Многовекторность vs принцип маятника

Политика
28 Февраль 2024
09:34
847
Многовекторность vs принцип маятника

Сбалансированная внешняя политика Азербайджана доказала свою эффективность в отличие от армянской политики лавирования

В своей инаугурационной речи Президент Ильхам Алиев определил внешнеполитические ориентиры Азербайджана.

В частности, глава государства четко указал, что развивая и дальше отношения с международными организациями, в первую очередь усилия будут приложены в рамках Организации тюркских государств. «Это для нас приоритет, и я хочу заявить об этом открыто. Это для нас основная международная организация, потому что это наша семья. У нас нет другой семьи. Если кто-то считает, что мы должны искать семью в другом месте, то могу сказать, что нигде нас не ждут и уже не скрывают этого», - прямо заявил Президент Ильхам Алиев.
На втором по важности месте глава государства разместил Организацию исламского сотрудничества (ОИС), которая всегда - как в период оккупации, так и после нее, а также во время второй Карабахской войны, антитеррористической операции и после нее - находилась рядом с Азербайджаном: «Отношение к исламу и всем религиям в Азербайджане высоко ценится этой организацией. Она объединяет все мусульманские страны. Конечно, принятие и поддержка наших инициатив в этой организации имеет особое значение».
Далее глава государства упомянул Движение неприсоединения (ДН): «В период нашего председательства Движение неприсоединения вступило в новую плоскость, и мы, конечно, не можем позволить, чтобы оно в определенной степени подверглось спаду. Если понадобится помочь решению проблем, стоящих перед странами-членами, то мы, конечно, сделаем это».

Свою точку зрения на внешнеполитические приоритеты нашей страны в интервью газете «Бакинский рабочий» изложила доцент кафедры политологии Академии государственного управления при Президенте Азербайджанской Республики Елена Касумова.

- Представители западных и российских политологических центров делают прогнозы по поводу выдвинутых Президентом Ильхамом Алиевым внешнеполитических приоритетов. Можно ли прежде всего говорить об изменении самой стратегии многовекторности? 
- Соглашусь, что многовекторность и многополярность в настоящее время входят в топовые темы международной аналитики, но мы проследим азербайджанский кейс. 
К внеочередным выборам главы государства Азербайджан подошел с уникальной историей успеха, которую объективно можно считать феноменом на постсоветском пространстве. Президенту Ильхаму Алиеву удалось не только окончательно закончить доставшийся от советского режима сложный территориальный конфликт, но и на его сложном фоне политико-дипломатическим инструментарием адаптировать без каких-либо уступок вполне приемлемую для себя модель отношений с двумя центрами силы, то есть и с Россией, и с Западом.
Декларация о союзническом взаимодействии с РФ никак не ограничивает Азербайджан в своих действиях. Россия крайне заинтересована в транспортно-логистическом потенциале нашей республики, причем не только в МТК Север- Юг, но и, после начала войны в Украине, в МТК Восток- Запад через Средний коридор. Лидеры Евросоюза на самом высоком уровне открыто не только признают надежность Азербайджана как партнера по энергетической безопасности, но и подчеркивают значительную роль нашего государства в гарантированном снабжении Европы энергоресурсами. Сегодня перед Азербайджаном открыты реальные перспективы высоких доходов и на европейском энергетическом рынке, и на направлении транспортных коммуникаций. 
Таким образом, два антагонистических полюса мировой политики не только настроены поддерживать с Азербайджаном работающие деловые отношения, но и ценят эти отношения. Возможность устойчиво сохранять одинаково равную дистанцию от конкурирующих полюсов, то есть проводить реально многовекторную политику в современной системе международных отношений, может иметь только государство с внеблоковым статусом и, что не менее важно, не стремящееся к получению статуса в военно-политическом союзе, как например, Украина, Грузия, Молдова. На территории постсоветского пространства таким внеблоковым статусом фактически обладает только Азербайджан. Следует признать, что обеспечение внеблокового статуса государства требует существенного наращивания как военных расходов, так и увеличения численности национальной армии, создания новых родов войск, о чем подробно было сказано в инаугурационной речи главы государства. Азербайджан готов к использованию «жесткой силы» для защиты национальных интересов. Но коннотации многовекторности значительно разнятся. В частности, заявленная Арменией политика комплементарности, то есть многовекторности как подвижный выбор ориентаций во внешней политике, на протяжении всего периода карабахского конфликта представляла лавирование между двумя конкурирующими полюсами. Фактически это было латентное движение от одного полюса к другому по принципу маятника. Но, как и по законам физики, в политике маятник не приводит государство в состояние равновесия и плоды армянской многовекторности оказались трагичны для ее государственности.
- Во внешнеполитической стратегии, заявленной в инаугурационной речи Президента Ильхама Алиева, Организация тюркских государств занимает почетное первое место. Чем, на ваш взгляд, объясняется данный приоритет?
- Важнейшим итогом Победы Азербайджана стало усиление политической консолидации тюркских государств. Стратегическая по своей сути Шушинская декларация закрепила военно-политический союз Азербайджана и Турции. Складывающийся тюркский полюс заявил о себе как о новой гео-экономической реальности благодаря Среднему коридору. Стратегическое партнерство Баку и Анкары, эффективно соединившее военно-технические возможности двух тюркских государств, дало мировому истеблишменту зримый сигнал о новой геополитической реальности, берущей истоки в этнической идентичности. Президент Ильхам Алиев считает, что на основе общей этничности и общего географического пространства с учетом сильного военного потенциала Турции и Азербайджана ОТГ должна стать одним из глобальных силовых центров, серьезным игроком в мировом масштабе. Инструментами стратегической автономности тюркского полюса как геополитического центра в складывающейся на наших глазах полицентричности мирового устройства, как отмечал Президент Ильхам Алиев, стало «расширение сотрудничества между тюркскими странами в таких областях, как безопасность, оборона и оборонная промышленность». 
- На второе место по важности среди внешнеполитических приоритетов глава государства поставил Организацию исламского сотрудничества. Почему?
- В декабре 1991 года Азербайджанская Республика первой среди государств, образовавшихся после распада СССР, приобрела статус члена ОИК (ныне - ОИС). Вступление в ОИК и укрепление сотрудничества с ней были связаны с усилением исламского вектора нашей внешней политики. В условиях растущей исламофобии мусульманским странам крайне важно оказывать взаимную поддержку друг другу, укреплять исламское единство. Азербайджан постоянно поддерживает усилия организации по укреплению исламской солидарности в мире. Президент Ильхам Алиев особо подчеркнул, что наше государство должно быть в первых рядах борьбы против исламофобии в мире. ОИС все годы армянской агрессии выступала за территориальную целостность нашего государства, последовательно поддерживала Азербайджан во время второй Карабахской войны и в послевоенный период. Азербайджан расширил контакты в рамках ОИС и двусторонних контактов между входящими в нее странами-членами, с которыми развивается активное партнерство, прежде всего в энергетической сфере, причем как в традиционной углеводородной, так и в альтернативной. 
- Третье место во внешнеполитических приоритетах Азербайджана заняло Движение неприсоединения. В чем тут кроется интерес Баку? 
- Четырехлетнее председательство Азербайджана в Движении неприсоединения отмечено важными политическими успехами, в частности, восстановлением прежнего авторитета движения, борьбой с «политикой вакцинного национализма» развитых стран, развитием парламентской дипломатии, межпарламентских и молодежных сетей, усилением институциональных механизмов самого движения, открытием в Нью-Йорке штаб-квартиры ДН. Движение неприсоединения - это, прежде всего, международный авторитет и активная «мягкая сила». В ближайшие три года Азербайджан будет работать в «тройке председательства» движения и, как подчеркнул Президент Ильхам Алиев, «сделает все возможное, чтобы Движение неприсоединения, как институт, стало еще сильнее». 
- Как объяснить тот факт, что в число внешнеполитических приоритетов Азербайджана не попало постсоветское пространство? 
- Инаугурационная речь обозначает стратегические приоритеты, а Россия и Беларусь подпадают в зону тактически выгодного экономического сотрудничества, о котором глава государства говорил 25 мая прошедшего года на заседании Высшего евразийского экономического совета в расширенном составе. Не случайно Президент Ильхам Алиев подчеркнул, что впервые участвует в заседании как гость, но думает, что он «наверняка здесь не гость, с главами государств - членов ЕАЭС (естественно, за исключением Армении) мы встречаемся регулярно и в рамках саммитов СНГ, и в двустороннем формате». Украина, Грузия и Молдова - это государства с нерешенными территориальными конфликтами, и Азербайджан, всегда выступая за разрешение этих конфликтов на принципах международного права, поддерживает их обоснованные требования в рамках норм международного права. Баку оказывает этим государствам гуманитарную помощь и международно-политическую поддержку, развивает экономическое и культурное сотрудничество. Однако и эти государства попадают в зону тактических, но не принципиальных стратегических интересов.
Инаугурационную речь Президента Ильхама Алиева можно рассматривать как манифестирование государственности, определяющее ориентиры будущего. Она артикулирует стратегические цели внутренней и внешней политики, формулирует идейную основу объединения нашего общества на послевоенном этапе развития Азербайджана. 
 

Экономика
Новости