Ежедневная общественно-политическая газета
Ежедневная общественно-политическая газета
НПО Южного Кавказа против незаконной горнорудной промышленности Армении
Неправительственные организации всего региона объединились против тотального загрязнения предприятиями горнорудной промышленности Армении окружающей среды с намерением добиться сокращения губительных стоков в реки Южного Кавказа.
Как сообщают местные информационные агентства и телеканалы, в частности СВС, АЗЕРТАДЖ, АРА и другие, ширится формат коалиции защитников природы Environmental Protection First.
В структуру, основанную в августе 2023 года, сегодня входят 19 отечественных неправительственных организаций, а еще 49 иностранных, в том числе армянских, НПО и экологических активистов полностью поддерживают ее ценные инициативы. Лидеры гражданского общества крайне справедливо озабочены тем, что правительство соседней страны не только не прекращает, но и наращивает преступную деятельность предприятий, наносящих ущерб окружающей среде, не выполняя возложенных на него прямых обязательств, вытекающих из международных конвенций.
Президент Ильхам Алиев, отвечая на вопросы экспертов на декабрьском международном Форуме «Карабах: Возвращение домой спустя 30 лет. Достижения и трудности», организованном Университетом AДA совместно с Центром анализа международных отношений, дал всеобъемлющую оценку деструктивной позиции не только правительства, но и реваншистского общества соседней страны, до сих пор считающего азербайджанцев врагами.
«За десятилетия незаконной оккупации они нанесли наибольший ущерб территориям, где ранее проживало азербайджанское население, - под корень вырублено более 60 тыс. га лесов Лачина, Кяльбаджара и Зангилана. Это достоверная информация из анализа, основанного на спутниковых изображениях до и после оккупации, а также на нашем физическом мониторинге. Крайнюю озабоченность вызывает намеренное загрязнение трансграничных рек, особенно протекающей по территории Зангилана реки Охчучай, которая временами окрашивается в желтый цвет, а это действительно экологическая катастрофа для всего региона. Кроме того, на оккупированных землях была незаконная перерабатывающая промышленность, причем заводами владели не только местные лидеры сепаратистов, но и представители армянской диаспоры из разных стран. Так что у нас немало фигурантов для привлечения к ответственности: мы понимаем, что это долгий процесс, но упорно преследуем для полного восстановления справедливости», - сказал глава государства.
Понятие «преднамеренный ущерб» наиболее точно подходит под определение того, почему правительство Армении не только не сворачивает вредное производство на трансграничных территориях, включая Турцию, Нахчыванскую автономию, а также Карабах и Восточный Зангезур, но и поощряет открытие новых предприятий под эгидой иностранных государств. Армянское воображение, воспаленное «тюркской опасностью», вообще переходит границы нормального восприятия действительности, так как они на этой почве с советских времен объявили беспощадную войну озеру Гейча (Севан) и бальнеологическому курорту Истису (Джермук) на реке Арпачай, век назад переданные советской властью Армянской ССР ради «дружбы народов». Если раньше Гейча называлась «голубой жемчужиной Кавказа» и была крупнейшим в регионе источником пресной воды на высоте около 2 тыс. м, советская Армения умудрилась использовать его не по назначению. По задумке местных гидромелиораторов, за 50 лет уровень водоема должен был упасть в пять раз, чтобы от по-настоящему пресного моря (местные азербайджанцы до сих пор называют его дениз) с уникальной флорой и фауной осталась бы «лужа» площадью менее 300 кв. км. Освободившиеся земли «новаторы» собирались использовать для высадки ореховых и дубовых рощ, но их задумку по превращению величественного водоема в болото личным распоряжением приостановил советский лидер той поры Никита Хрущев и озеро обмелело лишь наполовину.
Но уже в годы независимости, а точнее в 2006 году, геологи обнаружили так называемое Амулсарское (на тюркских языках Амулдаг) месторождение золота, а министерство экономического развития поспешило обрадовать население - оно должно было принести в казну сотни миллионов долларов в год. При этом у них была тайная цель - лишить тюркский мир памяти о народном море и о целительных свойствах Истису, куда в былые времена приезжала вся тюркская и зарубежная знать.
На днях коалиция Environmental Protection First обратилась к премьер-министру Армении Николу Пашиняну с требованием провести расследование и определить размер ущерба, нанесенного окружающей среде в результате непрозрачной деятельности вверенных иностранным инвесторам горнодобывающих предприятий у озера Гейча. Вероятно, такой подход позволит решить проблему очистки воды, которая не находит решения уже много лет, считают авторы открытого письма.
Наступательная позиция активистов гражданского общества имеет веские основания быть. Во-первых, налицо их несомненный успех в ходе почти четырехмесячного стояния на лачинской дороге, поставившего заслон вывозу из Карабаха сотен тысяч тонн руды драгоценных металлов, после чего на реке Хаккари был поставлен пограничный контрольно-пропускной пункт «Лачин», смешавший все карты армянской диаспоры и ее заступников. А во-вторых, создан прецедент, когда Никол Пашинян, хоть и опосредованно, тем не менее лично ответил на совместные протесты армянских и азербайджанских общественных организаций и экологических активистов, связанные с загрязнением пресноводных ресурсов в результате эксплуатации месторождения Амулдаг без соблюдения экологических норм.
В ходе заседания правительства он признал, что сточные воды сбрасываются в озеро Гейча без предварительной очистки, а также согласился с тем, что вопреки многолетним обсуждениям у бедной Армении нет необходимых средств и ресурсов на очистку. Глава правительства подчеркнул, что, несмотря на участие международных партнеров в процессе очистки воды, через определенное время озеро снова загрязняется.
Любопытно, однако… Закупать оружие у России, а в последнее время у Франции и Индии, превращая регион в пороховую бочку, деньги имеются, причем армянские парламентарии похваляются этим, а на то, чтобы восстановить экологическую нишу переданного им когда-то азербайджанского озера, средств нет.
Как сказал в интервью СВС председатель НПО «Устойчивое развитие» Фикрет Джафаров, Амулсарское месторождение является сульфидным, с наличием огромного количества серы. А это значит, что при открытой разработке (другого способа временщики пока не придумали) все поверхностные воды и осадки сразу же просачиваются в толщу пород, растворяя в себе серу, которая попадает в речную сеть, включая Арпачай, на которой стоят курорт Истису (Джермук) и его пока живописные окрестности. Иными словами, весь Южный Кавказ сталкивается с неуправляемыми рисками, так как природа сама по себе не имеет механизма быстрого самоочищения от тяжелых металлов, а воздействие токсичных продуктов питания проявляется через десятки лет в форме онкологических заболеваний, поражения репродуктивной и наследственной функций. В словах ученого есть огромная доля правды хотя бы потому, что мы живем в единой экологической нише, и желание безответственного армянского правительства «отомстить туркам» обязательно отразится и на населении их же собственной страны. Более того, исторически курортный городок Джермук имеет все шансы превратиться в шахтерский населенный пункт, не представляющий регионального значения.
Продолжающаяся агрессия Армении в отношении единой экосистемы Южного Кавказа связана с практическим безразличием международных организаций к этому процессу, что повлекло цепь больших катастроф в регионе.
Выступая во время председательства в Движении неприсоединения в рамках общих дебатов 76-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в сентябре 2021 года, Президент Ильхам Алиев прямо обвинил Армению в учинении на бывших оккупированных территориях Азербайджана самого настоящего геноцида против окружающей среды. Привлекая внимание участников сессии к экологическим преступлениям соседней страны, глава государства сказал: «Парламентская ассамблея Совета Европы, приняв в 2016 году резолюцию под названием «Намеренное лишение воды жителей прифронтовых районов Азербайджана», потребовала от правительства Армении положить конец использованию водных ресурсов в качестве инструмента политического влияния или давления, однако официальный Иреван полностью проигнорировал важный упреждающий документ и продолжал использовать Сарсангское водохранилище как инструмент гуманитарного и экологического терроризма. Намеренно открывая водохранилище в зимние месяцы, Армения создавала наводнение на прилегающих территориях и, перекрывая воду в летние месяцы, лишала воды хозяйства и людей, проживавших в бывшей прифронтовой зоне. Кроме того, основательно загрязняя трансграничную реку Охчучай, Армения подвергает не подлежащей восстановлению деградации всю экологическую систему территории Азербайджана, по которой протекает водная артерия. К сожалению, в этом преступлении участвуют и некоторые иностранные компании, а правительства представляемых ими стран не реагируют должным образом на поступающие сигналы».
Иными словами, искусственный экологический кризис, который Армения намеренно хочет создать не только для нашей страны, но и для всех ареалов проживания тюркского этноса (в том числе Турция, Грузия и Иран), следует рассматривать не иначе, как экологическую агрессию - откровенно враждебную деятельность, направленную на создание зон бедствий на территории всех сопредельных субъектов международного права. И делается это осознанно и на уровне национальной ментальности, так как промышленные отходы и сточные воды сбрасываются непосредственно в реки в связи с прекращением деятельности двух десятков водоочистных станций в соседней стране.
Можно понять логику Никола Пашиняна, когда он сетует, что неконтролируемое использование сети водоснабжения, в том числе на муниципальном уровне, связано с неразвитой инфраструктурой и большими потерями. Но когда медно-молибденовые и биологически загрязненные отходы химических, горнорудных и сельскохозяйственных объектов плюс больницы городов Кафан и Каджаран (включая деревни) направляются непосредственно в реку Охчучай, протекающую по территории Зангиланского района, это уже серьезное обвинение. Соседняя страна намеренно превратила в «мертвую зону» бассейн реки, почти 500 кв. км водосборной площади которой подвержено тотальному уничтожению, в результате чего местная микрофлора и фауна полностью уничтожены, а процесс естественного самоочищения остановлен.
То же самое происходит с рекой Ханашен, текущей с запада на восток вблизи районной больницы освобожденного от оккупации Ходжавендского райцентра. В результате неконтролируемой тридцатилетней деятельности животноводческого и свиноводческого комплексов, а также сброса сточных вод и отходов там даже появилось довольно большое смрадное «озеро». Армения намеренно загрязняет и реку Араз, текущую через горные отроги Турции и далее через Нахчыван, Иран, равнинные районы Азербайджана, после чего впадает в Каспий. Так вот еще правительство Роберта Кочаряна с целью «навредить всем туркам» изменило направление реки Воскерара в сторону Сарсангского водохранилища в качестве средства давления, искоренив в некогда богатом водоеме все виды амфибий, прежде всего рыб.
Но самое главное - расположенный в сейсмической зоне Армении, в том числе рядом с технологически истощенной Мецаморской АЭС, весь регион Южного Кавказа подвержен нешуточным рискам, став одним из самых опасных мест для биологического разнообразия на планете. Не случайно, что в августе 2016 года мировая пресса после обнародования вышеупомянутой резолюции ПАСЕ дала четкое определение текущему состоянию электростанции, сравнив его перспективы с утечкой на АЭС «Фукусима-1» в Японии.
Правительство Армении не особо реагирует на эти и другие сигналы по двум причинам: во-первых, оно не контролирует активы госмонополий РФ, имея долгосрочные договоры с ними, а во-вторых, игнорирует предупреждения мировой общественности в ожидании помощи богатых иностранных инвесторов, которые придут и вырулят ситуацию в последний момент перед катастрофой.
Между тем оно в немалой мере несет ответственность за региональную экологическую безопасность хотя бы потому, что если на Азербайджан приходится всего лишь 10% всех водных ресурсов Южного Кавказа, на соседнюю Армению - почти треть. Более того, 70% поверхностных водных ресурсов нашей страны формируется за ее пределами и проникает на территорию в загрязненном виде, причиной чему являются не только сельскохозяйственные и бытовые, но по большей части промышленные отходы в реках Кура и Араз, богатые отравляющими химическими элементами и соединениями.
Если брать региональный масштаб, то в Армении с учетом вырабатываемых там особо грязных промышленных отходов, являющихся источником экологической катастрофы, в том числе для Турции, Грузии, Ирана, Южного Кавказа и даже Каспийского региона, должен быть установлен серьезный международный экологический контроль, не ограничивающийся мониторингами.
Потому вовсе не случайно расширение формата деятельности коалиции защитников природы Environmental Protection First, которая становится не только интернациональной, но и полезной - Пашинян ведь тоже не «политик по рождению», а пришел в нее из гражданского общества и, возможно, поймет тех, кто с ним говорит на понятном ему языке. И даже если экологические активисты не достучатся до его премьерского сердца, их поддержат защитники природы глобального масштаба, а тут уже точно можно рассчитывать на успех.