Ежедневная общественно-политическая газета
Ежедневная общественно-политическая газета
Темпы прироста цен упали ниже прогноза
Цены в нашей стране заметно понижаются под воздействием нисходящих глобальных инфляционных трендов, а также мер, предпринимаемых национальным правительством, направленных в русло противостояния подорожанию. Все это позволяет Центральному банку держаться стабильных прогнозов по росту цен в наступившем году.
Главный банк страны оставил без изменений свои прогнозы относительно инфляции в этом году. Следуя январским ожиданиям регулятора, годовая инфляция в нынешнем году, как и в октябре прошлого года, останется в пределах целевого показателя. При этом годовой уровень инфляции даже понизился со времени последнего заседания правления Центробанка, посвященного денежной политике, сообщил его председатель Талех Кязымов на пресс-конференции о параметрах процентного коридора.
«В минувшем году 12-месячная инфляция составила 2,1% и сформировалась в нижней части целевого (4±2%) диапазона. Снижение наблюдалось по всем групповым компонентам потребительской корзины, - говорит Т.Кязымов. - Годовая продовольственная инфляция составила 0,8%, непродовольственная - 2,7%, инфляция в сфере услуг - 3,7%. Динамика фактической инфляции также повлияла на инфляционные ожидания».
На этом фоне регулятор перешел от жестких решений к более гибкой денежно-кредитной политике, дважды понизив учетную ставку за последние месяцы минувшего года.
В самом Центробанке уверены: решение понизить ставку рефинансирования под занавес года принято на основании падения темпов инфляции. Регулятор считает, что годовая инфляция держится в пределах целевого показателя уже несколько месяцев кряду, а за последние месяцы понижается даже быстрее спрогнозированных ранее темпов. Как уже говорилось выше, такой поворот объясняют замедлением темпов прироста цен на импортируемые в страну товары. Динамика повышения в мире заметно упала главным образом
из-за понижения мировой экономической активности, а также играющей на это жесткой денежно-кредитной политики центробанков большинства стран.
Так, по данным Всемирного банка, индекс цен на сырьевые товары в ноябре снизился на 18,3% в годовом исчислении, в том числе цены на энергоносители - на 23,9%, неэнергетические товары - на 4,6%. Как и следовало ожидать, продолжающееся снижение глобальных сырьевых цен, особенно стоимости энергоносителей и продовольствия, не могло не сказаться на местном потребительском рынке. Ведь, как отмечают наши государственные чиновники, пиковые ценовые значения на потребительском рынке, державшиеся на протяжении последних трех лет, были обусловлены заносимой извне инфляцией.
В местных аналитических кругах любят повторять, что цены в нашей стране не спешат понижаться вслед за мировыми. Но здесь, конечно же, не следует забывать о главном - благодаря взвешенной монетарной политике и правительственным мерам по удержанию цен динамику их восхождения удается придерживать. К тому же никто не поспорит, что именно фиксированный и устойчивый курс национальной валюты остается главным стабилизатором инфляционных процессов. «В условиях сохранения баланса на валютном рынке важную роль в снижении импортной инфляции сыграло укрепление номинального эффективного курса маната за 11 месяцев 2023 года на 19,5%», - говорится в заявлении регулятора.
На замедление инфляции повлияли также и такие внутренние факторы, как снижение цен производителей продукции пищевой промышленности.
На этом фоне относительное ценовое затишье в нашей стране прогнозируют и международные аналитические структуры. Согласно прогнозам МВФ, в этом году среднегодовая инфляция в стране составит 4,7%, а в следующем достигнет 5%. Однако риски инфляции сохраняются, уверены аналитики международной структуры, ссылаясь на потенциальные внешние шоки и стабильно высокий внутренний спрос. Сейчас мировые эксперты констатируют обострение войны на востоке Европы, а также конфликта в Израиле и Газе, считая, что все эти факторы могут в итоге провоцировать подорожание на мировых сырьевых биржах. Конечно же, дорогие нефть и газ означают рост валютных поступлений для Азербайджана, но такое подорожание - верный путь к повышению себестоимости товаров и услуг в производственных центрах мира.
Сложно оспорить тот факт, что стоимость сжигаемого топлива заведомо заложена в себестоимость производства импортируемых в нашу страну товаров и особенно продовольствия. Так что риски для подорожания импортного продовольствия достаточно велики, а давление упомянутых обстоятельств на продовольственную безопасность и внутреннюю потребительскую инфляцию мы уже наблюдали на примере предыдущего высокого ценового скачка. И тем не менее в МВФ считают, что инфляция в Азербайджане в среднесрочной перспективе останется в пределах целевого диапазона ЦБА во многом благодаря позитивным макроэкономическим показателям республики. По оценкам регулятора, профицит по счету текущих операций платежного баланса составит по итогам года $10 млрд при средней цене нефти на уровне $84 за баррель.
Хоть в прошлом году доходы страны от нефти и газа и уменьшились к позапрошлогодним рекордным уровням на фоне возросших позиций импорта, активный платежный баланс республики остается на достаточно высокой отметке. Сегодня мы наблюдаем, как вследствие падения цены и добычи нефти положительное сальдо сократилось на 29,6%, а показатель внешней торговли уменьшился на 3%, однако главный индикатор состоятельности - положительное сальдо во внешней торговле даже превысило отметку в $16 млрд 613 млн. Конечно же, такой весомый перевес экспорта над импортом дает основание утверждать, что курс нашей денежной единицы будет стабилен. А ведь устойчивые позиции национальной валюты являются основной гарантией стабильности ценников на местных прилавках. Недаром финансисты уверены в этой сугубо важной задаче фиксированного и предсказуемого валютного курса, позволяющего удерживать темпы прироста цен и реальные доходы населения в условиях внешних шоков и глобальной экономической нестабильности.
Так что внешние позиции нашей страны, поддерживаемые высокими ценами на нефть и выраженным ростом ненефтяного сектора, останутся достаточно сильными, в том числе благодаря растущей финансовой подушке безопасности. Достаточно отметить, что стратегические валютные резервы республики выросли за прошлый год до рекордной отметки в $68,3 млрд, что является важнейшим условием и прочной гарантией финансовой стабильности, устойчивости маната и противостояния заносимой инфляции.