Ежедневная общественно-политическая газета
Ежедневная общественно-политическая газета
Национальную экономику ожидает устойчивый рост
Авторитетные международные структуры ожидают повышения темпов экономического роста нашей страны на фоне снижения сырьевых цен и нефтедобычи. По их мнению, в ближайшие годы добыча «черного золота» уменьшится, зато подрастут позиции ненефтяного ВВП.
Судя по ожиданиям крупнейших международных финансовых институтов, многолетняя ставка национального правительства на развитие неуглеводородных отраслей и диверсификацию экономики оправдает себя уже в ближайшие годы. По мнению международных аналитиков, несмотря на ослабление постпандемического всплеска и продолжающееся структурное снижение добычи нефти, темпы роста национальной экономики в среднесрочной перспективе (2024-2028 годы) будут выше прошлогодних.
В этой связи Международный валютный фонд (МВФ) прогнозирует рост ВВП республики на уровне 2,3%. При этом фонд прогнозирует снижение нефтяного ВВП в течение пяти лет в среднем на 0,5%, а ненефтяной ВВП, по мнению аналитиков этой структуры, увеличится в 2024 году на 3,6% и будет расти на этом уровне на протяжении последующих четырех лет.
Важно понимать, что в среднесрочной перспективе добыча углеводородов в нашей стране понизится, поскольку ожидаемое структурное снижение добычи нефти будет лишь частично компенсироваться ростом добычи газа. Так что сфера ненефти примет на себя основную нагрузку. «Частному сектору придется играть более важную роль, что потребует, среди прочего, решения проблем все еще большого сектора госпредприятий и улучшения управления. Развитие сектора возобновляемой энергетики также способствует диверсификации при одновременном выполнении обязательств Азербайджана по климату», - считают аналитики МВФ.
Согласно отчету, диверсификация экономики повлечет за собой реформы по укреплению управления и ограничению роли государственных предприятий. При этом прогресс в русле роста финансовой прозрачности и независимости судебной системы, а также продолжающиеся усилия по расширению участия частного сектора на государственных предприятиях помогут улучшить деловую среду. Все это в конечном счете поддержит рост инвестиций, а следовательно, и производительность в реальном секторе.
Кстати, немногим отличаются прогнозы международного рейтингового агентства Fitch Ratings. Корпорация «большой тройки» считает, что после предыдущего экономического спада рост нашей экономики в этом году усилится до 2,8%.
Причины прошлогоднего замедления экономического роста понятны - ситуация отражала спад в нефтегазовом секторе и смягчение постпандемического роста в некоторых ключевых ненефтяных секторах, особенно в сфере транспорта. В нынешнем году более активное восхождение поддержат государственные инвестиции, хоть объемы добычи ожидаемо продолжат падать.
Следуя заявлению министра экономики Микаила Джаббарова, в прошлом году ненефтяной сегмент отметился 3,7-процентным ростом, а по данным статистики в январе номинальный ВВП республики увеличился на 5%. Особенно сильно подросли показатели роста ненефтяных отраслей - на уровне 12,3%. И это не может не радовать.
Однако понижение экспорта на фоне экономического роста и продолжающейся инфляции на самом деле говорит о сохраняющейся все еще хрупкой экономической ситуации, полагает экономист Пярвиз Гейдаров. По мнению аналитика, к показателям ВВП нужно относиться с осторожностью, поскольку многое здесь зависит от цен на углеводороды на мировых биржах, так или иначе диктующих прирост или же спад данных по экономическому росту.
«Валовой внутренний продукт - относительный показатель, - говорит П.Гейдаров. - Скажем, в те годы, когда добыча нефти в нашей стране была на пике, значения прироста ВВП достигали двузначной отметки. Такого роста не видели даже ведущие мировые экономики. Важно понимать, что подобные темпы определялись еще и уровнем цен на мировых сырьевых биржах. Соответственно, с началом спада производства нефти и стабилизации цен на международных углеводородных рынках «пузырь» ВВП тоже начал сдуваться».
Что касается 5-процентного экономического роста, который был зафиксирован в январе этого года, по словам экономиста, этот прецедент обусловлен ненефтегазовым фактором, однако он не основан всецело на производстве ненефтяной продукции. Поскольку иначе не понизился бы ненефтяной экспорт и не вырос бы на текущем высоком уровне общий уровень расходов населения за платные услуги.
«Конечно же, все эти данные нуждаются в более детальном исследовании, - отмечает эксперт. - Особенно важно изучить причины понижения статистики по стоимостному показателю вывоза нашей несырьевой продукции. Упомянутые вопросы представляют большую важность еще и на фоне общей инвестиционной картины, особенно данных по иностранным капиталовложениям, и нуждаются в серьезной оценке во избежание дополнительных осложнений и ослабления ключевой движущей силы экономического роста. Поэтому лучше, если мы будем ориентироваться или фокусироваться больше на качестве, а не на количественных подходах в управлении экономикой». По мнению эксперта, суть вопроса состоит в необходимости качественного, а не количественного подхода.
Иначе говоря, достаточно добиться двухпроцентного ежеквартального или ежегодного экономического роста, поясняет он: «Главное, чтобы рост основывался на производстве товаров народного потребления, а не на добыче и сбыте сырья. Что касается инфляции, фактор повышения цен представляет важность, если он находится в диапазоне 3-4%, а главную мотивирующую роль должны играть непосредственно внутренние стимулы, связанные с экономическим ростом».
Экспорт республики, основанный на нефтегазовом секторе, сокращается и продолжит снижаться, но доля ненефти в его структуре пока еще невелика, считает эксперт. Ведь известно, что валютные поступления в основном формируются за счет продаж нефти и газа на международных рынках. На эту «золотую жилу» приходится пока еще львиная доля нашей валютной выручки.
Именно по этой причине в среднесрочной и долгосрочной перспективах самой большой задачей для нашей страны будет уменьшение зависимости от углеводородного сектора и продвижение экономической диверсификации под руководством частного сектора.