Ежедневная общественно-политическая газета
Ежедневная общественно-политическая газета
«Армянский вопрос» на Кавказе в годы Первой русской революции
Армянский террор бушевал и в других губерниях Южно-Кавказского мегарегиона. В секретном донесении помощнику начальника Кутаисского губернского жандармского управления Батумской области сообщалось об убийстве армянскими террористами 23 июля 1905 года чиновника Батумского отделения «Русского общества пароходства и торговли» Вереникина.
Еще раньше, в начале января 1905 года, армяне-террористы совершили покушение на армянина, управляющего отделением Тифлисского коммерческого банка. Причиной послужило отношение этого управляющего-армянина к секвестру: неподчинение антиправительственным призывам армянства, несогласие с возвращением церковного имущества армяно-григорианской церкви (АОПД УДП АР, ф.276, оп.8, д.61, л.70).
Армянские теракты в эти годы шли по восходящей в силу активного вооружения террористов-комитетчиков. Так, в телеграммах и секретных донесениях начальника Бакинского жандармского управления полковника Глобы указывалось, что армяне-террористы создавали склады оружия, изготовляли бомбы, перевозили оружие по железной дороге Южного Кавказа (АПД УДП АР, ф.276, оп.8, д.59, лл.1-5) и безжалостно расправлялись с теми своими сородичами, которые не подчинялись правилам армян-националистов. Во имя своих бредовых идей армянские националисты, насаждая страх, физически расправлялись с армянами - чиновниками кавказской администрации и силовых структур, не подчинявшимися требованиям дашнаков, точнее реализации бредовых идей армянства. Еще до начала Первой русской революции, в декабре 1904 года, был убит околоточный надзиратель Тифлиса Тер-Сааков. По агентурным сведениям Тифлисского охранного отделения, околоточный надзиратель был убит игдырскими террористами-дрошакистами. Еще раньше был убит армянами-террористами начальник Сурмалинского уезда Иреванской губернии Акопян (АОПД УДП АР, ф.276, оп.8, д.61, лл.56, 61). Начальник Тифлисского охранного отделения В.Лавров в своей записке директору департамента полиции А.А.Лопухину писал, что священники армяно-григорианской церкви г.Гори отказались отпевать Тер-Саакова, при этом не реагируя на мольбы отца убитого. Так, действуя по алгоритмам «армянского вопроса» и развивая интеллигибельную мечту армянства, церковь и террористы-националисты действовали в тандеме. Однако основной удар террористических актов армянских националистов был направлен против автохтонного населения Азербайджана - азербайджанских тюрков.
К началу 1905 года армянство решило на практике реализовать синергию «армянского синдрома» - террор и сепаратизм против азербайджанского народа. В годы Первой русской революции армяне-националисты открыто демонстрировали свою ненависть к азербайджанским тюркам. Не сумев реализовать свои авантюристические планы в Малой Азии на исходе XIX века за счет земель Османской империи, в начале XX века армяне намеревались реализовать свой коварный замысел на Кавказе за счет азербайджанских тюрков. Реалии свидетельствуют: антиазербайджанская тактика армянских националистов во главе с партией «Дашнакцутюн» привела к армяно-азербайджанскому конфликту 1905-1906 годов, в котором эта партия показала себя вдохновителем и носителем терактов и сыграла немалую роль во вспышке терроризма в этом межнациональном конфликте. Еще накануне армяно-азербайджанского конфликта армянские террористы неоднократно пытались совершать провокации, направленные против автохтонного населения Кавказа - азербайджанских тюрков. Следует отметить, враждебное отношение армян-националистов к азербайджанскому населению проявлялось еще до начала Первой русской революции, в марте 1903 года, до объявления секвестра на имущество армяно-григорианской церкви. Радикальный настрой армян, в частности, ярко проявлялся в Иреванской губернии (Вердиева Х.Ю. Переселенческая политика Российской империи в Северном Азербайджане. Баку, 1999, с. 134). В конце января 1905 года отправленные министру внутренних дел Российской империи телеграммы подчеркивали провокационные действия армян-инсургентов в отношении азербайджанских тюрков Иревани, а также предупреждали о предстоящих погромах, планируемых на 28 января (АОПД УДП АР, ф.276, оп.8, д.61, л.65). И все это происходило еще до начала армяно-азербайджанского противостояния в Баку. Провокационные действия армян-националистов распространялись и на другие губернии Азербайджана. Фактические материалы свидетельствовали, что «случаи убийства азербайджанских тюрков в целях террора сначала в гор. Баку, а затем и в других местах стали следовать одно за другим» (АОПД УДП АР, ф. 276, оп. 8, д. 265, л. 13). В период армяно-азербайджанского противостояния дашнакский террор свирепствовал также в Елизаветпольской губернии, где «армяне были отлично вооружены, а тайная их организация «Дашнакцутюн» творила беспредел и расправу над населением» (АОПД УДП АР, ф.276, оп.8, д.265, л.13). Сложившаяся социально-политическая ситуация в годы Первой русской революции в Кавказском мегарегионе, а также в губерниях Азербайджана отличалась непредсказуемостью и конфликтностью. Насажденный идеологами армянства в умы блуждающих армян миф о «великой Армении» толкал их на провокации против азербайджанских тюрков.
(Продолжение следует)