Оговорка по-пашиняновски

Политика
01 Ноябрь 2023
04:51
808
Оговорка по-пашиняновски

Цифры, не терпящие манипуляций

Мировые силы развернули кампанию за глобализацию через диверсификацию локальных конфликтов. В этой кампании большая ставка сделана на несостоявшиеся государства, которые не жалко выбросить на мусорную свалку истории.

Есть образования, которые сопротивляются и на дух не соглашаются с ролью жертвенных субстанций. Но есть и такие, которые особенно и не борются за сохранение своего суверенного статуса и словно готовы примерить на себя роль жертвенных стран. В этом ряду особо выделяется Армения, которая продолжает свое свободное падение, добровольно поддаваясь на провокационные действия так называемых «лоббистов».  
В том, что она вот уже несколько лет пребывает в невесомости, спору нет. Но ее воздушность - не показатель преимущественного порядка, а всего лишь пустота, которая является следствием бездарности национальной дипломатии. Она охотно дает себя разыгрывать, но это не тот случай, когда география выступает против интересов ее народа. Наоборот, с географией ей очень даже повезло, однако с выбором политических сил  - полная незадача.
С момента обретения независимости страна с головой ушла в стихию авантюр, сделав ставку на территориальный вопрос. Задача расширения жизненного пространства стала для армянского политического авангарда вопросом жизненного порядка. В результате Иреван на сегодня не только у разбитого корыта. Он, скорее, сам в разбитом состоянии, да еще без надежды на воскрешение. 
Главная причина безнадежности государственной системы Республики Армения в том, что она по-прежнему сторонится мирного сосуществования с соседями. И это после многолетней тяжбы с Азербайджаном, которому пришлось начинать с невыгодной позиции. Оказавшись один на один с мировым армянством и его разветвленной сетью лоббистов, Баку перевел стрелки на самостоятельность. Армения же оказалась в плотном кольце большого ряда христианских государств, которые вызвались ей «помочь». 
Однако парадокс в том, что Иреван по сей день ведет их за нос, втемяшивая в головы союзных сил топорную чушь. Некоторые круги и политики, находящиеся в плену предрассудков и армянских фейк-ньюс, до сих пор продолжают лгать своим избирателям, будто в основе армяно-азербайджанского противостояния был и остается религиоз­ный фактор. Баку пришлось много потрудиться, чтобы развеять очевидный миф, представ перед миром в образе светского государства, да еще и успешно раздвигающего границы региональной и международной интеграции. 
А Армения продолжает выдавливать из себя остатки здравого смысла, делая ставку на дипломатическое ничегонеделание. Создается впечатление, что Иреван вооружился калькой печальной практики Минской группы ОБСЕ, которая навсегда осталась в истории дипломатии невиданной бездарностью. 
Говорят же, дурной пример зарази­телен, и с мудростью этого изречения не поспоришь, особенно когда речь идет об акторах с никчемными показателями. Премьер-министр Армении Никол Пашинян не перестает заявлять, будто бы на пути разработки и заключения мирного договора с Азербайджаном наработан обнадеживающий потенциал. В его представлениях три основных согласованных принципа открыли возможности на пути к заветной цели. Если стороны останутся приверженными уже согласованным принципам, заявляет армянский премьер, то документ будет вскоре подписан. 
На первый взгляд нет оснований, чтобы подвергнуть сомнениям его взгляд. Ведь стороны сошлись на взаимном признании территориальной целостности. То есть, Баку признает территорию Республики Армения площадью 29,8 тыс. кв. км, а Иреван - территорию Азербайджана в границах 86,6 тыс. кв. км.
В понимании армянского лидера это и есть краеугольный камень, который обуславливает динамику процесса. Но это только на первый взгляд. Загвоздка в том, что в каждом конкретном случае армянская сторона вместо того, чтобы ориентироваться на главные компоненты процесса, отвлекается на второстепенные частности, в результате чего вместо динамики получается статика. 
Никол Пашинян сетует, мол, точность указанных цифр становится камнем преткновения. Из-за этого подкрадываются сомнения и на этой базе возникают разночтения и многочисленные поводы для критики, что весьма негативно сказывается на действующем положении. По версии армянского премьера, срабатывает ставшее традиционным недоверие к цифрам, что не служит пользе дела. 
Но если принять в внимание, что всему голова серьезность намерений, то получается, что кому-то из двух сторон недостает потенциала для формирования атмосферы доверия. Говоря загадками, Пашинян только добавляет тумана действующему положению, чем и осложняет ситуацию. 
В понимании армянского лидера договоренности были достигнуты на политическом уровне, и идея заключалась в том, чтобы отталкиваться от объективных источников, не вызывающих сомнений. Стало быть, при согласованных показателях вопрос демаркации и делимитации границ превращается в дело техники. Но тут Никол Пашинян делает, казалось бы, нехитрую оговорку, дескать, «цифры не должны находиться под влиянием сторон», из чего напрашивается вывод о нечестном, или предвзятом подходе одной из сторон. 
Логика тут нехитрая. Раз имеет место нечистоплотность одной стороны, то другая автоматически превращается в жертву. Под ней Иреван подразумевает себя, несмотря на то, что бесконечные манипуляции на почве речевых оборотов и игры слов, не говоря о жонглировании цифрами, давно являются излюбленным занятием армянской стороны.   
Но не в этом интрига нынешней ситуации, а в том, что Никол Пашинян в качестве авторитетного источника ссылается на данные советской энциклопедии от 1977 года. Сказать, что это несерьезно, ничего не сказать. Имеются куда более убедительные и не вызывающие сомнений карты, топографические схемы военных ведомств, академических архивов и запасников, которые отображают точные данные. Экспертиза их достоверности не представляет большого труда. Спрашивается, с какой стати возникла необходимость ссылаться на энциклопедические источники, тогда как они по определению не могут в исследуемой плоскости считаться истиной в последней инстанции?! 
Никол Пашинян утверждает, что стороны согласились провести делимитацию границ на основании Алма-Атинской декларации. И здесь стороны исходят из того, что административные границы советских республик были подтверждены на официальном уровне, из чего следует, что разночтения исключаются. Иреван признает, что и здесь важно наличие карт того времени. Раз они имеются, значит, нет препятствий для того, чтобы двигаться вперед. 
Если верить Николу Пашиняну, наличие политической воли не вызывает сомнений, и по этой части следует продолжать контактный процесс.  
Наконец, вопрос открытия региональных коммуникаций на основе равенства и взаимности тоже вроде бы согласован, и дело остается за тем, чтобы они действовали под юрисдикцией стран, через которые они проходят.
С виду к подходам армянского премьера не придерешься, хотя он оставляет лазейки для возможных трений и манипуляций. Однако автор столь смелых заявлений так и не дает ответа на вопрос, почему при наличии ясного плана действий и отсутствия разногласий процесс не сдвигается. Не потому ли, что армянская сторона выбирает между обструкцией и предметностью? 
Когда выбираешь между двумя обозначениями и ставишь на первое, результат, как правило, не достигается. Все сводится к «мышиной возне», при которой приходится мириться с потерей времени и ресурсов. 
Склонность к теневым стараниям и отсутствие навыка целеустремленности загоняют, в первую очередь, не процесс, а незадачливого актора. Там, где необходимо действовать наверняка, Никол Пашинян ударяется во всевозможные витиеватые стихии, чем и осложняет себе работу. 
Армянскому истеблишменту необходимо решительно отказаться от имитационной практики в пользу предметной деятельности, как это делает Азербайджан, который рационален во всем. Достаточно внимательно присмотреться к тому, какую методологию практикует официальный Баку. В ней запечатлены ответы на все интригующие вопросы. О риторических речи нет. 
 

Экономика
Новости