Ежедневная общественно-политическая газета
Ежедневная общественно-политическая газета
Странам, страдающим от колониальной зависимости, есть чему поучиться у Баку
Благодаря усилиям официального Баку продолжает шествие по планете победная поступь национально-освободительного движения, дающая угнетенным народам шанс ощутить себя полноправными членами мирового сообщества.
Седьмая по счету Международная конференция «Деколонизация: начало возрождения» под эгидой Бакинской инициативной группы Движения неприсоединения на сей раз была организована в Стамбуле и, надо сказать, с задачей доведения до мировой общественности голосов регионов, пострадавших от бывалого колониализма на
новый лад, справилась отлично.
Президент Ильхам Алиев немало времени уделяет борьбе с сегрегацией по всем направлениям, в том числе в рамках гендерного равенства.
Обращаясь 21 ноября минувшего года к участникам Международной конференции на тему «Деколонизация: усиление женщин и развитие», глава государства выразил свое отношение к искусственно создаваемому неравенству между народами со стороны ряда постоянных членов Совбеза ООН, прежде всего Франции.
«Минули столетия, но постыдные методы французского колониализма продолжаются до сих пор, поскольку политика и образ мышления не изменились, так как эта страна не может отказаться от трека эксплуатации, не уважает стремление к свободе и права народов, проживающих за пределами Европы, в заморских общинах на пространствах Тихого, Индийского и Атлантического океанов, прилагая все усилия, чтобы помешать реализации свободолюбивых устремлений. Она настолько грубо вмешивается во внутренние дела бывших колоний в той же Африке, препятствуя достижению стабильности, что примеры местных политиков о колониальных замашках Парижа вызывают ужас. Более того, Франция нарушает стабильность даже на территории Южного Кавказа, к которому не имеет никакого отношения, поддерживая сепаратистские тенденции и самих сепаратистов, проводя политику милитаризма, вооружая Армению и поощряя местных реваншистов, готовя почву для развязывания новых войн в нашем регионе. В то же время Франция предвзято злоупотребляет своим статусом постоянного члена Совбеза ООН, занимаясь всюду геополитическими интригами и пытаясь использовать структуры коллективного Запада в качестве средства давления против чуждых ей государств», - сказал глава государства.
Так уж исторически сложилось, что национально-освободительное движение сформировалось в послевоенные советские времена, но и оно было выборочным - в то время, как идеологический аппарат ЦК КПСС «клеймил» бывшие бельгийские, британские и испанские владения, к французским «шалостям» относился весьма снисходительно. Так появился термин «франсафрика» (фр. Françafrique) - система неформальной опеки Парижа как над своими бывшими колониями, так и колониями упомянутых метрополий. По результатам двусторонних договоров (открытый подкуп «президентов», вмешательство наемников в «выборы» и пр.) Франция получала эксклюзивное право как на разработку местных недр, так и на местные рынки сбыта. Немалую роль в сохранении влияния Парижа играли французские вузы, где обучались в том числе современные представители африканской элиты и интеллигенции. Несмотря на то, что президент Франсуа Олланд в 2012 году официально заявил о конце пресловутой «франсафрики», тем не менее с этим проектом связаны военные операции в Мали, Буркина-Фасо, Центрально-Африканской Республике, Чаде, Нигере и ряде других государств с 2014 по 2022 год. И вот как раз два года назад первые военные подразделения ушли из Мали, Буркина-Фасо, а затем и Нигера ввиду резкого ухудшения отношений с Парижем, в том числе требования к президенту Эмманюэлю Макрону отозвать своих послов.
И тут немаловажен фактор влияния официального Баку на очередную волну подъема самосознания целого ряда африканских народов по причине того, что Азербайджан, около 13 лет являющийся наблюдателем в Африканском Союзе, в который входят 54 страны при четырехлетнем образцовом председательстве в Движении неприсоединения, считается образцом доверительных двусторонних и многосторонних отношений. Понятно, что взгляд с высоты Елисейского дворца на снижение уровня французского влияния на Черном континенте не может быть положительным, но «каков привет, таков ответ» - вот правила игры, которые следует усвоить официальному Парижу.
Франция, имеющая крупную армянскую диаспору, дистанционно высказывалась в поддержку Армении еще осенью 1987 года посредством интервью «академика» Абеля Аганбегяна о «невозможности пребывания «НКАО» в составе нашей республики, а с распадом СССР делала все возможное для дискредитации зарождающегося независимого Азербайджана, хотя экономически крупнейшие французские компании привязаны не к бедненькому Иревану, а к состоятельному Баку, что вполне естественно. По состоянию на конец прошлого года, частные инвестиции этой страны в нефтегазовый сектор на западных берегах Каспия оцениваются в $2 млрд, а в реальную (ненефтяную) экономику - примерно в $200 млн, причем последняя цифра вполне сопоставима с суммарными вложениями французских предпринимателей в две другие страны Южного Кавказа.
А поскольку отказ от двустороннего товарооборота с официальным Баку может больно ударить по Парижу серьезными финансовыми потерями, первую скрипку институциональной ненависти к Стране огней играет тандем французского Сената и Европарламента, принявших на двоих с десяток бестолковых резолюций.
Здесь следует сразу же оговориться: двусторонние деловые связи построены таким образом, что потери французского бизнеса будут несоизмеримо больше, так как на товарооборот страны пармезана с нами приходится более двух третей всей региональной торговли и любые гипотетические санкции против Баку в первую очередь ударят по французским экспортерам.
В докризисном из-за пандемии 2019 году двусторонний товарооборот, за сезон увеличившись на пятую часть, достигал 750 млн евро, причем удельный вес экспорта французской продукции многократно превосходил импорт. И еще - в силу ряда объективных причин рынок страны мыльных пузырей в последнее время не относится к стратегически важным по поставкам энергетического сырья, и в этом смысле Франция не идет ни в какое сравнение по объемам поставок в Италию, балканские страны, Турцию, Израиль и т.д. Более того, удельный вес торговли с Францией в общем товарообороте Азербайджана в минувшем году держался в пределах 1,6%, то есть и в случае полного разрыва деловых связей наши экспортеры не понесут сколь-либо невосполнимых потерь.
Напротив, французский торговый капитал рискует не только из-за потери емкого и перспективного азербайджанского рынка, но также понесут ощутимый ущерб инвесторы. Так, если волны агрессивной политики официального Парижа в отношении Баку не спадут, национальное внешнеполитическое ведомство имеет в распоряжении стратегический рычаг воздействия - например, компания TotalEnergies, вот уже 28 лет активно сотрудничающая с Государственной нефтяной компанией SOCAR, по примеру ряда слишком активных корпораций может быть выдворена из проекта разработки газоконденсатного месторождения «Абшерон», а также потерять пятипроцентную долю в трубопроводе Баку-Тбилиси-Джейхан.
Сегодня Страна огней предлагает искреннее сотрудничество со всеми странами мира, надеясь на зеркальную взаимность, однако вряд ли стоит всерьез рассчитывать на партнерские связи при виде гримас «христианского заступничества». Это и есть корень злоключений правительства Эмманюэля Макрона, пытающегося не объединять, а разъединять государства и целые регионы даже не по религиозному, а по конфессиональному признаку.
Президент Ильхам Алиев в упомянутом знаковом обращении 21 ноября прошлого года подчеркнул: «Параллельно с тенденциями неоколониализма мы также наблюдаем широкий размах во Франции расизма, ксенофобии и исламофобии. Вместо того чтобы бороться с такими тревожными и опасными тенденциями внутри страны, ее правительство пытается поучать другие субъекты международного права. Недавнее изгнание французских войск из Мали, Нигера и Буркина-Фасо еще раз продемонстрировало, что ее беспощадная политика неоколониализма в Африке обречена на неудачу. Франция, которой должно быть стыдно за свою богатую кровавыми преступлениями историю колониализма, вместо того чтобы извиниться за совершенные ею зверства, разглагольствует о фиктивных этнических чистках в других странах».
Череда успешных конференций, инициированных Бакинской инициативной группой в ряде мировых столиц, пока не дает основания утверждать, что созревший гнойник колониализма лопнет не сегодня завтра, тем не менее народы всех стран - Азии, Африки, Океании, Латинской Америки благодаря инициативе Президента Ильхама Алиева осознали необходимость институционализации борьбы за независимость.
Сегодня в мире существует 17 одних только островов-колоний, управление которых далеко от знаменитых Бандунгских принципов, базирующихся на примате международного права, и Азербайджан, первым восстановивший государственный суверенитет, стал естественным маяком для тех, кто хотя бы мечтает о реализации собственной мечты. И адресованное президенту Франции Эмманюэлю Макрону открытое письмо участников Cтамбульской конференции свидетельствует о том, что люди не только перестали бояться массовых репрессий, но и имеют перед глазами яркий пример подъема национального самосознания в конкретной стране постсоветского пространства.
После исторической Победы Азербайджана в 44-дневной Отечественной войне 2020 года всем по обе стороны Атлантики стало понятно, что в нынешнем мире только сильные лидеры могут вместе с народом обеспечить самые большие успехи, базирующиеся на весомом идейном наследии. В нашем случае это счастье, что 15 июня 1993 года к власти вернулся общенациональный лидер Гейдар Алиев, заново отстроивший фундамент государственности, на котором затем главой государства было выстроено надежное здание национального единства. Вот такое созвучие между прошлым и настоящим и есть залог наших достижений.
Страны, страдающие от колониальной зависимости, просто обязаны пройти путь через тернии к звездам, причем им есть чему поучиться у официального Баку: ведь идеологическое наследие патриарха геополитики действенно всюду, причем не только как пример воспитания патриотизма, но и организации дела, нацеленности на решение и преодоление любых трудностей. И для этого ничего нового придумывать не надо - стоит вдуматься в то, как интернациональное общество Азербайджана объединилось вокруг Президента Ильхама Алиева, как национальной дипломатии удалось нейтрализовать тщетные потуги Парижа и Иревана обвинить нас в агрессии, создавая, в частности, реваншистские настроения в Армении.
Неплохим примером для аналитиков являются и процессы в кризисе между цивилизациями в самом центре Европы, которые, кроме прочего, наглядно показывают, насколько важна не только энергетика патриотизма и национально-освободительного движения, как то было у нас во время зарождения Народного фронта, но и то, насколько они современны, своевременны и служат ли развитию государственности.
Планы Президента Ильхама Алиева по развитию Южного Кавказа, в том числе Шушинская декларация, утверждение тюркского цивилизационного единства свидетельствуют о том, что развитие нашего государства позитивно, вовлекая в процессы сопредельные страны и даже регионы. В том и заключается смысл современной философии геополитики, чтобы развитие было не за счет других, а в сотрудничестве со всеми звеньями глобальной экономики. Именно эта прагматичная концепция и практика, сформированная гением Гейдара Алиева, стала основой нашего коллективного идейного наследия, которому неизменно следует Страна огней.
Территориям, страдающим от колониализма, на примере азербайджанского народа предстоит познать еще одну истину: освободительное движение основано не на «партизанских наскоках», а на просвещении и глубоких знаниях, на взаимовыгодном прагматизме, уважении достижений современной науки и культуры, направленных на развитие общности, при этом лишенных ненависти к другим странам и народам, пусть даже, подобно Армении, пока зацикленным на конфессиональной и этнической ненависти.
Именно вооружившись позитивным примером Азербайджана, можно рассчитывать на то, что обязательно наступит устойчивое и светлое будущее, нацеленное на межрегиональное и даже глобальное развитие ради счастья подрастающих поколений, будь то в Африке или Французской Полинезии, так как изменить общественное сознание можно не столько с помощью обучения, овладения современными знаниями, использования самых прорывных техник и технологий, но прежде всего при наличии великого лидера, коим нас наделили Судьба и Высшее провидение.