Ежедневная общественно-политическая газета
Ежедневная общественно-политическая газета
или Реализм дипломатии, рассеивающий туман заблуждений
Сильные центры и государства неохотно включаются в решение неурядиц так называемых «окраинных» стран и регионов, предпочитая заниматься ими по остаточному принципу. На худой конец - дистанционным образом.
Если говорить по существу, то гегемонам всегда не с руки заморачиваться, потому как они полагают, что проблемы малозначимых субъектов могут быть решены позже.
Им еще кажется, что они призваны выполнять важные исторические миссии, концентрируя внимание на глобальных задачах. Однако нередко то, чего добиваются вчерашние новички или же страны со скромным геополитическим весом, заставляет сильных мира сего всерьез разворачиваться в их сторону, считаться с теми, кого они еще совсем недавно рассматривали в качестве слабаков.
Пока на Южном Кавказе продолжалась агрессия Армении против Азербайджана и Баку неустанно требовал к положению в регионе внимания сильных, гранды все время занимались поиском отговорок, ссылаясь на фактор Минской группы ОБСЕ, которая вроде вплотную занималась вопросом армяно-азербайджанского урегулирования. В ряду хладнокровных институтов было и НАТО, руководители и представители которого неохотно отвлекались на требования Азербайджана об очевидном факте оккупации.
44-дневная Отечественная война все расставила по своим местам, и наша Победа заставила верхушку Североатлантического блока развернуться в сторону Южного Кавказа, где политика Президента Азербайджана Ильхама Алиева установила новый статус-кво. В числе государств и сил, которые оказались буквально застигнутыми врасплох Великой Победой Азербайджана над агрессивной Арменией, были не только западные государства и их лидеры, но и натовские представители, которые когда-то горой стояли за армян, видя в них потенциальных проводников политики западных институтов.
Теперь сравнительно небольшой Южный Кавказ для НАТО и его стратегов - задача со многими неизвестными. Здесь, как известно, есть явный лидер, который тянет за собой основную социально-экономическую нагрузку региона, диверсифицируя коммуникационные возможности в свете глобальных координат. Азербайджан не приносит абсолютно никакой головной боли внешнему сектору. Наоборот, политика официального Баку поэтапно решает не только повседневные задачи, но и успешно справляется с трудными дилеммами, вытекающими из горячей евразийской повестки. Интеграция Баку в ЕС идет мерным ходом, и она вполне устраивает азербайджанскую сторону, впрочем, как и Брюссель.
Грузия с ее нерешенной территориальной проблемой со времен Михаила Саакашвили продолжает стучаться в двери НАТО и Евросоюза, видя в этом смысл исторического выбора. Экономика страны интегрирована в региональную схему, где успешно работает тройственный формат взаимодействия с участием Азербайджана и Турции.
За счет инициатив Азербайджана Грузия уже интегрирована в Старый Свет, являясь участницей выгодно работающих энергетических и транспортно-коммуникационных проектов. Однако этого фактора, как видится, в глазах евроориентированных политиков страны оказывается недостаточно. Им кажется, что мечта об евроинтеграции для грузинского народа реализована не до конца и до выполнения программы максимум еще далеко.
Политики Евросоюза и верхи НАТО держатся за этот мотив самым серьезным образом, полагая, что Тбилиси для них верный союзник, и он не подведет.
Армения остается слабым звеном, которое охвачено евроискушением и соблазном вступления в НАТО, хотя страна все еще пребывает в ЕврАзЭС и ОДКБ и рьяно проповедует курс мифической многовекторности, обманывая не столько западников, сколько самих себя. Но западные политики, разбираясь в перипетиях армянской ментальности и особенностях политиков этой страны, не торопятся требовать от Иревана ясного ответа на принципиальные вопросы.
Как ни пытались европейские политики и натовские верхи рассматривать Южный Кавказ в своих видениях в качестве единого целого, которое можно будет скопом перетянуть на свою сторону, ничего из этого не вышло. Коррективы в их планы внес Азербайджан, который не дает помыкать собой, искусно находит алгоритмы для преодоления своих проблем и забот, наконец, не хуже западников выводит контуры стабильного порядка, как для Южного Кавказа, так и для большого Евразийского пространства, охватывающего еще и ареалы Центральной Азии и передней части континента.
Визит генерального секретаря НАТО Йенса Столтенберга в регион совпал со временем похолодания отношений между Баку и Брюсселем, и самую пагубную роль в процессе отдаления сторон друг от друга играет Париж, который меняет представления о здравой семантике европейской политической этики. Должно быть, генсеку Североатлантического блока хорошо известно, что застрельщиком обострения связей стал не Баку, а Париж, который представляет и НАТО в том числе. Стало быть, спрос должен быть с Эмманюэля Макрона, который на кавказском, а если более точно, на азербайджанском направлении ведет себя как слон в посудной лавке.
На встрече Президент Ильхам Алиев донес до внимания высокого гостя истину о том, как Баку решил свою территориальную проблему, восстановив целостность страны. Азербайджанская сторона никого не обидела, полноту трудной задачи взяла на себя, наказав возмутителя регионального спокойствия.
Неопровержим тот факт, что победа Азербайджана над агрессивной Арменией стала костью в горле для политиков многих государств и кругов. Пока армянская оккупационная армия бесчинствовала на азербайджанских землях и Баку бил в набат, что его бесноватый сосед плюет на нормы международного права, «цивилизованные» западники, в том числе и натовцы, реагировали молчанием, давая понять, что формат злополучной Минской группы ОБСЕ сделает сказку былью. Чего стоили подобные заверения, Президент Ильхам Алиев осознал очень быстро, как только занял пост главы государства.
Для официального Баку сбалансированный курс всегда был в активной фазе и никак не был связан с конъюнктурными соображениями, чего не скажешь о политике Армении, которая всегда делает ставку на иждивенчество в поисках выгоды только для себя. Опозорившийся Иреван после второй Карабахской войны стал активно пересматривать отношения с традиционными союзниками.
Неудивительно, что в его отношениях с Москвой обозначился серьезный сбой. На этом фоне взаимодействие России и Азербайджана вышло на качественно новый уровень, и ЕС, и в особенности Франция начали прессинговать Баку. Западников стали сильно раздражать не только успехи Азербайджана, но и активизация в регионе Турции, которая стабильно выдерживает курс рационализма, обещающий выгоды всем, в том числе и Армении. И, как видно, это сильно волнует также и НАТО, которое смотрит на Южный Кавказ сквозь призму потенциальных преференций только для себя.
Главным для Североатлантического блока партнером в регионе остается Грузия, за которой закрепилась репутация «своего субъекта». Однако в Брюсселе понимают, что ставка на нее одну никак не сыграет в большой игре. Как бы на Западе ни старались считать Азербайджан сложным и неудобным партнером, там отдают себе отчет в том, что с фактором доминирования Баку необходимо считаться, смирившись с ним.
В натовских коридорах осознают, что попытки привязки Иревана к Североатлантическому блоку не смогут компенсировать издержки от возможной конфронтации с Азербайджаном. Поэтому Брюссель, как центр Евросоюза и как штаб-квартира НАТО, принял на вооружение план примирения Баку с Иреваном, понимая, что дожать Президента Ильхама Алиева в нечестной игре никак не удастся. Потому руководство НАТО идет на альтернативный ход, который предусматривает снижение напряжения в регионе с купированием рисков, исходящих не столько от Армении, сколько от Франции, пытающейся играть роль первой скрипки в Альянсе.
Если Североатлантический блок пытается играть на Южном Кавказе заметную роль, то он обязан наладить прагматичный порядок путем нейтрализации пагубной активности Франции. Однако Брюсселю не стоит забывать, что порядок выстраивания отношений Баку с Москвой, Анкарой, Пекином и Тегераном будет регулироваться не из Европы, а из азербайджанской столицы. С этим и Й.Столтенбергу, и остальным придется смириться.
Согласование новых рамок партнерства между НАТО и Азербайджаном имеет целью вдохнуть новую струю в организм взаимодействия. Баку готов выслушивать предложения партнеров, и сам он в состоянии выдвинуть новые инициативы, чтобы сотрудничество оборачивалось новыми приобретениями. И если в НАТО всерьез обеспокоены судьбой коридоров, проходящих через Южный Кавказ, в том плане, чтобы сохранить за собой ключи контроля, то такой порядок точно не устроит Азербайджан.
Многолетние усилия Баку по стимулированию интеграции республики и вместе с ней всего региона в Европу увенчались успехами, которые одинаково важны для всех участвующих сторон. Доселе в подходах и расчетах была полная совместимость, которая одинаково устраивала и Баку, и Брюссель. Теперь же, когда для НАТО и всего Запада встал ребром вопрос о нивелировании влияния России, это не особенно затрагивает интересы азербайджанской дипломатии. То есть она тщательно прослеживает процессы, но не видит смысла в том, чтобы искусственно драматизировать воздействие украинского кризиса на положение на Южном Кавказе.
Роль и значение азербайджанских подходов к евразийским процессам маститые аналитики потому и квалифицируют рациональным образом, что Баку умеет применять дифференцированные алгоритмы. Формат сотрудничества «3+3», предложенный Президентом Ильхамом Алиевым, предусматривает, прежде всего, нейтрализацию рисков, исходящих от внешних воздействий. Ключевые особенности региональных перипетий при условии преодоления опасностей усилиями региональных государств не сулят ничего опасного для глобального порядка.
Если с этой очевидной данностью не могут смириться внешние силы, то это их проблемы. Азербайджан ставит не на завышенный оптимизм, а на реальный прагматизм, превратившийся в точку отсчета для интересов региональных стран. Фактор Армении в данном случае не в счет, потому что этот проблемный субъект не в состоянии действовать суверенным образом. За него главные задачи решают закулисные сподвижники, пытающиеся сохранить туман заблуждений в силе, чтобы этим навязывать свои видения силам, действующим по принципу наверняка.
Азербайджан со своей реалистичной дипломатией в этой плоскости исключил возможности рисков, положившись на точные расчеты и рациональные выкладки. Об этом генсеку НАТО Столтенбергу и сообщили в Баку, рассеяв туман заблуждений и фантомных представлений. Но это не означает, что Азербайджан отходит от НАТО.
Он дорожит всем достигнутым и готов нарастить совокупный потенциал в будущем, но с условием, что все решения и действия будут следствием полнокровной согласованности. В этом есть большой смысл.