Ежедневная общественно-политическая газета
Ежедневная общественно-политическая газета
«Армянский вопрос» на Кавказе после Первой русской революции
«В 1907 году дашнаками были произведены 3060 случаев теракта, и «Дашнакцутюн» непрерывно доставляет на Кавказ оружие, боеприпасы, вооружая армян-инсургентов, которые планомерно готовятся к инсуррекции с целью реализации своего выдуманного «мифа». Для этого «Дашнакцутюн» готовил боевиков в военных школах, одна из которых находилась в Болгарии, в Рильском монастыре».
П.А.Столыпин, министр внутренних дел,
председатель Совета министров Российской империи
Император Николай II 3 июня 1907 года распустил вторую Думу. Так завершилась Первая русская революция. Царское правительство, пытаясь упрочить государственные устои, с лета 1907 года перешло к радикальным мерам. Начались аресты революционеров и закрытие оружейных складов. Дашнаки также подвергались преследованиям жандармерий и царской охранки.
Однако развернувшиеся процессы не остановили армянство, и оно продолжало действовать в русле своей интеллигибельной мечты. За короткий период дашнакская «паутина» охватила не один континент и перешла в Западное полушарие. Об этом писал в своей записке, базируясь на реальных фактах, начальник Жандармского Управления Елизаветпольской губернии А.М.Еремин (1872-1920). Он показывал, что образованная в конце ХIХ века партия «Дашнакцутюн» распространилась за пределы Османской империи, полонила Кавказ, перешла в Европу, Африку и даже Америку (Архив общественно-политических документов Управления делами Президента Азербайджанской Республики (далее АОПД УДП АР) АОПД УДП АР, ф.276, оп.8, д.334, л.6 об.)
«Армянский вопрос» был главной темой деятельности армянства, и для достижения этой цели руководители-идеологи продолжали вооружать армянское население, размещенное на Кавказе. Оружие доставлялось на Кавказ по двум направлениям: морем, из болгарских портов, и сухопутным транспортом из Восточной Анатолии. Пытаясь реализовать свои мифические планы, армянство рассчитывало на резонанс национально-освободительного движения Саттархана, не исключая начала инсуррекции в регионе в случае вмешательства России во внутренние дела гаджарского Ирана. И здесь оружие для инсургентов должно было доставляться с оружейных складов Кавказа и Восточной Анатолии (АОПД УДП АР, ф.276, оп.8, д.335, л.6). В своей борьбе партия, придерживаясь террора и инсуррекции, обладая мощной материально-военной базой, как в Болгарии, так и в США, также имела «стройную организацию, в которую входили пехота, кавалерия, артиллерия и саперы». Вся деятельность «Дашнакцутюн» в постреволюционный период была направлена на подготовку вооруженного выступления зинворов в Османской империи, и для этой цели партия располагала «возможностью сосредоточить армию в 60 000 чел.» (АОПД УДП АР, ф.276, оп.8, д.265, л.60). Располагая огромными субсидиями, партия еще в 1902 году в Лондоне учредила «Армянский национальный банк» на имущество армяно-григорианской церкви и на средства армянских капиталов, в частности бакинского нефтепромышленника
А.Манташева (АОПД УДП АР, ф.276, оп.8, д.334, лл.11, 11 об.)
В постреволюционный период «Дашнакцутюн», основываясь на принятую программу и Устав IV съезда партии, проведенный в начале 1907 года в Вене, продолжал действовать в этом направлении (АОПД УДП АР, ф.276, оп.8, д.499, лл.1-20; д.236, лл.1-12 об.) Касаясь данного вопроса в своем донесении от 26 августа 1909 года за №1114 директору Департамента полиции Н.П.Зуеву (1857-1918), начальник Жандармского Управления г.Одесса полковник Д.С.Померанцев писал, что дашнаки, действующие в Османской империи, не отказываются от своей интеллигибельной мечты, и главная цель партии заключается в образовании мифической «Великой Армении» в Восточной Анатолии (АОПД УДП АР, ф.276, оп.8, д.335, лл.5-6.)
Не отказываясь от интеллигибельной мечты, образования «Великой Армении», «Дашнакцутюн» одновременно пытался доказывать кавказской администрации свою лояльность к Российской империи. Эта действительность беспокоила высший эшелон правительственных кругов Российской империи. Сведения МВД России вырисовывали неутешительную картину социально-политической жизни Кавказа. И здесь дашнаков опекал кавказский наместник И.И.Воронцов-Дашков (1837-1916). Он пытался осветить в светлых красках социально-политическую ситуацию в регионе, уверяя председателя Совета Министров и министра внутренних дел П.А.Столыпина (1862-1911), что к «к началу 1907 года «Дашнакцутюн» потерял почти всякую нравственную связь и силу среди армян. Значение «Дашнакцутюн» с конца 1906 года резко упало, и нет никаких оснований предполагать, чтобы он («Дашнакцутюн». - Ред.) когда-либо приобрел в пределах России ту же нравственную силу, достиг той же высоты, до которой он доходил в период времени с 1903 по 1905 г.» (АОПД УДП АР, ф.276, оп.8, д.265, л.14).
Однако осведомленный о постреволюционном периоде на Кавказе, П.А.Столыпин, базируясь на факты, представленные МВД России, и в частности на сведения Особого отдела Департамента полиции и Тифлисского Губернского Жандармского Управления, не соглашался с объяснениями И.И.Воронцова-Дашкова, указывая, что в 1907 году дашнаками были произведены 3060 случаев теракта, и «Дашнакцутюн» непрерывно доставляет на Кавказ оружие, боеприпасы, вооружая армян-инсургентов, которые планомерно готовятся к инсуррекции с целью реализации своего выдуманного «мифа». Для этого «Дашнакцутюн» готовил боевиков в военных школах, одна из которых находилась в Болгарии, в Рильском монастыре (АОПД УДП АР, ф.276, оп.8, д.265, лл.20-21).
Вышеприведенные факты неоспоримо доказывали, что армянство не собиралось сдаваться и в постреволюционный период последовательно продолжало начатое дело, а именно - не отказывалось от сепаратизма, вооружалось, готовилось к террору и инсуррекции, а «Дашнакцутюн» был ярким отражением «армянского синдрома».
Однако кавказский наместник И.И.Воронцов-Дашков старался всячески «убаюкивать» вышестоящие инстанции, ссылаясь на произведенные аресты членов партии «Дашнакцутюн» в 1908 году в Елизаветпольской губернии, которые якобы привели к ликвидации партии в данной губернии (АОПД УДП АР, ф.276, оп.8, д.265, лл.14-15). Последующие события неоспоримо доказывают, что дашнаки не успокаивались и целенаправленно продолжали политику армянства.
8 марта 1910 г. помощник начальника Иреванского Губернского Жандармского Управления ротмистр Ангилеев, ссылаясь на агентурные сведения, в своем секретном донесении писал начальнику Тифлисского Губернского Жандармского Управления И.И.Пастрюлину о подготовке теракта против полковника Вакуленко и ротмистра Буркацкого Карсским и Александропольским комитетами «Дашнакцутюн» (АОПД УДП АР, ф.276, оп.8, д.275, лл.23, 23, об.24). Одним из участников, по сведениям, был Саркис Тер-Каприэлянц, задержанный в г.Иревани (АОПД УДП АР, ф.276, оп.8, д.275, л.22). В своем донесении от 20 марта 1910 года ротмистр Ангилеев заявил, что в убийстве ротмистра Буркацкого непосредственное участие принимали скрывающиеся в урочище Сарыкамыш жители г.Карса Арам Самуелянц и Симон Ерганянц (АОПД УДП АР, ф.276, оп.8, д.275, лл.30, 30, об.31) По представленным сведениям главы Жандармского Управления г.Одесса Д.С.Померанцева от 20 октября 1910 года начальнику Тифлисского Губернского Жандармского Управления И.И.Пастрюлину редактор органа партии «Дашнакцутюн» «Дрошак» Агнуни /Хачатур Малумьян отправился в США, где намеревался в первых числах ноября 1910 года муссировать «армянский вопрос» в 23 городах США. В своей рабочей программе Агнуни планировал «обратить внимание армян, проживающих в Америке, на заключенных на Кавказе по политическим делам армян и убедить первых по сему поводу протестовать и в то же время оказать заключенным материальную помощь» (АОПД УДП АР, ф.276, оп.8, д.337, лл.18, об.) Д.С.Померанцев также отмечал, что Агнуни надеялся с помощью дашнаков, окопавшихся в Америке, организовать миксовые армяно-американские организации, в состав коих должны были войти главным образом американцы, которые своим влиянием путем печати или слова обратили бы внимание американского общества на Османскую империю, и тем самым продвигать «армянский вопрос».
(Продолжение следует)