Армянский Риббентроп

Политика
02 Февраль 2024
11:16
1110
Армянский Риббентроп

Пашинян в очередной раз пытается поставить телегу впереди лошади

Пашинян предложил властям Азербайджана заключить пакт о ненападении в случае затяжных переговоров по мирному урегулированию и ввести механизм взаимного контроля над вооружениями.

В то же время перед лицом сложившейся в ПАСЕ невыносимой атмосферы расизма, азербайджанофобии и исламофобии делегация Азербайджана приняла решение прекратить свое взаимодействие и присутствие в ПАСЕ до дальнейшего уведомления. 
В настоящее время Баку обсуждает политические и правовые параметры выхода Азербайджана из Совета Европы и отказа от признания юрисдикции Международного суда в ответ на предвзятое отношение к Азербайджану и необоснованные обвинения в ПАСЕ.
Свою точку зрения на происходящее в интервью газете «Бакинский рабочий» выразил руководитель Аналитического центра 3-rd View, востоковед Рауф Раджабов.

- Чего добивается Пашинян?
- Премьер Армении прекрасно понимает, что до конца текущего года мирный договор с Азербайджаном должен быть подписан. Также, если не он сам лично, то его окружение уж точно осознают тот факт, что в конце года смена администрации в Вашингтоне неминуема, а в будущем году проиграет выборы нынешняя правящая «светофорная» коалиция в Германии. Тем более они понимают, что после летних выборов в Европарламент изменится не только законодательный орган ЕС, но и вся Европа в целом. Все это очевидно. 
Однако самое главное в том, что в следующем году истекает срок действия трехстороннего Заявления от 10 ноября 2020 года, после чего уже в ноябре 2025 года оно канет в Лету и тогда вокруг Армении возникнет пустота. Соответственно, до конца этого года мирный договор должен быть подписан. Но вместо ускорения переговорного процесса Пашинян планирует провести в этом году досрочные парламентские выборы. Но на выборы лучше идти с конкретной повесткой, определенными «успехами» на переговорах, так как еще в 2021 году Пашинян обещал армянскому народу мирную повестку как с Азербайджаном, так и с Турцией. Надо понимать, что без мирного договора с Азербайджаном не будет никакой нормализации отношений с Турцией. Потому именно армянские власти умоляют турок открыть границу хотя бы для обладателей дипломатических паспортов и граждан третьих стран, но Анкара неумолима. 
Еще одной проблемой Иревана, даже в случае подписания мирного договора с Баку станет Конституция Армении, так как уже подписанный договор не будет ратифицирован парламентом как антиконституционный, а Конституционный суд, несомненно, докажет это. В силу того, что до выборов Пашинян не успеет внести изменения в Конституцию, а соответственно и подписать мирный договор, то армянскому премьеру необходимо подписать хоть что-то, что можно было бы представить избирателям в качестве успеха. Этой цели может послужить «пакт о ненападении». И я уверен, что данную идею разработала и предложила Пашиняну соросовская группа. В данном пакте предлагаются взаимный отвод войск от линии условной границы, создание так называемой демилитаризованной зоны. То есть налицо некий эклектичный подход к разработке проекта, когда документ скраивается по кускам, позаимствованным из различных международных актов: тут можно найти заимствование из известного пакта Молотова-Риббентропа, демилитаризованной зоны на Голанских высотах и т.д.     
Таким образом, не представив ничего нового электорату, Пашинян может проиграть грядущие выборы. Уже сейчас все больше говорят о его возможном преемнике - Армене Григоряне, который, кстати, родом из Карабахского региона Азербайджана. Более того, в Армении уже складываются условия для проекта «консенсус-1», то есть вся оппозиция объединится вокруг обсуждаемых в обществе вопросов (изменение Конституции и др.), а «-1» - это будет именно Пашинян. 
- Какую цель преследует Иреван, предлагая Баку ввести механизм взаимного контроля над вооружением?
- Данный механизм также является частью вышеупомянутого проекта роекта Фонда Сороса. Однако, как показывает международно-правовая практика, пакты о ненападении, как правило, подписывают между собой государства, находящиеся в разных военно-политических блоках. Данное условие отсутствует в азербайджано-армянских отношениях. А соглашение о взаимном контроле над вооружением по установившейся практике подписывают уже после заключения мирного договора. Так что говорить о подписании данного документа до того, как заключен мирный договор между Азербайджаном и Арменией, - это не что иное, как попытка поставить телегу впереди лошади. Такая торопливость, а отсюда и непродуманность предложенных документов говорят об одном - Пашиняну позарез необходимо хоть что-то подписать с Баку, чтобы предъявить своим избирателям и победить на выборах. В то же время он понимает, что Азербайджан никогда не подпишет мирный договор, где в качестве гарантов будут указаны третьи страны - Германия, Франция, ЕС, Великобритания, США.    
- По известным причинам азербайджанская делегация вынуждена была приостановить свою деятельность в ПАСЕ. Почему в данной европейской структуре царят азербайджанофобия и исламофобия?
- У происходящего в ПАСЕ есть несколько причин. Во-первых, это непосредственно связано с азербайджано­-армянским мирным урегулированием, являясь по сути давлением на Баку, чтобы азербайджанская сторона согласилась на участие ЕС в подписании мирного договора в качестве третьей стороны и чтобы именно ЕС выступал в качестве гаранта выполнения данного договора. Это очень важно для ЕС, так как поможет повысить им свой престиж и утвердиться в Армении и Грузии, а соответственно - и на Южном Кавказе. Однако без контроля над Азербайджаном, над политическими и экономическими решениями, принимаемыми в Баку, вся остальная выстраиваемая ими в регионе конструкция посыплется как карточный домик. Таким образом, задуманный европейцами вариант мирного договора будет в первую очередь выгоден именно ЕС и Армении. Еще год назад, выступая в Берлине, Пашинян заявил, что европейцы должны ему помочь, чтобы он не выглядел проигравшим при подписании мирного договора с Азербайджаном. Со­ответственно, все усилия европейцев в рамках мирного процесса сводятся к тому, чтобы представить Иреван победившей стороной.  
Во-вторых, это вмешательство во внутриполитические дела Азербайджана - все связано с существующей в стране политической системой, гражданским обществом, грядущими президентскими выборами, а также касается проводимых реформ, энерготранспортных вопросов, логистики и транспорта. Очевидно, что ПАСЕ действует не сама по себе в этих вопросах, а под диктовку из Брюсселя, являясь лишь инструментом в руках еврочиновников от ЕС.
В-третьих, - нанести имиджевые потери нашей стране. В последние годы авторитет Азербайджана поднялся на небывалую высоту. Теперь мы - победоносная нация, победоносная страна во главе с победоносным Верховным Главнокомандующим. Потому европейцы хотят нанести удар по этому имиджу, что говорит об их коварстве, которое, как и их исламофобия, берет свое начало с эпохи крестовых походов. Просто сейчас по сравнению со средними веками все это коварство завернуто в красивую обертку из правильных слов о демократических ценностях и т.д. Но в реальности это является не более чем болтовней. 
- Следует ли Азербайджану в этой ситуации выйти из Совета Европы?
- Не думаю. Разумеется, ход нашей делегации в ПАСЕ, заявившей о приостановке своей деятельности в этом европейском институте, был прагматичным. Нам надо просто потерпеть, дождаться итогов выборов в Европарламент в июне этого года, формирования Европейской комиссии - посмотреть, кто ее возглавит, кто будут еврокомиссары, какие силы станут влиять на принятие решений в Европарламенте, ПАСЕ. Вот тогда и надо будет решать, что делать дальше: возвращаться в ПАСЕ или нет? 

 

Экономика
Новости