Ежедневная общественно-политическая газета
Ежедневная общественно-политическая газета
Пашинян переводит стрелки на новый полюсc
Фантазия - явление непредсказуемое, особенно если дать ей неограниченную волю. Тогда она не только восхищает, но и удручает.
В случаях, когда вместо пользы она приносит вред, она ничего хорошего не сулит самим фантазерам. Им бы вовремя остановиться и понять, что разгул безграничного воображения всегда приводит к безумству, а то и к непоправимым последствиям.
МИД Армении в этом плане всегда удивляет и даже шокирует. Ведь ведомство, которое по долгу службы обязано соблюдать нормы политического этикета и руководствоваться мерами предосторожности, идя на заведомые обострения, злоупотребляет своим положением и подставляет самого себя.
Злобная ложь и больная фантазия никакую дипломатию не красят. Ну а если вся работа строится по принципу огульного охаивания визави, то не имеет смысла рассчитывать на прозрение тех, кто привык постоянно лгать. Не в первый раз министерство иностранных дел Армении распространяет примитивные дезы относительно ситуации вдоль государственной границы.
Сообщения МИД отличаются не только предвзятостью, но и преднамеренным смещением акцентов. Оно не удивительно, ибо стилистика сообщений и заявлений армянских источников всегда отличается тем, что в них содержится разрушительный контент, из чего следует, что в регионе будто бы все обстоит плачевно и до мира между Арменией и Азербайджаном так же далеко, как от Южного Кавказа до Луны.
В очередной раз наделав шуму, армянское внешнеполитическое ведомство распространило заявление о гибели армянского солдата, который-де погиб от огня азербайджанских военных. Разумеется, ответственность возложили на азербайджанскую сторону.
Если вспомнить былое и перелистать хронику огневых эксцессов на пограничных участках и вдоль канувшей линии соприкосновения огня времен оккупации, то недолго прийти к выводу, что армяне всегда оказывались в роли обороняющихся, а азербайджанцы - в позиции провоцирующих обстановку. Так во всяком случае армянская сторона интерпретировала анатомию обострений, чтобы оправдать оккупацию азербайджанских земель. Но неоднократно враг, переоценивая себя, нарывался на серьезные удары Азербайджанской армии. В конце лета 2014 года череда огненных игрищ армянской армии завершилась тем, что оккупанты и их передовые силы получили по зубам, смирившись с большими потерями. И угомонились.
Далее были события апреля 2016 года, когда вдоль линии разграничения в Карабахе и прилегающих южных землях оккупанты заигрались и начались полномасштабные боевые действия. В результате вспыхнула четырехдневная война, в результате которой Азербайджанская армия освободила из-под оккупации свыше 2 тыс. гектаров своих земель. Стратегическая высота Ляля-тепе также была очищена от хайской скверны. Потери были с обеих сторон, однако переход стратегической высоты под контроль Азербайджана, а также освобождение села Джоджуг Марджанлы впоследствии сыграли добрую службу в освободительной второй Карабахской войне.
Наконец масштабные перестрелки в Товузском районе осенью 2020 года с применением специальных орудий и боевых расчетов показали, что оккупанты созрели для того, чтобы им свернуть шею. Враг не предполагал, на что идет и как неосторожно обращается с огнем в условиях хрупкого мира. Армянская военщина пересекла критические линии, и реакция официального Баку не заставила себя долго ждать. Агрессор полез на рожон и вызвал уже не адресный огонь, а нарвался на тщательно грамотные и спланированные действия Азербайджанской армии.
Так началась вторая Карабахская война, положившая начало долгожданной деоккупации территорий. Контрнаступательный порыв подлинных хозяев занятых агрессором земель было не остановить. А ведь до того Президент Ильхам Алиев настойчиво предлагал мирные переговоры, шел навстречу по чувствительным вопросам, выступил с инициативой обмена военнопленными и заложниками по принципу «всех на всех», на что Иреван отвечал категоричным отказом.
Из всего сложившегося положения следовал один вывод о том, что в кейсе армянского руководства не было ни единого документа, свидетельствующего о желании достигнуть компромиссов и мирно разрешить затянувшийся спор.
Ну а теперь-то что служит побудительным мотивом для новых провокаций? На дворе ведь поствоенная пора, неужели павшему агрессору снова хочется жару? Если да, неужели Никол Пашинян с его разобранной армией полагается на старые самоходные машины конца прошлого века? А может, на французские «Бастионы», от которых отказались даже африканские страны, как от некондиционной техники?!
Обращает на себя внимание тот факт, что в связи с военной провокацией, приведшей к гибели армянского солдата, в дело вступает официальный Иреван, хотя армянская сторона по логике вещей должна была ограничиться соответствующим сообщением военного ведомства. Подключение к приграничному инциденту внешнеполитического ведомства, хотя еще неизвестно, был ли инцидент на самом деле или же имели место внутриармейские армянские разборки, проливает свет на постановочную сущность факта. Иреван желает выжать из этой истории максимум политической выгоды для себя, чтобы снова разжалобить внешних патронов и поднять их гнев против Азербайджана, хотя он к делу отношения не имеет.
Министерство обороны Азербайджана, моментально опровергнув клеветническое обвинение, пояснило, из каких соображений в Армении вознамерились повесить всех собак на соседа. Высосав из пальца шокирующую дезинформацию, армянские военно-политические круги пытаются скрыть факты беспредела в армии и чудовищные масштабы дедовщины.
Армянская дипломатия серьезно хромает, причем на обе ноги, и в силу своего бессилия использует затертые приемы, чтобы выглядеть вполне самодостаточной, хотя в стране нарастает хаос и кристаллизация общества все круче набирает обороты. Муссируя угрозы, якобы исходящие от Азербайджана, официальный Иреван продолжает выдерживать паузу в расчете на счастливый поворот и обходит стороной судьбу предложений Баку. Однако шансов на то, что положение хоть как-то может измениться в пользу Армении, равны нулю.
Наконец, небезынтересно знать, в какой обстановке происходит новый всплеск армянской политической истерии. Не так давно окружение Никола Пашиняна запустило в обращение слух о возможности проведения досрочных парламентских выборов. Пока на официальном уровне никто еще не комментировал этот тезис. Известно, что до завершения нынешней каденции премьерства Пашиняна, равно как и сроков полномочия действующего парламента, время еще есть. Но по всему видно, что ход с досрочным роспуском национального собрания преследует несколько целей. С одной стороны, у главы кабинета появится шанс оправдать отлынивание от ответственности перед мирным соглашением и отложить его в долгий ящик. С другой - правящая партия «Гражданский договор» постарается размыть почву, на которой держится оппозиция, и этим лишить блоки «Армения» и «Честь имею» присутствия в парламентских покоях. Безусловно, в ход будут пущены механизмы фальсификации.
Идя на рискованный шаг, правящая сила сделает все возможное, чтобы не только отстоять власть, но и снабдить ее еще более сильными устоями. И если удастся этого добиться, то на Западе, где сегодня увлеченно воспевают расцвет «армянской демократии», удостоверятся в боеспособности Никола Пашиняна, а заодно переведут дыхание, мол, Армения на верном пути.
Наконец, Запад удостоверится в умении нынешней власти осуществить долгожданный разворот в сторону от России и Ирана, хотя в этом вопросе неясностей и дилемм намного больше, чем во всем остальном.
Как бы ни разворачивались события, армянский премьер ступил на путь перевода стрелок на новый полюс, уверенно возвещая, будто Иреван отныне должен стать внеблоковой страной. Для этого необходимо будет распрощаться с ОДКБ.
Пикантность момента заключается в том, что в стиле работы правящей команды обозначились отметины разнобоя, но никто громогласно в этом не сознается. Одно то, что первые лица исполнительной, законодательной, судебной и других институциональных ветвей власти пока молчат, говорит о том, что подковерная борьба уже начата. Но точной схемой дальнейших действий располагает сам премьер, который в последнее время охотно идет на маневры, иногда очень даже непонятные.
Возможно, он уже выстроил и защитную, и наступательную линию. Но удастся ли воспользоваться наработанным багажом? Как раз судьба этого вопроса зависит не от него, а выходит за рамки воображения видавших виды политиков и экспертов. Кажется, все интересное внутри армянского общества только начинается…