Ежедневная общественно-политическая газета
Ежедневная общественно-политическая газета
или Почему граждане держат при себе сбережения и что с этим делать
Уходящий год отметился не только существенным увеличением вкладов населения в коммерческих банках республики, но и приростом матрасных накоплений.
По мнению аналитиков рынка, сказываются инфляция и недостаточно высокий уровень доверия к финансовому сектору. Актуальна ситуация, когда проценты по срочным вкладам уступают доходности инвестиций в недвижимость.
Интерес населения к банковским депозитам заметно увеличился. На это указывает и статистика Центробанка. Например, в январе-октябре срочные вклады, включая средства физлиц, занимающихся индивидуальной предпринимательской деятельностью, выросли на 7% - до 12 млрд 564,1 млн манатов.
Однако несмотря на обнадеживающую тенденцию, ситуация в этой сфере не лишена интересной специфики, проливающей свет на определенные финансовые реалии. В банках наши граждане хранят в основном небольшие суммы денег и вкладывают свои кровные преимущественно на срок меньше года. Если приглядеться к статистике Центробанка, кстати, считающего такой формат нежелательным и нуждающимся в определенных коррекциях, то на сегодняшний день свыше 70% срочных сбережений не превышает 30 тыс. манатов.
На взгляд главы Центробанка Талеха Кязымова, такая ситуация нежелательна. «Вызывает обеспокоенность, что 73% вкладов населения не превышают сумму в 30 тыс. манатов», - сказал он на парламентских обсуждениях проекта государственного бюджета следующего года. Обеспокоенность главного банка связана еще и со сроками вложений - в структуре портфелей банков преобладает спрос на вклады до года - на них приходится 81% всех сбережений. Иными словами, большинство наших вкладчиков пока не рассматривают долгосрочные депозиты. Поэтому «долгосрочных интересов наших банков недостаточно для предоставления активных бизнес-кредитов», считает регулятор. Однако ситуация не исчерпывается только небольшими вкладами на короткие сроки. Ко всему прочему за последние месяцы наметился еще и внушительный рост «матрасных сбережений» населения.
Как отмечает депутат Милли Меджлиса Вугар Байрамов, хранящиеся на руках у граждан накопления достигли внушительной суммы, и сейчас они составляют 14 млрд 941 млн манатов. «Если по итогам восьми месяцев нынешнего года граждане хранили у себя 14 млрд 604 млн манатов наличности, то за девять месяцев показатель увеличился уже до 14 млрд 741 млн манатов, - говорит парламентарий, по словам которого, за десять месяцев уходящего года сумма наличных денег вне банков увеличилась на 17% по сравнению с тем же прошлогодним периодом времени. - Вообще такой расклад, конечно же, нежелателен с точки зрения финансирования реального сектора нашей экономики. Конечно, хранение таких крупных сумм под подушкой в домах не самая лучшая перспектива и для банковской сферы, и для субъектов хозяйствования. Потому что эти деньги можно было бы направить на кредитование бизнеса, будь они вложены в наши банки. Однако весь вопрос заключается в уровне доверия к банковской системе. Для того чтобы это доверие повысить, нужно провести соответствующую работу, в частности, позаботиться о практике не ликвидации, а слияния слабых банков. Ведь доверие - это очень дорогой и эффективный ресурс, решающий проблему матрасов и способный поддержать поток денежных средств из-под подушек в реальный сектор нашей экономики».
Оценка «матрасных сбережений» фактически означает если не отток валюты из банковской системы, то его явное влияние на депозитные портфели банков. Ведь деньги не доходят до финансовых структур, оседая в виде наличности, причем сложно поверить, что вся эта сумма хранится под матрасами у рядовых жителей республики.
Что касается предложения повысить доверие к банкам путем слияния слабых финансовых структур, как отмечает юрист и финансист Акрам Гасанов, рост «матрасных сбережений» вовсе не означает недоверия к банковской системе страны. «Ведь если мелкие банки работают, для чего им сливаться с крупными? Что касается доверия, думаю, дело не в этом, поскольку вклады населения в банках на сумму, не превышающую 100 тыс. манатов, защищены. И потом, чем больше банков, тем лучше, поскольку в каждой из 23 ныне действующих финансовых структур можно разместить страхуемую сумму вклада и быть спокойным за эти деньги, - говорит А.Гасанов. - Проблема заключается в недоверии не к банкам, а сложившимся реалиям. Т.е. люди опасаются не столько ликвидации финансовых структур, а того, что в перспективе крупная сумма денег может вызвать вопросы о происхождении таких накоплений. Хотя это и незаконно, поскольку в стране до сих пор нет практики декларирования доходов.
Так что складывается ситуация, когда граждане опасаются класть крупную сумму в банк, полагая, что ее могут изъять. Но и держать ее дома означает подвергнуться риску кражи. Располагающие средствами граждане, как отмечает эксперт, отдают предпочтение различным вариантам хранения своих сбережений. Как правило, часть денег кладется на банковский депозит, другая хранится дома, возможны варианты с покупкой недвижимости в стране или за рубежом».
Бытует мнение, что в условиях высокой инфляции существенные суммы свободных средств население предпочитает вкладывать в недвижимость. «Оно основано на том, что средний прайс квадратного метра в столице и крупных городах республики не только добрался до своего пика в этом году, но и продолжит расти в следующем. Как утверждают эксперты этого рынка, цены на недвижимость подрастают у нас под занавес каждого года, и этот год в этом плане тоже не стал исключением, - говорит собеседник. - Поэтому в вопросе: банковский депозит или жилье, граждане выбирают последний вариант. Считается, что недвижимость для инвесторов наиболее перспективное и нерискованное вложение. Цены на нее растут, поэтому инфляция не съедает вложенные средства. Кроме того, на пике подорожания получится еще и неплохо заработать. Инвестируя в современный жилищный фонд, граждане рассчитывают на то, что квартира или дом вырастут в цене, что принесет им дополнительный доход выше рентабельности по срочному банковскому вкладу».