Ежедневная общественно-политическая газета
Ежедневная общественно-политическая газета
Массовое переселение армян на земли Азербайджана в первой трети XIX века
Итоги русско-иранской войны 1804-1813 гг. не дали России возможности собрать на землях Азербайджана рассеянных по свету армян. Но армяне по-прежнему возлагали на романовскую Россию большие надежды.
Статья 11-я, часть 2-я
Так было перед Второй русско-иранской войной 1826-1828 гг. Еще в 1822 году армяне османских вилайетов Карс и Эрзерум просили генерала А.П.Ермолова о скорейшем «приближении русских» (Нерсесян М. Из истории русско-армянских отношений. Т. I. Ереван, 1956, с.232).
Во время Второй русско-иранской войны армяне-ремесленники, появившиеся на землях Азербайджана в средневековье, в ходе осады русской армией Шушинской крепости активно помогали последним (Парсамян В.А. История армянского народа. Ереван, 1972, с.30). При осаде русской армией Иреванской крепости армяне также способствовали захватчикам. Первоисточники свидетельствовали, что осажденные «отстреливались, но их ядра, частью за неимением хороших артиллеристов, частью и потому, что к пушкам были приставлены армяне, нередко попадали в крепость» (Парсамян В.А. История армянского народа. Ереван, 1972, с.32).
Путь к переселению на земли Азербайджана блуждающих армян из Гаджарского Ирана и Османской империи открылся после заключения Туркменчайского (10 февраля 1828 г.) и Адрианопольского (2 сентября 1829 г.) договоров. Полковник русской армии Лазарь Екимович Лазарев (Лазарян Егиазар Овакимович (1797-1871 гг.), племянник армянского богача в России Ивана Лазара Лазарева и брат Хр.Лазарева. Участник II русско-иранской (1826-1828 гг.) и русско-османской (1828-1829 гг.) войн. Пытаясь возвеличить свою деятельность в ходе переселения армян на земли Азербайджана, после заключения Туркменчайского договора Лазарев заказал академику Машкову картину с надписью на русском и французском языках: «Переселение 40 000 армян из Персии в Российские пределы под личным распоряжением полковника Л.Е.Лазарева в 1828 году». Обладатель огромного состояния, Л.Лазарев умер в октябре 1871 года в Брюсселе), действуя по алгоритмам «армянского вопроса», был одним из организаторов переселений армян из Гаджарского Ирана. Л.Лазарев, вдохновленный позитивным развитием «армянского вопроса», сразу же после императорского указа от 21 марта 1828 года объявивший об образовании «Армянской области» на исконных землях Азербайджана - Иреванского и Нахчыванского ханств, выступил 30 марта 1828 года в Урмие с воззванием к армянам - подданным Гаджарского Ирана переселиться на завоеванные Российской империей земли Азербайджана (Глинка Н. Описание переселения армян аддербиджанских в пределы России. Москва, 1831, с.107-111). Об усердии Л.Лазарева в ходе переселения армян на земли Азербайджана, расположенные севернее реки Араз, писал Гр.И.Паскевич в своем рапорте начальнику Главного штаба русской армии за Дунаем И.Дибичу. В результате только из Гаджарского Ирана после заключения Туркменчайского договора были переселены 35 560 армян, а после заключения Адрианопольского договора из Османской империи более 84 тыс. армян, в целом в 1828-1830 гг. в страну были переселены более 120 тыс. блуждающих армян.
Переселяя армян на земли Азербайджана, расположенные севернее реки Араз, Россия намеревалась создать для себя из этих восточных христиан надежную социально-конфессиональную опору. И этот план был в точности реализован, причем за счет коренного населения - азербайджанских тюрков и их земель. Исполнители плана следовали тем строкам «высочайшего указа» Сенату от 21 марта 1828 года, в котором говорилось буквально следующее: «Силою трактата с Персией, заключенного 10 февраля 1828 года, присоединенные к России Ханство Эриванское и Ханство Нахичеванское повелеваем во всех делах именовать отныне областью Армянской» (ЦГИА России, ф. 1018, оп 9, д. 21. л. I об). Оперируя этим указом, Россия стремилась разместить блуждающих армян преимущественно на территории бывших азербайджанских ханств - Иреванского и Нахчыванского, а также в Гарабаге (Собрание актов, относящихся к обозрению истории армянского народа. Часть II. Москва, 1838, с.157; Глинка Н. Описание переселения армян аддербиджанских в пределы России. Москва, 1831, стр.108). Любопытны факты, описываемые в документах того времени: «Вообще соглашать христиан, дабы они следовали в Нахичеванскую и Эриванскую области, где предполагается увеличить, сколько можно, народонаселение христианами» (Собрание актов, относящихся к обозрению истории армянского народа. Часть II. Москва, 1838, с.154). Так по алгоритмам колониальной политики Российской империи после заключения Туркменчайского договора началась армянская колонизация азербайджанских Иреванского и Нахчыванского ханств. В ходе массового переселения блуждающих армян на земли Азербайджана романовская Россия решала главную задачу своей колониальной политики: на завоеванной иноверной, иноязычной, иноэтничной стране создать этноконфессиональную базу для утверждения своей политической власти, с одной стороны, а с другой, образовав «христианскую полосу» на новообразованных южных границах империи, создать благоприятную почву для своей завоевательной политики в направлении Малоазийского хоронима.
Ход массового переселения армян из Гаджарского Ирана однозначно показал, что этот развернувшийся социальный процесс шел по разработанному «сценарию» армянского лобби Российской империи и в роли «первой скрипки» выступал архиепископ Н.Аштаракский, приложивший все усилия для того, чтобы «армянский вопрос», выдуманный в сырых стенах армяно-григорианской церкви, вступил в новую фазу - образования армянской колонизации на исторических землях Азербайджана. Об этой фазе «армянского вопроса» писал в своем письме армянину Л.Лазареву наследный принц Аббас Мирза. В своем письме он обвинял Н.Аштаракского в том, что тот, пользуясь своими полномочиями и высоким саном, вынуждал священников, служивших в Гаджарском Иране, переселяться на земли Азербайджана, расположенные севернее реки Араз, под страхом отлучения «их от сана и веры», а в случае неповиновения грозил подвергнуть их анафеме (Глинка Н. Описание переселения армян аддербиджанских в пределы России. Москва, 1831, с.77). В этом письме также указывалось, что армянам, которые добровольно переселялись из Гаджарского Ирана, организаторы переселенческой кампании платили субсидии, а тех, которые отказывались покидать дома в Гаджарском Иране, насильно заставляли переселяться. В этом процессе архиепископа Н.Аштаракского поддерживало армянское лобби России, в частности представители известной армянской семьи Лазаревых.
После подписания Туркменчайского договора Христофор Лазарев (Христофор Екимович Лазарев (1789-1871 гг.), тайный советник, брат Л.Лазарева) решил стать идейным наследником своего дяди Ивана Лазарева, известного армянского лоббиста, активно муссирующего «армянский вопрос» в екатерининской России.
В целях реализации армянского мифа - образования Армянской государственности на исконных землях Азербайджана - в Нахчыване, Иреване, Шеки и Шамахе Христофор Лазарев в марте 1828 года передал проект генерал-адъютанту А.Х.Бенкендорфу, вхожему в дом Хр.Лазарева и, по словам барона М.А.Корфа, имевшему интрижку с супругой Хр.Лазарева Екатериной Эммануиловной.
(Окончание следует)