Ежедневная общественно-политическая газета
Ежедневная общественно-политическая газета
Айтадж Алекберли: Я с детства влюблена в нити и узоры, хранящие тайны и магию ковроткачества
Еще совсем недавно ковроткацкий станок был в интерьере почти каждого азербайджанского дома, особенно в сельской местности, без него просто невозможно было представить любое жилье. И как сегодня мы не представляем свою жизнь без Интернета, точно так же наши бабушки не представляли свою жизнь без старинного художественного промысла - ковроткачества.
Национальный азербайджанский ковер - не застывшая традиция: современные художники обращаются к нему, чтобы вступить в диалог с историей. В каком-то смысле это сказочный ковер-самолет, на котором можно совершить путешествие сквозь Время. В его символике зашифрованы иерархия мира, порядок вещей, система верований. Переосмысливая традицию, современные художники становятся ее продолжателями. Истолковывая ковровую символику, они сохраняют старый смысл и создают новые образы, не позволяя традиции исчезнуть.
За долгую историю ремесло ковроделия прошло путь от практического изделия до объекта высокого искусства с сакральным смыслом. У каждого народа свои секреты и тайны этого сложного мастерства, которые передаются из поколения в поколение.
Выпускница Азербайджанской государственной академии художеств по специальности «художник-ковроткач» Айтадж Алекберли решила посвятить свою жизнь сохранению и развитию древнего искусства ковроткачества. Она - постоянная участница многих республиканских, городских художественных выставок. Имеет множество дипломов. В 2022 году на презентации коллекции «Зафар» ОАО «Азерхалча», посвященной Великой Победе во второй Карабахской войне, с большим интересом был встречен ее ковер «Железный кулак», который завоевал почетное второе место.
Она родилась в Баку. Поскольку семья была вынужденными переселенцами, Айтадж училась в трех разных средних школах. С детства была очень активной - занималась гимнастикой, конным спортом, стрельбой и музыкой. Мама прививала ей любовь к чтению и всегда покупала хорошие книги. С отличием окончила музыкальную школу по классу скрипки и фортепиано, играет на гитаре. Была ведущим скрипачом оркестра. В общем, ее детство было наполнено искусством, что и привело Айтадж в Азербайджанскую государственную академию художеств на факультет декоративно-прикладного искусства (художественное ткачество).
- Ваши родители хотели, чтобы вы стали врачом или педагогом, но вы избрали для себя совершенно другой путь. Почему?
- Я сама себя спрашиваю: «Почему?» Сколько себя помню, всегда интересовалась искусством, росла, слушая завораживающую музыку, и оказалась в плену у мугама. Я рисую с самого раннего детства, и всегда это было моей сильной стороной. Обычно рисовала пейзажи, различных животных, людей. Но никогда не думала, что однажды стану художником-ковроткачом.
- Были ли в вашей семье ковроткачи?
- Мой отец - юрист, а мама - учительница начальных классов. В нашей семье были представители разных профессий - юристы, врачи, инженеры, педагоги... И только тетя по материнской линии была известной ковроткачихой и прекрасно владела этим ремеслом. Моя мама родом из Карабаха. Здесь в каждом доме были красочные ковры, пады, зили и верни. Все это названия ковров, которые веками производились в Карабахе. Когда я была маленькой, с увлечением слушала мамины рассказы о том, что ее тетя ткала ковры и у нее был ткацкий станок и все необходимые инструменты. Знаете, далеко не в каждой семье умели натягивать на станке основу ковра - требуется особый навык, потому что дело это сложное. Из маминых рассказов я узнала много интересного, и для меня это стало настоящим открытием. Постепенно во мне формировался интерес к этому искусству. С годами я поняла, что влюблена в нити и узоры, хранящие тайны и магию ковроткачества. И получилось так, что это сыграло свою роль в выборе мною профессии.
- Ваша дипломная работа называется Yeni Borçalı.
- Одно из моих любимых занятий - воссоздавать единство между древним и новым. Многие орнаменты на ковре «Борчалы» я сменила на новые. Моей целью было обновить старый мир. И в то же время, глядя на мой ковер, можно увидеть и элементы старого Борчалы. Есть несколько причин, объясняющих мой выбор именно этой работы. Мне с детства нравились история, изучение традиций, я зачитывалась античной литературой, таившей древние тайны. Ковры же - это таинственные писания, связанные с мифологией. Каждый человек по-разному выражает свой язык в искусстве, которое он любит. Создавая новый узор в дипломной работе, я выразила свои чувства. Сегодня, как и сотни лет назад, ковер - это дневник ткачихи. Квадратный элемент в центре моего ковра символизирует очаг и дом. Два тюльпана и две короны - символы, которые отличали простых людей в период султаната. Членов семьи я изобразила в образе детеныша джейрана и его матери. Восьмиконечный элемент - символ восьмиконечной звезды азербайджанского народа. Узоры по углам изображают двойные бараньи рога. Еще один элемент - птица Симург - символ возрождения и обновления, победы добра над злом. И наш Карабах, как птица Симург, восстал из пепла. Бордюрная кайма, известная среди мастеров старшего возраста как «моллабаши», окружает срединное поле ковра - один из древнейших и наиболее распространенных элементов азербайджанских ковров. Элемент бута является символом дерева и означает устойчивость. Основная идея ковра - единство старого и нового.
Я очень люблю ковры, сотканные с карабахскими узорами. Часто использую рисунки пчелы в своих коврах. Пчела играет важную роль в природе и находится под угрозой исчезновения. А самое главное, что в священном Коране есть сура «Пчела», и для меня это послание Вселенной.
- Трудно найти человека, не получающего удовольствие от рассматривания ковра. Некоторые относятся к нему как к хобби. А что для вас означает ковер?
- Отношение к ковру может быть различным. Но не может быть и речи об отрицательном отношении к нему. Это исходит из самой его природы. Просто невозможно не любить ковер, не получать удовольствие и не интересоваться им. Для меня ковроткачество - это и хобби, и профессия. Я думаю, что каждый ковер, наряду с тем, что является продуктом творчества, выступает также в качестве важного исторического источника.
- С чем связан ваш интерес к ковроткачеству?
- Как и любой из нас, я выросла в обстановке, где было много ковров. В семье я всегда видела уважение и почитание ковра. С детства была очарована его магией. В коврах всегда искала героев, различные знаки и символы услышанных сказок, преданий, ашугских песен. Со временем эти поиски еще крепче связали меня с коврами. Ковроткачество стало моей судьбой.
- Несмотря на занятия живописью, вы решили стать художником-ковроделом. Почему?
- Учась в школе, я стала задумываться, как и где мне продолжить свой путь. Но учитывая тот факт, что искусство к тому моменту стало неотъемлемой частью моей жизни, выбор в его пользу был очевидным. Однако здесь встал другой вопрос: живопись или ковроделие? Выбор был непростым, но перевес в пользу ковра оказался более существенным. Дело в том, что меня всегда интересовали орнаменты и узоры, символы и знаки, поэтому ковер оказался ближе моему сердцу.
- Чем привлекает вас это ремесло? Что радует, когда сидите за станком?
- Испытываю волнение от предвкушения работы и ожидания результата. Чем привлекает меня это ремесло? Прежде всего люблю его за возможность что-то создавать своими руками. За постоянный творческий поиск, который не заканчивается. Чем больше осваиваешь ткачество, тем четче понимаешь, что границ между возможностями и фантазией не существует. Каждый раз, садясь за станок, испытываю трепет и чувствую себя волшебницей, когда рождается ковер. Самый волнительный момент, когда ты заканчиваешь работу и снимаешь ковер со станка.
- Сколько времени уходит на создание одного ковра и какие основные этапы проходит работа?
- Все начинается с идеи, после появления которой я готовлю эскиз, подбираю нужные тона и материал. Затем приступаю к работе. Продолжительность создания работы зависит от сложности сюжета и размеров ковра - чем замысловатее сюжетная композиция и габаритнее работа, тем больше времени уходит на ее создание. Ковер размером 2,5-3 квадрата в среднем занимает 3-4 месяца. Если говорить о композиции, то, например, наличие портрета замедляет работу, ведь лицо обладает характерными чертами, которые требуют большего времени, чем узоры и орнаменты.
- Какие трудности существуют в вашей работе?
- Физические нагрузки, хотя если мастер берется за эту работу, значит, понимает, на что подписывается. Сейчас ковроткачество машинизировалось, но ковры ручной работы до сих пор в цене.
Несмотря на то, что молодежь увлекается ковроткачеством, немногие выбирают эту профессию: слишком она специфична - не каждый сможет сидеть неподвижно и выполнять монотонную работу.
Но ковроткачество играет важную роль в сохранении культурного наследия страны. Ковер - один из классических образцов азербайджанской культуры. Это ценность, память, произведение искусства и наследие, оставшееся нам от предков, и наша цель - передать все это грядущим поколениям. Ковры в данном смысле - проводники из прошлого в будущее.