Ежедневная общественно-политическая газета
Ежедневная общественно-политическая газета
Нет никаких угроз для курса национальной валюты
Азербайджанский манат остается тихой гаванью на фоне финансовой нестабильности в сопредельных нам странах. Девальвации у соседей окажут лишь слабое психологическое влияние на нашу валюту, поскольку главный фактор ее устойчивости - хорошие макроэкономические показатели и высокая цена на нефть.
Несмотря на отсутствие объективных предпосылок для колебания курса, вопрос, а не ждать ли девальвации нашей валюты, почему-то активно обсуждается в обществе и СМИ. По мнению экспертов и практиков, загадывать на несколько лет вперед в таком деликатном вопросе - дело неблагодарное.
Анализ макроэкономических индикаторов не дает оснований для пессимистичных прогнозов. Поступательное развитие экономики и меры Центрального банка страны способствуют стабилизации валютного курса в Азербайджане. И потом, стоит ли объяснять простую истину: чем больше заработала страна, тем крепче курс национальной валюты? А разница между импортом и экспортом у нас существенная.
Внешнеторговый баланс, показывающий, сколько иностранной валюты было потрачено и заработано национальной экономикой, сохранил свое внушительное положительное сальдо и в этом году. Сейчас показатель состоятельности республики остается на достаточно высокой отметке в $15 млрд 172 млн, хоть и ниже прошлогоднего уровня на 34,4% в годовом выражении. Не подвела и ключевая статистическая система страны, имеющая непосредственное влияние на величину валютного курса. По итогам первого полугодия счет текущих операций отметился солидным профицитом в $5,2 млрд, или 14,5% ВВП. Центробанк ожидает, что профицит счета текущих операций платежного баланса по итогам нынешнего года составит $10 млрд.
Финансовые власти сделали правильные выводы. Судя по всему, они даже более чем уверены, что валютный курс в нашей стране должен быть стабильным и фиксированным, устойчивым и предсказуемым. Конечно, сложно не признать очевидное - важнейшие экономические показатели этого года уступают прошлогодним рекордным уровням. И на это имеются основания: в минувшем финансовом цикле мировые цены на главный экспортный ресурс республики - нефть и газ - существенно превышали расценки этого года. А о том, что в структуре нашего экспорта преобладают углеводороды - нефть и газ, а также другие сырьевые товары, всем известно. Годом ранее из-за восстановления экономик и перебоя цепочек поставок цены на сырье резко выросли. Как результат, наша страна стала зарабатывать гораздо больше.
Про это говорят даже сухие цифры статистики. Для сравнения, в прошлом году средняя цена азербайджанской легкой нефти марки Azeri Light на условиях поставки CIF держалась на отметке $103,58/баррель (рост на 44,6% от показателя 2021 года). В этом финансовом цикле котировки выглядят гораздо скромнее. Например, в I квартале нынешнего года упомянутый показатель составлял $84,8 за баррель, а за первое полугодие опустился до $82,84.
Но даже несмотря на некоторое падение экспортных доходов и укрепившиеся позиции импорта, все это, конечно же, вовсе не повод для утверждений о каком-то давлении на азербайджанский манат. Ведь заработали мы неплохо: подушка финансовой безопасности в виде стратегических валютных резервов страны подросла до $68,3 млрд, а если учитывать еще и выраженный политический вектор на устойчивость валютного курса, девальвировать национальную денежную единицу пока никто не собирается.
Кстати, яркое тому свидетельство - патовая ситуация трехлетней давности. Ведь даже в условиях резкого обвала нефтяных котировок манат устоял и дождался лучших времен. Поэтому не вызывает сомнений тот факт, что нынешняя достаточно высокая стоимость барреля гарантирует безмятежный валютный курс на ближайшую перспективу. Кроме прочего, финансовой стабильности способствует еще и незначительная внешнедолговая зависимость нашей страны. Как утверждает министр финансов Самир Шарифов, в настоящее время иностранный долг Азербайджана составляет $6,5 млрд и сократится уже в ближайшем будущем до $5 млрд.
В беседе с нашим корреспондентом юрист и финансист Акрам Гасанов сказал, что не видит сейчас объективных обстоятельств для каких-то негативных сценариев:
- Вопрос о девальвации не актуален сегодня для Азербайджана, поскольку наша валюта достаточно устойчива, - говорит собеседник. - На это указывают макроэкономические показатели республики и стабильные котировки нефти, не предвещающие какого-то резкого падения на международных углеводородных рынках, в том числе из-за геополитической напряженности в мире. Кроме этого, позиции маната поддерживает и достаточно жесткая внутренняя валютная политика Центробанка. Денежные власти бдительно и весьма сурово отслеживают ситуацию на местном валютном рынке, особенно все то, что касается оттока долларов из страны.
По-прежнему действуют ограничения на покупку долларов в эквиваленте 20 тыс. манатов. Имею в виду неофициально введенные и незаконные ограничения, ответственность за которые не берет на себя ни один государственный орган. Однако оно действует и приводит к уменьшению продаж долларов, так что давление на манат тоже снижается.
Кроме этого, к понижению спроса на иностранную валюту приводит и уменьшение реальных доходов населения, поскольку доллары покупали для сбережений, а сейчас у многих наших граждан просто не осталось на это денег.
Долгосрочные прогнозы на предстоящую пятилетку о будущем валютного курса были бы очень туманны и обтекаемы. Ведь валютный курс - это не абстрактный экономический показатель. Котировки маната зависят от множества различных причинно-следственных обстоятельств и политических в том числе. Если же абстрагироваться от всего остального, основываясь на сугубо экономических факторах, становится ясно, что валютный курс не может всегда оставаться на нынешнем уровне даже при благоприятной цене нефти. Ведь на котировки нашей валюты влияет не только стоимость, но и показатели нефтедобычи, а они у нас падают. И давайте признаем, что другие сферы экономики не развиваются на должном уровне. Поэтому в долгосрочной перспективе курс национальной валюты будет подвержен изменениям, но прогнозировать этот сценарий на перспективу 5-10 лет, как это делают иные международные аналитические организации, практически невозможно.