Популизм - тренд или требование времени

Политика
02 Март 2024
10:18
669
Популизм - тренд или требование времени

Прыть Иревана надо использовать в рациональном русле 

Население Азербайджана давно позабыло площадных говорунов, набиравших очки на количестве митинговых ротозеев, но в Армении этот феномен со знаком минус становится все популярнее. 

В политических кругах страны хаев активно обсуждается тема досрочных парламентских выборов в 2024 году, а потому не случайно, что спикер местного парламента Ален Симонян решил перещеголять своих товарищей по партии власти Никола Пашиняна и Арарата Мирзояна в плане громких фантазий. 
Один из последних его перлов заключается в том, что «российские пограничники должны уйти из аэропорта «Звартноц», так как нет гарантий, что в случае угрозы они защитят наши границы». 
Если не ошибаюсь, отряды в подчинении ФСБ РФ согласно ст.3 двустороннего действующего договора, вплоть до создания Иреваном собственных полноценных пограничных структур, несут охрану не только у воздушных ворот, но и на всех участках границы с Турцией и Ираном. Так что в силу многих факторов, в том числе кадрового и демографического, это долгий процесс, тем более что Армения находится на самом южном фланге ОДКБ. 

Может быть, спикер поправит меня, как юрист, но то, что он озвучивает, напоминает не комментарий ответственного чиновника, а фигу в кармане. И если кто-то полагает, что Симонян создает предпосылки для окончательной смены внешнеполитического вектора, то это просто игра на публику, так как никаких шагов не предпринято, как то было в том же Иреване на Саммите ОДКБ в ноябре позапрошлого года, когда армянский премьер отказался подписывать пару малозначимых меморандумов, после чего семейная газета, издаваемая его супругой Анной Акопян, раздула бурю в стакане воды, назвав мужа чуть не национальным героем. 
Между тем, с 1992 года, когда Армения и Россия окончательно преобразовались в самостоятельные субъекты международного права, между ними начали складываться весьма своеобразные «партнерские» отношения, когда де-факто вассалу было крайне выгодно перекладывать на сюзерена ответственность не только за периметр границ, но и довольно многие внутриполитические процессы, прикрываясь рассказами, что есть такие «красные линии» безопасности, которые никто, кроме Москвы, обеспечить не может. И многие воспринимали эту формулу в качестве постулата, типа «Россия - вечный брат и союзник, а Армения - надежный форпост, а потому местным властям не о чем беспокоиться». 
Но это был очередной миф, вроде «непобедимого армянского воинства», «участия тысяч сирийских головорезов» в Отечественной войне 2020 года и пр. Причина проста - союзничество сродни улице с двусторонним движением, а «чемодан без ручки» никакой не союзник, а объект, который можно запихнуть в угол, спрятать в шкаф от досужих гостей, от него даже можно отмахнуться или прибить газеткой. И вообще можно оставить номинальное название страны, как есть, а самих армян растворить на необъятных российских просторах - тоже вариант, и похоже, к этому все придет, если такие неуемные деятели, как Ален Симонян, слишком усердно будут «вешать лапшу на уши» потенциальным избирателям. 
Впрочем, его заявления насквозь пропитаны отсутствием объективных предпосылок, а субъективизм изначально, с мая 2018 года, упирается в стиль руководства всего кабинета министров Никола Пашиняна. 
Армянская диаспора и даже некоторые политики коллективного Запада путают глупости насчет «разрыва с Кремлем» со сменой стратегического курса, однако никакой стратегией тут не пахнет. А если кто-то начнет загибать пальцы по поводу визита Анны Акопян в Киев, совместных армяно-американских военных учений, ратификации статута в Международном уголовном суде, то это не более чем вербальные упражнения на заказную тему. Для того чтобы ощутить «процесс» демократизации, требуются глубокие институциональные преобразования, которых пока в Армении не заметно. 
Впрочем, не только в международных отношениях, но и на улице «правильных пацанов» оценивают по шагам. Неспроста ведь российская погранслужба заявила, что не получала из Иревана сигналов о подготовке к расторжению договора с армянскими коллегами, ровно так же и Минобороны РФ, и руководство ОДКБ ответили после демарша Пашиняна о заморозке отношений с военно-политическим блоком. Так что в интервью можно сказать все что угодно, а глобальным СМИ с пятимиллиардной аудиторией вообще можно излить душу насчет «притеснений со стороны ненавистной метрополии». Но есть процедурные моменты, а то получается, что соревнующиеся в популярности высшие политические чиновники соседней страны своей риторикой нарочито раздражают сразу все «башни» Кремля, давая повод Госдуме и Совету Федерации для обвинений, чтобы внутренняя аудитория увидела факт дипломатической экзекуции за то, что Симонян, например, пострадал за нетрадиционные взгляды. 
А вот еще один ляп от спикера: «Армения готова стать кандидатом в члены Евросоюза и двигаться в направлении, которое обеспечит стране максимальную безопасность и развитие демократии, хотя смена вектора и перспективы присоединения к НАТО в стране пока не обсуждаются». 
Вот вам образец «кучерявой» стилистики, свойственной болтунам, любящим попозировать перед телекамерами. Представьте, о «развитии демократии» разглагольствует чиновник, буквально недавно объявивший недоверие вроде как независимой местной судебной системе после того, как жена его брата пару суток просидела в комнате для допросов по делу о коррупции. Так о какой демократии можно говорить, если руководитель одной из ветвей власти игнорирует другую власть, демонстрируя поддержку членам своей семьи? 
В принципе никто, тем более если судить с колокольни коллективного Запада, не верит в реальную борьбу правительства Никола Пашиняна с коррупцией и ее эффективность. И это не потому, что на нем нет ни кимоно, ни даже борцовского облегающего трико, а в силу отсутствия традиций и намерений. В действенность усилий не верит и сам премьер, в противном случае он не стал бы заявлять своими устами, что борьба с коррупцией в Армении фактически провалилась. А с учетом того, что после их революции по ряду уголовных дел проходят его товарищи по команде - это, пожалуй, лучший показатель того, что коррупция внутри действующей власти так и не была искоренена, не говоря о бытовом взяточничестве. 
Именно это обстоятельство сегодня констатируют и в Брюсселе, и в Париже, и в других столицах Старого Света, но просто хотят подразнить гусей, используя Иреван в качестве прутика и показывая, что готовы откликнуться на робкое пашиняновское постукивание в двери «предбанника» Евросоюза. А ведь именно усиление борьбы с коррупцией является важным компонентом процесса расширения ЕС и одним из девяти главных шагов на пути к вступлению в эту организацию. Такое требование было озвучено и к Грузии, и к Молдове, и к Украине, а чиновники даже погрозили ей пальчиком за зашкаливающий уровень «распила», хотя Еврокомиссия обещала ускорить процедуры в отношении страны, пострадавшей от последствий войны. 
Так что более чем очевидно, что надежды, в частности, Симоняна и его патрона на интеграцию в западные структуры или получение от последних серьезной финансовой поддержки и инвестиций в обозримом будущем тщетны, и очевидно, что в Брюсселе никто не ждет проблемный Иреван с распростертыми объятиями. 

Фидан САЛМАНЛЫ 

Новости