Роман ТЕМНИКОВ

Роман ТЕМНИКОВ

Все в руках Баку

Политика
26 Январь 2024
08:55
2048
Все в руках Баку

СОР29 может стать одной из самых успешных конференций по климату в истории 
 

Прошедшая в Дубае (ОАЭ) 28-я Конференция сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата (COP28) запомнилась жаркими дебатами представителей 198 сторон Конвенции о глобальном отказе от использования угля, нефти и газа. 

Большинство делегаций настаивали на жестких обязательствах - поэтапном отказе от ископаемого топлива и установлении пиковых значений для выбросов к 2025 году. Такой позиции придерживались как развитые государства, так и многие развивающиеся страны, которые исторически внесли наименьший вклад в объем выбросов парниковых газов, но больше других страдают от последствий изменения климата.
В то же время правительства некоторых стран, экономическое развитие которых зависит от использования ископаемых видов топлива, выступали за менее радикальный вариант поэтапного отказа от «неослабевающего» ископаемого топлива. Этот шаг позволил бы использовать грязные источники энергии при условии широкого применения технологий удаления выбросов. И, что удивительно, главным сторонником такого компромиссного подхода к определению будущего использования ископаемого топлива были Объединенные Арабские Эмираты.

Очередная конференция - СОР29 пройдет в ноябре этого года в Баку. Как принимающая сторона Азербайджан также понимает, что существует определенная планка ожиданий. Есть ответственность за продолжение процесса таким же успешным образом. Соответственно, в Баку планируют, что центральной темой COP29 станет обсуждение механизмов финансирования.
Свое мнение по поводу происходящего в интервью газете «Бакинский рабочий» высказала старший научный сотрудник Оксфордского института энергетических исследований (Великобритания) Гюльмира Рзаева.
- Несмотря на все разговоры о сокращении выбросов углекислого газа отдельными странами и регионами, ситуация в планетарном масштабе не улучшается, наоборот, становится хуже. Так, если в 1995 году, когда родилась коAнференция COP, выбросы углекислого газа в атмосферу составили 23 млрд метрических тонн, то по итогам 2023 года общий объем составил около 37 млрд тонн, что означает прирост на 60%. Выходит, что планы по сокращению выбросов провалились. Почему?
- Действительно, за последние десятилетия выбросы парниковых газов в атмосферу еще более увеличились. Это свидетельствует о том, что чем дальше будет откладываться принятие серьезных мер по борьбе с изменением климата, тем более сложным станет имплементировать проекты, как по адаптации к уже происходящим изменениям климата, так и по смягчению последствий. Один из самых распространенных аргументов заключается в том, что те страны, которые более всех увеличили выбросы СО2 в атмосферу Земли, должны взять на себя наибольшую долю ответственности в решении этой проблемы. К таковым в первую очередь относятся США, на долю которых приходится больше выбросов СО2, чем в какой-либо другой стране, - 400 млрд тонн с 1751 года, который в мире принято считать в качестве отправной точки процесса индустриализации. Тем самым на долю США приходится 25% от общего объема выбросов СО2 за всю историю индустриализации мира. На втором месте идет Китай, на долю которого приходится вдвое меньше выбросов, чем на США. На третьем месте по масштабам загрязнения атмосферы в историческом плане находится Евросоюз. Однако в настоящее время именно ЕС вносит наибольший вклад в сокращение выбросов, уменьшив их объемы на 22%. 
В настоящее время к источникам больших выбросов СО2 в атмосферу относятся Индия и Бразилия, но в историческом плане ущерб атмосфере от них относительно мал. 
- В последнее время наряду с углеродом в парниковом эффекте обвиняется и природный газ - метан. Причем на уровне Программы ООН по окружающей среде настойчиво внушается мысль, что сокращение выбросов метана необходимо проводить в первую очередь за счет снижения добычи нефти и газа. Как это отразится на нефте- и газодобывающих странах, к которым относится Азербайджан?
- Как известно, основной движущей силой изменения климата является парниковый эффект. Дело в том, что некоторые газы в атмосфере Земли действуют подобно стеклу в теплице, то есть улавливают солнечное тепло, но не дают ему покинуть земную атмосферу и уйти в космическое пространство. Многие из парниковых газов естественным образом встречаются в природе, но деятельность человека приводит к увеличению концентрации некоторых из них в атмосфере Земли. На первом месте по количеству стоит СО2 (углекислый газ), а на втором - метан, на него приходится примерно 30% доли в повышении температуры со времен промышленной революции, а быстрое и устойчивое сокращение выбросов метана является ключом к ограничению потепления и улучшению качества воздуха. 
Что касается Азербайджана как страны, добывающей углеводороды (нефть и газ), то сокращение добычи нефти и газа в нашей, а также в некоторых других государствах практически не отразится на уровне глобального потепления, так как вклад Азербайджана и еще нескольких 
нефтегазодобывающих стран в процесс климатических изменений просто ничтожен. 
Однако в борьбе с потеплением необходимы глобальный подход и равное участие всех стран мира. То есть, нельзя сказать, что если отдельные государства сократят добычу нефти и газа, то какое-то влияние на климат произойдет. Такое возможно только в том случае, если США, Китай или ЕС серьезно сократят выбросы парниковых газов, тогда это может серьезно отразиться на атмосфере Земли. И говорить в этом смысле о других отдельных государствах, особенно таких маленьких, как Азербайджан, конечно, не приходится.
Другое дело, если при добыче ископаемых энергетических ресурсов, в том числе нефти и газа, все государства, в том числе и Азербайджан, будут стремиться свести вредные выбросы к минимуму, а при использовании ископаемого топлива - практически полностью предотвратить эти выбросы благодаря использованию технологий по улавливанию и захоронению СО2. Если страны, добывающие ископаемое топливо, в том числе нефть и газ, будут использовать вышеперечисленные новейшие технологии, то это поможет сократить в мировом масштабе выбросы парниковых газов, а в долгосрочной перспективе будет способствовать очищению атмосферы и предотвращению климатических изменений. 
- Как вы оцениваете итоговый документ СОР28, предписывающий отказ от использования ископаемого топлива к 2050 году? Насколько это реализуемо?
- Энергетические вопросы на СОР28 были самыми спорными. Даже итоговое коммюнике СОР28  включает в себя как подведение итогов текущих выбросов, так и стратегии, направленные не только на смягчение последствий изменения климата, но и на адаптацию к этим изменениям, финансирование развивающихся стран, а также развитие международного сотрудничества для поддержания темпов постановки все более амбициозных целей отдельными странами. 
Надо сказать, что СОР признает, что ограничение глобального потепления до 1,5 градуса без превышения или с ограниченным превышением вышеуказанного температурного порога требует глубокого, быстрого и устойчивого сокращения глобальных выбросов парниковых газов на 43% к 2030 году и на 60% - к 2035-му по сравнению с 2019 годом, а также достижение нулевого выброса к 2050 году. 
Этих показателей будет очень сложно и почти невозможно достичь по той причине, что в настоящее время текущие определяемые на национальном уровне добровольные обязательства каждой страны по сокращению выбросов к 2030 году в среднем составляют всего 2% по сравнению с 2019-м. В то время как СОР28 приняла решение о сокращении на 43%. Налицо огромное несоответствие обязательств на глобальном и национальном уровнях. Соответственно, наш мир очень далек от достижения задуманных планов на 2030 год и тем более планов на 2050-й. 
Вопрос отказа от ископаемого топлива был, наверное, самым спорным на СОР28. На конференции было агрессивное лобби, выступающее против ископаемого топлива. Они утверждали, что лоббисты ископаемого топлива и компании, занимающиеся его добычей, вообще не должны присутствовать на СОР28. В то время как люди, именующие себя реалистами, напротив, убеждали всех, что ископаемое топливо есть и будет оставаться частью энергетического баланса нашей планеты в течение еще какого-то времени, и потому нам необходимо иметь это в виду в ходе переходного периода. 
Необходимость сокращения выбросов метана и его сжигания на факелах также стала одной из ключевых тем СОР28. По этому поводу был принят ряд решений, важных для нефте- и газодобывающих стран. В частности, после принятия глобального обязательства по сокращению выбросов метана мне кажется, что данный вопрос прочно занял свое место в повестках дня стран и компаний по всему миру. Дело в том, что до СОР28 не так много внимания уделялось вопросу метановых выбросов. 
- Споры в рамках СОР28 показали, что произошло разделение стран мира на две неравные части: развитые, обладающие всеми необходимыми технологиями по энергопереходу, и остальные государства, не обладающие такими технологиями и использующие традиционные энергоресурсы. Как можно примирить обе группы ради достижения целей климатической повестки дня?
- Еще один серьезный спор на СОР28 имел место между представителями развивающихся и развитых стран. Представители развивающихся стран заметили, что при справедливом энергетическом переходе развитые страны не могут просто ждать и смотреть, как развивающиеся страны будут совершать экономическое самоубийство, согласившись на быстрый отказ от использования своего самого важного энергетического ресурса - ископаемого топлива. С этой точки зрения единственным способом примирения, на мой взгляд, является достаточное финансирование энергоперехода развивающихся стран со стороны развитых стран. Эта проблема продолжала оставаться источником раздражения и недоверия между глобальным Югом и глобальным Севером. Разговор об этом заходил и на предыдущих СОР, но именно на СОР28 обсуждение этого вопроса в той или иной степени пронизывало каждую дискуссию. И хотя в итоговом документе СОР28 содержатся важные обещания по этому поводу, но все они также выявили все еще остающиеся пробелы в данном вопросе. Если амбиции, изложенные в программах по смягчению последствий, должны быть выполнены, тогда они должны быть профинансированы. Такова была четкая позиция 
развивающихся стран. 
В итоговом документе можно выделить два основных момента, касающихся решения существующей проблемы по энергопереходу у развивающихся стран. В частности, отмечается глубокое сожалению по поводу того, что цель по выделению $100 млрд развитыми странами к 2020 году для смягчения последствий энергоперехода в развивающихся странах так и не была достигнута. 
Второй момент заключается в растущем разрыве между потребностями глобального Юга (развивающиеся страны) и глобального Севера (развитые страны). В частности, развивающимся странам на то, чтобы внести свой вклад в дело сокращения выбросов, необходимо $5,8-5,9 трлн на период до 2030 года. Принимая во внимание тот факт, что на выполнение обязательств по сокращению выбросов осталось всего 6 лет, то в течение этого срока развивающимся странам понадобится около $1 трлн ежегодно, что в 10 раз превосходит сумму предыдущих обязательств развитых стран, так и не выполненных. Это еще раз подчеркивает проблемы, стоящие перед всем человечеством, так как деньги развивающимся странам нужны огромные, а выделяется всего мизер.
- Как одно из средств борьбы с выбросами парниковых газов предлагается ввести особый налог - углеродный и метановый сбор. Каково ваше отношение к введению европейцами «зеленых» налогов и сборов?
- По этому вопросу тоже было много обсуждений и разочарований. Теплилась надежда, что на СОР28 статья 6 Парижского соглашения, считающаяся основной для создания глобального рынка торговли углеродом, будет окончательно введена в действие вместе с соглашением по техническим вопросам, связанным с измерением, отчетностью, и прозрачностью, чтобы избежать двойного налогообложения. 
Тут также следует отметить три наиболее важных параграфа статьи 6, касающихся взаимоотношений между странами, компаниями и нерыночными субъектами, связанными с компенсацией выбросов углерода, которые остались нерешенными после СОР27. Эти моменты обсуждались весь 2023 год, однако СОР28 оказалась еще одним разочарованием, так как доверие к добровольному углеродному рынку пострадало из-за серии скандалов вокруг распределения фондов и средств вследствие выявления различных коррупционных схем распила средств фонда.
Выявленные недостатки говорят о том, что страны, как и ранее, смогут осуществлять трансграничные обмены углеродными квотами, но отсутствие инфраструктуры углеродного рынка для многих государств остается проблемой, которая так и не была решена в Дубае. 
- Решение провести в Баку COP29 привело к тому, что некоторые враждебные нашей стране силы начали кампанию очернения Азербайджана. Их главный «аргумент» - нефтегазодобывающая страна не может быть истинным драйвером «зеленой» энергетики, и проведение подобного глобального мероприятия в нефтегазодобывающей стране не сочетается с целями Климатического саммита ООН. Каково ваше мнение на этот счет?
- Нечто похожее имело место и вокруг ОАЭ, также являющихся нефтедобывающей страной, когда Эмираты были выбраны местом проведения СОР28. Также возник вопрос и по поводу президента этого мероприятия - Султана Ахмеда аль-Джабера, занимающего должность президента госнефтекомпании ADNOC. В связи с этим появилось много негативной информации в прессе, способной привести к срыву мероприятия. Но все обошлось. А уже итоги СОР28 продемонстрировали всему миру, что страны-производители ископаемого топлива оказались вовлечены в обсуждение климатической тематики гораздо больше, чем это представлялось многим климатическим НПО. В конце мероприятия страны и компании, производящие ископаемое топливо, даже стали частью консенсуса, предусматривающего переход от ископаемого топлива к возобновляемым источникам энергии. Более того, производители углеводородов объявили о своих обязательствах, способных оказать влияние на сокращение выбросов, если эти обещания будут выполнены. 
Заметьте, что все эти достижения были получены во время климатической конференции именно в нефтедобывающем государстве, каковым являются ОАЭ. Так что не нужно обращать внимания на критику в адрес Азербайджана, напротив, следует упорно работать над повесткой СОР29 для достижения максимально возможных результатов. 
- Каких успехов можно ожидать от СОР29 в Баку?
- Очень хочется, чтобы СОР29 стала успешнее предыдущих климатических конференций. Для достижения этого необходимо так направить обсуждение национальных планов отдельных государств, чтобы они взяли на себя очень амбициозные планы по сокращению эмиссии парниковых газов в атмосферу. 
Несомненно, в повестке дня СОР29 будет и вопрос финансирования, и эта конференция станет очень успешной, если будет принято какое-то обязательство по финансированию энергоперехода развивающихся стран. Но только это должно быть не на волонтерской основе, а стать именно обязательством богатых фондов и развитых стран. И суть финансовой помощи заключается не только в уменьшении эмиссии парниковых газов, но и в адаптации к уже наступившим климатическим изменениям тех стран, которые страдают от уже случившихся климатических изменений. Выход я здесь вижу прежде всего в том, чтобы основные виновники загрязнения атмосферы парниковыми газами как раз и должны выделить основную часть необходимых финансовых средств в Фонд адаптации.    
Не менее важными и ожидаемыми станут обсуждения по окончательному принятию решения о формировании углеродных рынков. Еще одним важным вопросом стало бы привлечение Всемирного банка к финансированию энергетического перехода в развивающихся странах и устранению последствий потепления климата в нуждающихся государствах. 
Если все эти вопросы найдут свое решение в Баку, то СОР29 станет одной из самых успешных в истории.

Экономика
Новости