Ежедневная общественно-политическая газета
Ежедневная общественно-политическая газета
Печальная хроника встреч, переговорных раундов вокруг армяно-азербайджанского противостояния с участием международной дипломатии длилась на протяжении почти трех десятилетий. По ее итогам появились новые термины и представления.
Например, понятия «дипломатия туризма» или же «дипломатия ничегонеделания» уже прочно вошли в политический лексикон.
Причина того, что они легко нашли себе место в вербальной практике, в том и состоит, что невозможно было не заметить явных признаков формального подхода к обязанностям и той ответственной миссии, коей являлось урегулирование заскорузлых проблем.
Мало того, на этом фоне еще вылупилась и практика встреч ради встреч или же переговоров ради переговоров. С помощью пагубной специфики армянская дипломатия не без содействия внешних политических сил банально облюбовала для себя методологию пустопорожних телодвижений. Искусственно создавалась картина напряженных усилий и перемещений, гарантированно не дававшая результатов.
Впрочем, порочная практика очковтирательства устраивала не только Ереван, но и посредников в лице Минской группы ОБСЕ. Посредники с большим удовольствием отлынивали от прямых обязательств, создавая видимость большой занятости. Результат для дипломатов оказался позорным, а для Азербайджана, который постоянно стучался в двери сопредседателей с дельными предложениями и обоснованными ожиданиями, более чем закономерным.
В итоге Баку позаботился об этом сам, не дожидаясь у моря погоды. Верх взял прагматизм азербайджанского лидера Ильхама Алиева, который испробовал все возможные варианты дипломатии во избежание военного сценария. Посредники и Армения вели себя невозмутимо, уверовав в силу сообщества, которое устами своих институтов все время талдычило о неправомерности использования силы.
В результате получилось то, что получилось, и то был сценарий, который за авторством Президента Азербайджана Ильхама Алиева заслуженно получил единогласное одобрение главных столиц, да и всего мирового сообщества за некоторыми исключениями.
Теперь, чтобы поставить логическую точку в затянувшейся одиссее неопределенности, требуются целенаправленные усилия. Какими они должны быть и какие трансформации могут произойти в результате совместной деятельности, известно в общих чертах. Два заявления лидеров тройки - Азербайджана, России и Армении, которые были приняты в ноябре прошлого и январе текущего года, проливают свет на структуру и контуры задуманных программ.
В первую очередь они привнесут динамику в систему коммуникаций региона, которая по милости Армении за все предыдущие годы функционировала не в полном масштабе. Она не использовала свой потенциал. Да и коммуникационный потенциал региона был вынужден довольствоваться не полным объемом дивидендов. Ведь наличие в регионе военного кризиса, заблокированное состояние коммуникаций, оторванность Нахчывана от основной части республики не только создавали коммуникационные проблемы, но и оборачивалась увесистыми издержками.
Ожидаемые две встречи президентов Ильхама Алиева, Владимира Путина и премьера Никола Пашиняна в Сочи и Брюсселе запланированы, как этапные переговоры на пути к всеобъемлющему миру. Баку устами своего лидера неоднократно заявлял и продолжает убеждать Армению и мировое сообщество в том, что в поствоенной обстановке у Азербайджана нет сомнительных или же тайных намерений в отношении неприкаянного соседа. Причиной многолетней тяжбы была, да и остается претенциозная политика Еревана, который все время выставляет счета соседям, безосновательно претендуя на их территории, культурно-историческое наследие.
Регион устал от турбулентности, он заслуживает более спокойной атмосферы ради реализации новых программ интеграции и сотрудничества. Есть вопросы прикладного характера, которые необходимо подготовить чисто в регламентационном плане.
Между тем Ереван за последние месяцы, вводя сумятицу в действующее положение, латентно осуществлял саботаж, дабы избежать очной встречи в трехстороннем формате. Но старания Никола Пашиняна не увенчались успехом. Встреча в Сочи, как говорится в сообщении Кремля, состоится в любую погоду, и премьеру Армении придется нести ответственность за свои подписи, поставленные под заявлениями.
Неудивительно, что официальный Ереван устами премьера делает странные заявления, подготавливая почву для оправдания своей несостоятельности. Он выстраивает странную линию защиты, понимая, что в Сочи будет необходимо оказаться в русле конкретики, а не пустой абстрактности. Отходным для себя путем Пашинян уже избрал аргумент, согласно чему «соглашения, которые будут подписаны, потом придется ратифицировать парламентами». Примерно в таком же духе он высказывается о вопросах демаркации и делимитации границ, обуславливая процесс необходимостью проведения референдума.
Снова приходится вспоминать проверенную жизнью практику, согласно которой желающий найти пути решения ищет возможности, а нежелающий ищет причины. Все совсем, как в анекдоте про незадачливого армянского мальчика, который не устает обескураживать учителей своими невозмутимой бестолковостью и необъяснимой прямолинейностью.
Бесспорным видится глубинное беспокойство армянского премьера, который ощущает свою незащищенность перед лицом готовности азербайджанского лидера ставить кардинальные вопросы и находить оптимальные пути их решения. Нацеленность российского лидера Владимира Путина также воспринимается Пашиняном в качестве неудобного фактора. В результате получается, что армянский премьер, понимая свою психологическую уязвимость перед лицом азербайджанского и российского президентов, готовит себе запасные пути.
Вариации на тему обструкции имеют потенциал, чтобы ненамного замедлить реализацию задуманных региональных программ. Даже если придется смириться с некоторыми задержками, отменить задумки и реалистично выглядящие проекты не удастся.
Однако стрела вылетела в цель, и она обязательно до нее дойдет.
Еревану лучше не чинить препятствия, а присоединиться к усилиям, форсирование которых обещает выгоду и для армянской стороны. Нельзя как огня бояться подписания окончательного документа. А он неизбежно будет принят и одобрен, хочет того Армения или нет.
Карабах после победы Азербайджана войне навсегда перестал быть объектом дискуссий. Его принадлежность - это закрытый вопрос. Как бы ни старались Пашинян или кто-то другой оспорить очевидное, ничего из этого не выйдет. Еревану и его эмиссарам необходимо приноровиться к новой ситуации, когда рудименты отжившей политики никого более не интересуют. Есть много нового и притягательного, на что стоило бы обратить внимание. Это важно для прикладных целей. Все остальное не имеет ровным счетом цены, ибо девальвации подвергаются не только банковские измерения, но и интересы, особенно когда они вынашиваются в отрыве от реалий.
Тофик АББАСОВ,
политический обозреватель