоевал «золото», хотя несколько лет назад никто бы не смог такое даже предположить. Спорт сейчас очень сильно развивается по всему миру.

- Из семи олимпийских медалей, завоеванных Азербайджаном на Олимпиаде, четыре - в активе легионеров. Понятно, что легионеры есть практически в любой стране, но все же, не вызывает ли у вас опасений такой перекос?

- Нет, не вызывает. Как вы и сами сказали, они есть в любой стране, и мы все это видели на Олимпиаде в Токио. В частности, в тех же соревнованиях по дзюдо от многих европейских стран выступали спортсмены из Грузии. Также мы это видели в соревнованиях по вольной борьбе, где в составе многих сборных очень много борцов из Северного Кавказа. Нечто подобное можно было наблюдать и в легкой атлетике. Привлечение легионеров практикуется во всем мире, причем даже в мощных спортивных державах.

Кстати, замечу, что в Токио было немало азербайджанских спортсменов, которые потенциально могли завоевать медали. Просто так получилось, что больше медалей завоевали легионеры. Это нормально.

- Учитывая, что наши спорт­смены, завоевавшие медали в Токио, в основном возрастные, можно сказать, что мы наблюдаем смену поколений в азербайджанском спорте. Что нужно сделать, чтобы она прошла максимально безболезненно?

- Среди этих спортсменов лишь Рафаэль Агаев уже точно не выступит на Олимпийских играх 2024 года в Париже, так как каратэ исключили из олимпийской программы. А Гаджи Алиев и Рафик Гусейнов вполне могут выступить и завоевать медали в Париже. Несмотря на то, что Рафик уже в возрасте, он после «бронзы» в Токио показал свой лучший результат, взяв «золото» на Чемпионате мира. Так что не считаю, что они уже завершают карьеру.

Кроме того, сейчас мы видим, как молодые азербайджанские спортсмены завоевывают медали - как на чемпионатах Европы, так и первенствах мира. Надеемся, что и в Париже они смогут хорошо выступить.

Кстати, в Токио у нас было немало молодых и перспективных спортсменов, которые к недавней Олимпиаде не успели возмужать, но через три года они смогут показать весь свой потенциал и добиться отличных результатов.

Безусловно, нам нужно развивать школьный спорт. Во всех регионах Азербайджана построены олимпийские комплексы, но во многих случаях они не используются и пустуют.

- Недавно был назначен новый министр молодежи и спорта Азербайджана Фарид Гаибов. Какие у вас сложились отношения и как происходит координация деятельности НОК и Минспорта?

- Да, нового министра назначили совсем недавно, так что пока сложно предполагать, что будет дальше. Я уже несколько лет знаком с Фаридом Гаибовым, к тому же он является президентом Европейской федерации гимнастики. Мы с ним часто встречались, обсуждая различные вопросы. Так что у меня сложилось о нем хорошее впечатление.

Фарид Гаибов - очень грамотный, серьезный человек, который знает о спорте все, и его также хорошо знают в спортивном сообществе, потому оцениваю это назначение очень положительно. Надеюсь, что он сможет реализовать свои продуктивные идеи, руководя Министерством молодежи и спорта.

Что касается отношений между НОК и Минспорта, то у нас всегда были гармоничные отношения, и я уверен, что так будет продолжаться и дальше. Уверен, что так происходит не во всех странах - за рубежом у этих организаций имеются проблемы в отношениях, они конфликтуют. У нас же наоборот - мы вместе стремимся к развитию.

- Вы также являетесь вице-президентом Федерации тяжелой атлетики Азербайджана, дела в которой в последние годы оставляют желать лучшего. В чем, на ваш взгляд, главная причина проблем в этом виде спорта?

- Проблемы в этом виде спорта всегда были и будут связаны с допингом. Уже есть вероятность того, что Международный олимпийский комитет исключит этот вид спорта из программы Олимпийских игр. Но окончательного решения пока не принято.

Что касается азербайджанской тяжелой атлетики, то, конечно, в свое время мы потеряли очень сильное поколение наших спортсменов, которые были уличены в применении допинга. Впоследствии они все завершили спортивную карьеру.

В то время все страны боролись за медали и единственным методом считался допинг, так что мы очень сильно пострадали. Впрочем, не только мы, но и многие другие страны потеряли большое число ведущих атлетов, а также понесли огромные финансовые потери в виде штрафов со стороны международной федерации.

Мы все еще стараемся все восстановить, и, конечно же, надеюсь, что тяжелая атлетика сохранит прописку на Олимпиаде-2024 и наши спортсмены будут там представлены. Особенно, учитывая тот факт, что в Рио-2016 и Токио-2020 азербайджанских штангистов не было. Нам необходимо заново взращивать молодых спортсменов и отбирать среди них самых перспективных. Также необходимо, чтобы атлеты и тренеры более ответственно подходили к своему питанию, чтобы больше не возникало проблем с допингом.

- Азербайджан начал активно восстанавливать свои освобожденные земли. Как вы думаете, когда на этих территориях могут состояться первые спортивные соревнования?

- Меньше чем за год в Физули был построен Международный аэропорт, и, надеюсь, в ближайшее время во всех освобожденных районах мы сможем построить олимпийские комплексы и другую спортивную инфраструктуру. Кроме того, надеюсь, что в ближайшее время мы сможем проводить там спортивные соревнования.

Кстати, Шуша и Кяльбаджар находятся довольно высоко над уровнем моря, в районе полторы тысячи метров. Как известно, тренировки на таких высотах, в условиях ограниченного кислорода, очень полезны спортсменам. После сборов на высокогорье, атлеты, как правило, лучше себя чувствуют, когда оказываются в низменности, и демонстрируют лучшие результаты. Надеюсь, что азербайджанские спортсмены в ближайшее время смогут начать проводить тренировки на наших освобожденных землях и благодаря этому еще успешнее выступать на международной арене.