Ежедневная общественно-политическая газета
Ежедневная общественно-политическая газета
Промедление смерти подобно
Сложности учат людей быть обходительными и мягкими, чтобы на уровне общения царила вежливость, потому что во многих случаях такт становится ключом к преодолению сложностей.
Наивно полагать, что только в быту или же в обыденной жизни деликатный подход играет свою спасительную роль. Даже в политике тон и стилистика общения иной раз играют определяющую роль для выправления положения.
Известно, что в лексике любого языка имеются слова и выражения, обязывающие кого-то к чему-то. Такая стилистика накладывает на акторов не просто обязательства, но и даже безапелляционные предписания. Так вот, армянский истеблишмент и находящиеся под его влиянием общественные силы в дискуссиях и в разговорной практике облюбовали для себя жанр долженствования. Как в этом конкретном случае, когда армянский политикум выносит в повестку тезис следующего содержания: «Сообщество должно требовать введения санкций против Азербайджана».
И вокруг этого тезиса закручиваются вариации на излюбленную тему, и становится ясным, что обнародованному предписанию должны следовать Россия, страны ОДКБ, Запада и т.д.
Наблюдательным нетрудно заметить, что все армянам что-то должны, но они никому ничем не обязаны. Прямо ангелы какие-то, и грешков за ними никаких.
Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ), как известно, удовлетворил требования Армении, остановившись на промежуточных мерах в отношении Азербайджана, и сие событие вызвало небывалый всплеск в стане хаев. Высокого полета фантазии им не занимать, и пошли они всем миром мечтать, как не сегодня-завтра весь мир ополчится на Баку, запустив в дело огромный механизм прессинга.
В Иреване спят и видят во сне, как один за другим пойдут санкционные пакеты, которые сломают организм Азербайджанского государства, превратив его в некое подобие армянской натуры, которая по всем признакам напоминает системного инвалида.
Сказать, что армяне рано радуются и ничего не выйдет из их напора и реакции Европейского суда, мало. Утверждать, что при всех своих задиристости и сутяжничестве они еще и наивны, тоже ничего не сказать. Главная слабость их натуры в том, что они воспринимают исторические реалии, сегодняшние будни в отрыве от серийных преступлений, которые совершили столетие назад и позже, на закате двадцатого века.
Выплескивая жалобы, надоедая всем своим нескончаемым плачем и нытьем, они негодуют, мол, Азербайджан ведет себя слишком вызывающе, отказываясь следовать законным и справедливым требованиям международного сообщества. Коли так, почему бы армянам не вспомнить собственные косяки и фортели, когда на протяжении почти тридцати лет они демонстративно плевали на требования международных правовых актов, пытаясь узаконить оккупацию азербайджанских земель?!
Их голос прорезался в последнее время, когда Баку оказался вынужденным осуществить превентивные меры вдоль линии государственной границы, чтобы отгородить своих граждан и военных от потенциальных рисков. Каждодневно их военнослужащие и боевики нарушают тишину в приграничье, провоцируют азербайджанских пограничников на боевые столкновения, хотя предложения Президента Ильхама Алиева о мире и создании атмосферы добрососедства все еще в силе. Как это понять?
Иреван тешит себя тем, будто международное сообщество признает акт «агрессии», что азербайджанские войска вторглись на территорию Армении и должны быть отведены на исходные позиции. Но даже если это имеет место, то возникает резонный вопрос о причинах такого положения. Азербайджан на всех уровнях ответственно заявил, что не имеет территориальных притязаний к соседям, в том числе и к Армении.
Коль военные соединения заняли в приграничье определенные позиции, стало быть, это вынужденная мера, и ее дальнейший ход зависит от самой Армении. Ей необходимо доказать Баку свою добрую волю не на словах, а на деле, в том числе там, где армянские военные соединения пытались устроить масштабные провокации против восточного соседа.
Баку, наученный горьким опытом, более не верит ни одному слову Иревана, который все время ходил по лезвию бритвы, пытаясь интернационализировать двусторонний конфликт, ставший следствием необоснованных территориальных притязаний.
Армения может предаваться сладострастным настроениям в связи с позицией ЕСПЧ по поводу ситуации на автодороге Лачин-Шуша сколько угодно. Однако необходимо иметь в виду, что дорога не заблокирована, и вой по поводу «блокады армян Карабаха» - это искусственный тезис, призванный поднять на ноги сообщество, мол, посмотрите, какие азербайджанцы жестокие, они обрекают на холод и голод бедных армян Карабахского экономического региона Азербайджана.
Муссирование фальшивой проблемы ни к чему не приведет. Лучше Иревану держаться подальше от этой темы, а армянам Азербайджана добиться у российского воинского контингента согласия на осуществление экологического мониторинга на золотых и медных рудниках. Хозяева земли имеют право на получение информации и данных о состоянии дел там, где идет незаконное разграбление природных богатств азербайджанского народа.
Когда бредовая фантазия армянских агитаторов и пропагандистов зашкаливает, в ход пускается набивший оскомину тезис «о беспокойстве демократического мира», который-де требует от Баку восстановления справедливости. Может, по части положения на автодороге Лачин-Шуша и выразили свою позицию США, ЕС, Совет Европы, Франция, Канада, Нидерланды, Кипр, Греция, Вануату, Сан-Томе и Принсипи и другие, включая Freedom House и так далее, но это вовсе не означает, что высказавшиеся верно представляют себе причины, побудившие азербайджанских активистов потребовать уважения своих прав на своей земле. Если мировые центры и страны озвучили позицию, настроившись на волну Иревана и горстки армян Карабаха, тем хуже для них. Для Баку такая позиция будет никудышной и бесполезной.
И потом, уважающая себя страна, ее официальные структуры не должны по определению транслировать фальшь. Те, кто повторяет за фейкометами такие понятия, как «бердзорский коридор», «120-тысячное армянское население Карабаха», «разделенность семей армян» и прочую чепуху, никогда не смогут оказать позитивное воздействие на положение. Обманом и ложью проблемы не решаются, и пора с этим смириться хайскому агитпропу, который по своей же глупости напрягает обстановку, делая ставки на новые фальсификации. Такие номера давно уже не проходные.
Если в Карабахе у армян «заканчиваются лекарства, продукты», то почему на это закрывают глаза миротворцы российского воинского контингента? Не лучше ли так называемым властям Карабаха, тому же политическому карлику Араику Арутюняну не поставить вопрос ребром перед генералом Андреем Волковым, коль гуманитарная обстановка ухудшается? А ведь пикетирующие проезд на рудники азербайджанские общественники беспрепятственно пропускают в обоих направлениях машины скорой медицинской помощи, фуры с продовольствием, иные грузы жизнеобеспечения. Тогда в чьих интересах муссируются дезинформационные контенты, кому нужна искусственная драматизация? Она, бесспорно, необходима Рубену Варданяну, которому Баку недвусмысленно показал красную карточку. Он уж точно не прижился в неродной для себя среде, и старосты из него не вышло, хотя заслан на азербайджанскую землю с далеко идущими планами определенных российских кругов.
И не стоит армянскому пропагандистскому цеху размахивать флагами «нового геноцида». Дело не в том, что они потрепаны и на расстоянии отдает от них запахом тлена. Все когда-то казавшиеся пробивными фишками атрибуты идеологической войны, на которые ставило армянство, изжили себя и никакого эффекта не дают. Уж лучше пересмотреть приоритеты, средства так называемой борьбы и повнимательнее присмотреться вокруг, чтобы точно разглядеть особенности обстоятельств, акторов и условий развития сюжетов.
В Иреване убеждены, что сегодня от Баку все что-то должны требовать, и в этой плоскости громче других должна Россия. Трудно объяснить логику авторов этого требования. Но им не мешает задаться, наконец, вопросом: а что должны сделать мы, чтобы превратиться в цивилизованную нацию с солидным имиджем?!
Время ведь для этого давно настало, и промедление смерти подобно.
Тофик АББАСОВ,
политический обозреватель